Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа
Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.
Чтобы примирить стороны, А. Г. Качкаева предлагает использовать теорию «формульных жанров» Дж. Кавелти57, в соответствии с которой жанр и формула – аспекты целостного литературного процесса. То же можно сказать о жанре и формате. Просто «жанр» связан, прежде всего, со смысловыми характеристиками программы, «формат» же определяют индустриальные характеристики: «упаковка» содержания, адаптация, способ распространения, стоимость и пр.58.
По другой версии, жанр – один из компонентов формата. О. Р. Лащук в качестве подтверждения этой точки зрения приводит параметры, определяющие формат того или иного медиа. Например, на радио формат станции проявляется в ее музыкальных особенностях, особенностях работы ведущего, новостных, информационных и рекламных выпусках. О. Р. Лащук заключает, что в аудиовизуальных СМИ элементы, составляющие контент, могут быть созданы в соответствии с каким-либо жанром. А уже продолжительность, последовательность, количество, стиль подачи этих элементов будут определять формат. То же характерно и для печатных СМИ: рубрики, разделы заполняют материалами, подготовленными в соответствии с определенными жанрами. Но опять же: объем, последовательность, количество материалов, их расположение на полосе задают формат.
И. Н. Кемарская также считает, что формат включает в себя жанровые признаки. Говоря о жанрах, пишет она, мы объединяем группы произведений в одну на основании их общности. Говоря о формате, мы подчеркиваем уникальность конкретного произведения, наличие признаков, характерных только для него59.
Если говорить об объединяющих рассматриваемые понятия элементах, можно отметить, что и жанр, и формат выполняют схожие функции невербального диалога со зрителем. Жанр отражает представление автора о предмете, формат разрабатывается в соответствии с психологическими установками аудитории. «Формат – это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр – негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями»60.
Основное различие между «жанром» и «форматом» проявляется в степени устойчивости их признаков: неизменных в жанре и вариативных в формате. Как отмечает А. А. Новикова, «телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств»61, жанр же более статичен.
Отношение к жанрам и форматам в медиасреде весьма различно. Кто-то считает, что ничего нового с появлением понятия «формат» не появилось – возникло лишь другое, более простое слово. «Оно доступнее для массового сознания, чем классическое понятие “жанр”, которое уже перегружено всевозможными ассоциациями, смыслами»62. Р. Уильямс в книге «Телевидение. Технологии и структурная форма» утверждает, что значимость жанровых различий понижается: теперь гораздо важнее принадлежность к «формату»63.
Термин «формат» по отношению к радиостанции, как уже было сказано выше, впервые использовали в США в начале 1950-х гг. Согласно легенде, два владельца разоряющейся радиостанции сидели в баре, когда один из них обратил внимание на то, что клиенты заказывали в музыкальном автомате примерно одни и те же композиции. Медиаменеджеры решили: раз люди готовы платить, чтобы услышать любимую песню, то они будут готовы слушать радиостанцию, которая им эту песню предложит. Рецепт прост: выбрать популярные в настоящий момент музыкальные композиции, смешать их в эфире в определенной пропорции, и аудитория будет это слушать. Так появился первый радиоформат «Топ-40».
По другой версии, форматное радио было создано в Чикаго афроамериканцами. В то время культура улиц была под неофициальным запретом, так как шла вразрез с «прилизанной» национальной культурной политикой. Появление первой негритянской радиостанции стало настоящим прорывом. Более того, считается, что язык ди-джеев также был впервые использован именно в эфире негритянского радио. Уже позже он стал языком коммерческого вещания64.
Эти истории демонстрируют простую формулу успеха: дай слушателю то, что он хочет, и тебя ждет успех. Попытки работать «на всех» в большинстве случаев обречены на провал. Медиаменеджеры заинтересованы в том, чтобы станции были специализированы по принципу форматной дифференциации. Так они становятся привлекательными для рекламодателя, давая ему возможность получить доступ к конкретной целевой аудитории.
Некоторые исследователи предлагают рассматривать понятие «формат» применительно к радиосфере в двух значениях65. Одно из них, более широкое, определяет формат как систему формирования творческой концепции вещания, ориентированной на определенный сегмент аудитории. В более узком понимании «формат» – это набор музыкальных и информационных направлений, которые радиостанция использует для привлечения конкретной аудитории. При построении форматной классификации обычно выделяют следующие критерии66:
1. Семиотический критерий, который проявляется в противопоставлении вербального и музыкального контента.
