Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

Чтобы примирить стороны, А. Г. Качкаева предлагает использовать теорию «формульных жанров» Дж. Кавелти57, в соответствии с которой жанр и формула – аспекты целостного литературного процесса. То же можно сказать о жанре и формате. Просто «жанр» связан, прежде всего, со смысловыми характеристиками программы, «формат» же определяют индустриальные характеристики: «упаковка» содержания, адаптация, способ распространения, стоимость и пр.58.

По другой версии, жанр – один из компонентов формата. О. Р. Лащук в качестве подтверждения этой точки зрения приводит параметры, определяющие формат того или иного медиа. Например, на радио формат станции проявляется в ее музыкальных особенностях, особенностях работы ведущего, новостных, информационных и рекламных выпусках. О. Р. Лащук заключает, что в аудиовизуальных СМИ элементы, составляющие контент, могут быть созданы в соответствии с каким-либо жанром. А уже продолжительность, последовательность, количество, стиль подачи этих элементов будут определять формат. То же характерно и для печатных СМИ: рубрики, разделы заполняют материалами, подготовленными в соответствии с определенными жанрами. Но опять же: объем, последовательность, количество материалов, их расположение на полосе задают формат.

И. Н. Кемарская также считает, что формат включает в себя жанровые признаки. Говоря о жанрах, пишет она, мы объединяем группы произведений в одну на основании их общности. Говоря о формате, мы подчеркиваем уникальность конкретного произведения, наличие признаков, характерных только для него59.

Если говорить об объединяющих рассматриваемые понятия элементах, можно отметить, что и жанр, и формат выполняют схожие функции невербального диалога со зрителем. Жанр отражает представление автора о предмете, формат разрабатывается в соответствии с психологическими установками аудитории. «Формат – это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр – негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями»60.

Основное различие между «жанром» и «форматом» проявляется в степени устойчивости их признаков: неизменных в жанре и вариативных в формате. Как отмечает А. А. Новикова, «телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств»61, жанр же более статичен.

Отношение к жанрам и форматам в медиасреде весьма различно. Кто-то считает, что ничего нового с появлением понятия «формат» не появилось – возникло лишь другое, более простое слово. «Оно доступнее для массового сознания, чем классическое понятие “жанр”, которое уже перегружено всевозможными ассоциациями, смыслами»62. Р. Уильямс в книге «Телевидение. Технологии и структурная форма» утверждает, что значимость жанровых различий понижается: теперь гораздо важнее принадлежность к «формату»63.

 

 

1.3. Типология форматов радиостанций: мировой опыт

Термин «формат» по отношению к радиостанции, как уже было сказано выше, впервые использовали в США в начале 1950-х гг. Согласно легенде, два владельца разоряющейся радиостанции сидели в баре, когда один из них обратил внимание на то, что клиенты заказывали в музыкальном автомате примерно одни и те же композиции. Медиаменеджеры решили: раз люди готовы платить, чтобы услышать любимую песню, то они будут готовы слушать радиостанцию, которая им эту песню предложит. Рецепт прост: выбрать популярные в настоящий момент музыкальные композиции, смешать их в эфире в определенной пропорции, и аудитория будет это слушать. Так появился первый радиоформат «Топ-40».

По другой версии, форматное радио было создано в Чикаго афроамериканцами. В то время культура улиц была под неофициальным запретом, так как шла вразрез с «прилизанной» национальной культурной политикой. Появление первой негритянской радиостанции стало настоящим прорывом. Более того, считается, что язык ди-джеев также был впервые использован именно в эфире негритянского радио. Уже позже он стал языком коммерческого вещания64.

Эти истории демонстрируют простую формулу успеха: дай слушателю то, что он хочет, и тебя ждет успех. Попытки работать «на всех» в большинстве случаев обречены на провал. Медиаменеджеры заинтересованы в том, чтобы станции были специализированы по принципу форматной дифференциации. Так они становятся привлекательными для рекламодателя, давая ему возможность получить доступ к конкретной целевой аудитории.

Некоторые исследователи предлагают рассматривать понятие «формат» применительно к радиосфере в двух значениях65. Одно из них, более широкое, определяет формат как систему формирования творческой концепции вещания, ориентированной на определенный сегмент аудитории. В более узком понимании «формат» – это набор музыкальных и информационных направлений, которые радиостанция использует для привлечения конкретной аудитории. При построении форматной классификации обычно выделяют следующие критерии66:

1. Семиотический критерий, который проявляется в противопоставлении вербального и музыкального контента.