2. Социально-демографические
3. Временной критерий, противопоставляющий настоящее прошлому.
4. Тематический критерий, включающий разнообразные направления.
5. Языковой критерий.
6. Жанровый критерий (на радио его обычно применяют для дифференциации музыкального контента: рок, фолк, джаз, кантри, и т. п.).
7. Статусно-правовой критерий, обычно
выражаемый в терминах «
8. Территориальный критерий, выделяющий местное, региональное, национальное и международное радио.
Различные комбинации данных критериев дают большое количество форматов. На российском радиорынке принято использовать американскую теорию форматов, хотя в последние годы этот подход не отображает в полной мере все изменения, происходящие в отечественной радиосфере. В основе американской классификации лежит преобладание того или иного типа контента. Музыкальные форматы – музыка, информационные форматы – новости, разговорные форматы – разговорный контент. Перечислим основные форматы радиостанций.
1. Формат АС – Adult Contemporary («Современный взрослый»). Имеет ряд подформатов (Hot AC, Urban AC, Lite). Наиболее популярен был в 1980-е годы. Основная аудитория этого формата – наиболее привлекательная для рекламодателей возрастная группа 25-49 лет, так как больше остальных нацелена на зарабатывание и трату денег. Музыкальная основа таких станций – модные и старые поп-хиты 1970–90-х годов, отсутствие любой «тяжелой» музыки. Работу ведущего можно назвать ненавязчивой и лаконичной. Она ограничивается вводным и заключительным словом к музыкальным произведениям, объявлением времени, ведением розыгрышей призов и пр. Парно ведущие обычно работают лишь в утренних шоу. Здесь необходимо отметить, что существуют также радиостанции AC-формата, которые отдают равное предпочтение музыке и новостям. На такого класса станциях, работа ведущего выдвинута на передний план. Из отечественных радиостанций в формате АС начинали вещание «Европа Плюс» и «Радио 7».
2. Формат CHR (или EHR) – Contemporary (European) Hit Radio («Радио современных хитов»). Первоначально формат «Тор-40» (так он назывался в 1950-1960е гг.) был ориентирован на подростков 12-18 лет, но в 1990-е аудитория «повзрослела» (15–35 лет). Это объясняется тем, что начиная с 1950–60х годов появилось множество разнообразных музыкальных направлений и стилей, интересных людям разного возраста. CHR – очень активный формат, не допускающий ни секунды тишины в эфире. Для CHR характерно постоянное звучание «горячей», то есть самой популярной на сегодняшний день музыки, и минимум новостей. Очень часто на станциях CHR-формата в утренние часы делаются очень динамичные, информационно насыщенные шоу. Обычно это парная работа ведущих, проведение розыгрышей и конкурсов. Днем работа ведущего ограничивается объявлением программы передач, анонсами, сообщениями о погоде. Стиль ведения эфира очень ритмичен. Практически все речевые включения ведущий делает непосредственно на музыкальных композициях и лишь при продолжительных включениях (игры, розыгрыши призов и т.д.) на музыкальной подкладке. В данном формате работают радиостанции «Максимум», «Европа Плюс».
3. Формат Easy Listening («Музыка, легкая для восприятия») первоначально назывался Beautiful Music. В его основе инструментальная музыка, мягкий вокал, мелодии, исполняемые коллективами с большим количеством струнных инструментов. Основная аудитория – люди от 40 до 50 лет. Реплики ведущих сведены к минимуму, хотя некоторые станции дают в эфир довольно большие новостные выпуски и информационные блоки.
4. New Age – здесь представлена музыка для снятия напряжения и медитации; кроме музыкальных инструментов активно используют звуки природы. В США радиостанции формата New Age ориентируются на яппи – молодых бизнесменов и деловых людей с престижным университетским образованием, «сливки общества».
5. Формат AOR – Album Oriented Rock/Adult Oriented Rock (рок-музыка из альбомов / рок для взрослой аудитории); часто это не широко известные хиты, а признанные критиками шедевры в своем направлении. Композиции на таких станциях иногда звучат дольше привычных 3 минут, основную аудиторию составляют слушатели 18-34 лет, в основном мужского пола. Такие станции имеют достаточно узкую аудиторию и потому не слишком интересны потенциальным рекламодателям. В начальной стадии своего развития AOR-формат отличался ненавязчивой работой ведущего. Сегодня работу ди-джеев можно описать как живую, остроумную, компетентную. Стиль ведения эфира - интеллигентный, откровенный, лаконичный. В AOR первоначально вещало радио «РОКС».
6. Modern Rock/Alternative («Современный рок/альтернативная музыка») и Classic Rock («Классика рок-музыки»). В мире формат Modem Rock/Alternative, как правило, практикуется на студенческих локальных радиостанциях, ориентируется на молодежную аудиторию, в то время как Classic Rock – на более зрелых людей. Classic Rock-станции «играют» самые хитовые рок-композиции 1970–80-х и начала 1990-х годов.
7. Формат Nostalgia («Ностальгия») – музыка конца 1940–50-х годов (эпоха биг-бэндов), рассчитанный на людей старше 50 лет. Здесь во главу угла ставится музыка, а остальные программные элементы делаются абсолютно незаметными. Рекламные ролики включаются в музыкальный поток как бы случайно, не объединяясь в большие блоки. Однако на многих Nostalgia-станциях ключевую роль играют авторитетные ведущие, пользующиеся уважением аудитории.
8. Похожий формат – Oldies. Ориентируется на поп-стандарты 1950х-начала 1960-х годов. Нечто среднее (ближе к Oldies) представляет собой «Радио Ностальжи».
9. В некоторых странах существуют также станции, которые передают исключительно национальную поп- и рок-музыку. Такой формат называется National Music или National Hit. Такие станции, как правило, весьма популярны, ведь песни на родном языке всегда любимы слушателями. На отечественном медаирынке в формате National Music вещают «Русское радио» и «Наше радио».
10. Узкая, но стабильная аудитория у станций, работающих в формате Religious («Религиозное радио»).
Вышеперечисленные форматы представлены на российском радиорынке, однако существует ряд других, которые вряд ли смогут прижиться в наших условиях, например Country – самый популярный на Юге и на Среднем Западе Соединенных Штатов, или кантри-музыка (американский фолк). Также в России едва ли смогут стать популярными радиостанции формата Urban Contemporary, которые в основном ориентируются на национальные меньшинства: выходцев из Испании и Латинской Америки, индейцев, афроамериканцев и т. д., где в основе вещания – этническая музыка. Хотя недавно на отечественном медиарынке появилась радиостанция «Восток fm», набирающая популярность среди мигрантов.
11. В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа таких форматов, как All News («Только новости»), All Talk («Только беседы»), All Comedy («Только развлекательные программы»), а также News/Talk («Эхо Москвы»). Последний формат характеризуется сочетанием звонков в студию, интервью в прямом эфире и большим количеством новостных блоков.
12. Middle-of-the road (MOR) – формат «для каждого и для никого». Музыка не слишком молода, но и не слишком стара, не агрессивна, но и не спокойна. Никакой другой формат не дает ведущим столько игрового простора и свободы. Доля вербального компонента в этом формате очень высока. При выборе музыки ориентируются не на позиции в хит-парадах, а на звучание шлягеров.
На отечественном радиорынке присутствует также формат «общественное радио», понимаемый, впрочем, не как форма собственности, а как тип программирования. К общественному себя относит «Радио России».
У европейцев несколько иной подход. Согласно классификации, разработанной Службой стратегической информации Европейского вещательного союза, в тематической направленности радиостанций можно выделить десять позиций67. Заметим сразу, что данная классификация основана на смешении ряда критериев.
1. Вещание общей направленности, характеризующееся широким выбором жанров и тем.
2. Информационное радиовещание – освещение текущих событий политической, экономической и социальной тематики (материалы о спорте и культуре сюда не входят).
3. Музыкальное радиовещание.
4. Образовательное радиовещание (передача знаний с ярко выраженной дидактической формой подачи материалов).
5. Культурно-просветительское радиовещание.
6. Научно-популярное
Информация о работе Типология форматов российских телеканалов