2. Социально-демографические характеристики целевой аудитории.

3. Временной критерий, противопоставляющий настоящее прошлому.

4. Тематический критерий, включающий разнообразные направления.

5. Языковой критерий.

6. Жанровый критерий (на радио его обычно применяют для дифференциации музыкального контента: рок, фолк, джаз, кантри, и т. п.).

7. Статусно-правовой критерий, обычно  выражаемый в терминах «государственное», «общественное», «коммерческое».

8. Территориальный критерий, выделяющий местное, региональное, национальное и международное радио.

Различные комбинации данных критериев дают большое количество форматов. На российском радиорынке принято использовать американскую теорию форматов, хотя в последние годы этот подход не отображает в полной мере все изменения, происходящие в отечественной радиосфере. В основе американской классификации лежит преобладание того или иного типа контента. Музыкальные форматы – музыка, информационные форматы – новости, разговорные форматы – разговорный контент. Перечислим основные форматы радиостанций.

1. Формат АС – Adult Contemporary («Современный взрослый»). Имеет ряд подформатов (Hot AC, Urban AC, Lite). Наиболее популярен был в 1980-е годы. Основная аудитория этого формата – наиболее привлекательная для рекламодателей возрастная группа 25-49 лет, так как больше остальных нацелена на зарабатывание и трату денег. Музыкальная основа таких станций – модные и старые поп-хиты 1970–90-х годов, отсутствие любой «тяжелой» музыки. Работу ведущего можно назвать ненавязчивой и лаконичной. Она ограничивается вводным и заключительным словом к музыкальным произведениям, объявлением времени, ведением розыгрышей призов и пр. Парно ведущие обычно работают лишь в утренних шоу. Здесь необходимо отметить, что существуют также радиостанции AC-формата, которые отдают равное предпочтение музыке и новостям. На такого класса станциях, работа ведущего выдвинута на передний план. Из отечественных радиостанций в формате АС начинали вещание «Европа Плюс» и «Радио 7».

2. Формат CHR (или EHR) – Contemporary (European) Hit Radio («Радио современных хитов»). Первоначально формат «Тор-40» (так он назывался в 1950-1960е гг.) был ориентирован на подростков 12-18 лет, но в 1990-е аудитория «повзрослела» (15–35 лет). Это объясняется тем, что начиная с 1950–60х годов появилось множество разнообразных музыкальных направлений и стилей, интересных людям разного возраста. CHR – очень активный формат, не допускающий ни секунды тишины в эфире. Для CHR характерно постоянное звучание «горячей», то есть самой популярной на сегодняшний день музыки, и минимум новостей. Очень часто на станциях CHR-формата в утренние часы делаются очень динамичные, информационно насыщенные шоу. Обычно это парная работа ведущих, проведение розыгрышей и конкурсов. Днем работа ведущего ограничивается объявлением программы передач, анонсами, сообщениями о погоде. Стиль ведения эфира очень ритмичен. Практически все речевые включения ведущий делает непосредственно на музыкальных композициях и лишь при продолжительных включениях (игры, розыгрыши призов и т.д.) на музыкальной подкладке. В данном формате работают радиостанции «Максимум», «Европа Плюс».

3. Формат Easy Listening («Музыка, легкая для восприятия») первоначально назывался Beautiful Music. В его основе инструментальная музыка, мягкий вокал, мелодии, исполняемые коллективами с большим количеством струнных инструментов. Основная аудитория – люди от 40 до 50 лет. Реплики ведущих сведены к минимуму, хотя некоторые станции дают в эфир довольно большие новостные выпуски и информационные блоки.

4. New Age – здесь представлена музыка для снятия напряжения и медитации; кроме музыкальных инструментов активно используют звуки природы. В США радиостанции формата New Age ориентируются на яппи – молодых бизнесменов и деловых людей с престижным университетским образованием, «сливки общества».

5. Формат AOR – Album Oriented Rock/Adult Oriented Rock (рок-музыка из альбомов / рок для взрослой аудитории); часто это не широко известные хиты, а признанные критиками шедевры в своем направлении. Композиции на таких станциях иногда звучат дольше привычных 3 минут, основную аудиторию составляют слушатели 18-34 лет, в основном мужского пола. Такие станции имеют достаточно узкую аудиторию и потому не слишком интересны потенциальным рекламодателям. В начальной стадии своего развития AOR-формат отличался ненавязчивой работой ведущего. Сегодня работу ди-джеев можно описать как живую, остроумную, компетентную. Стиль ведения эфира - интеллигентный, откровенный, лаконичный. В AOR первоначально вещало радио «РОКС».

6. Modern Rock/Alternative («Современный рок/альтернативная музыка») и Classic Rock («Классика рок-музыки»). В мире формат Modem Rock/Alternative, как правило, практикуется на студенческих локальных радиостанциях, ориентируется на молодежную аудиторию, в то время как Classic Rock – на более зрелых людей. Classic Rock-станции «играют» самые хитовые рок-композиции 1970–80-х и начала 1990-х годов.

7. Формат Nostalgia («Ностальгия») – музыка конца 1940–50-х годов (эпоха биг-бэндов), рассчитанный на людей старше 50 лет. Здесь во главу угла ставится музыка, а остальные программные элементы делаются абсолютно незаметными. Рекламные ролики включаются в музыкальный поток как бы случайно, не объединяясь в большие блоки. Однако на многих Nostalgia-станциях ключевую роль играют авторитетные ведущие, пользующиеся уважением аудитории.

8. Похожий формат – Oldies. Ориентируется на поп-стандарты 1950х-начала 1960-х годов. Нечто среднее (ближе к Oldies) представляет собой «Радио Ностальжи».

9. В некоторых странах существуют также станции, которые передают исключительно национальную поп- и рок-музыку. Такой формат называется National Music или National Hit. Такие станции, как правило, весьма популярны, ведь песни на родном языке всегда любимы слушателями. На отечественном медаирынке в формате National Music вещают «Русское радио» и «Наше радио».

10. Узкая, но стабильная аудитория у станций, работающих в формате Religious («Религиозное радио»).

Вышеперечисленные форматы представлены на российском радиорынке, однако существует ряд других, которые вряд ли смогут прижиться в наших условиях, например Country – самый популярный на Юге и на Среднем Западе Соединенных Штатов, или кантри-музыка (американский фолк). Также в России едва ли смогут стать популярными радиостанции формата Urban Contemporary, которые в основном ориентируются на национальные меньшинства: выходцев из Испании и Латинской Америки, индейцев, афроамериканцев и т. д., где в основе вещания – этническая музыка. Хотя недавно на отечественном медиарынке появилась радиостанция «Восток fm», набирающая популярность среди мигрантов.

11. В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа таких форматов, как All News («Только новости»), All Talk («Только беседы»), All Comedy («Только развлекательные программы»), а также News/Talk («Эхо Москвы»). Последний формат характеризуется сочетанием звонков в студию, интервью в прямом эфире и большим количеством новостных блоков.

12. Middle-of-the road (MOR) – формат «для каждого и для никого». Музыка не слишком молода, но и не слишком стара, не агрессивна, но и не спокойна. Никакой другой формат не дает ведущим столько игрового простора и свободы. Доля вербального компонента в этом формате очень высока. При выборе музыки ориентируются не на позиции в хит-парадах, а на звучание шлягеров.

На отечественном радиорынке присутствует также формат «общественное радио», понимаемый, впрочем, не как форма собственности, а как тип программирования. К общественному себя относит «Радио России».

У европейцев несколько иной подход. Согласно классификации, разработанной Службой стратегической информации Европейского вещательного союза, в тематической направленности радиостанций можно выделить десять позиций67. Заметим сразу, что данная классификация основана на смешении ряда критериев.

1. Вещание общей направленности, характеризующееся широким выбором жанров и тем.

2. Информационное радиовещание – освещение текущих событий политической, экономической и социальной тематики (материалы о спорте и культуре сюда не входят).

3. Музыкальное радиовещание.

4. Образовательное радиовещание (передача знаний с ярко выраженной дидактической формой подачи материалов).

5. Культурно-просветительское радиовещание.

6. Научно-популярное радиовещание, сосредоточенное тематически на сфере естественных наук (программы о дикой природе сюда относить не принято).

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов