Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

Вообще так называемое «реальное ТВ» – одно из важнейших направлений современного телевидения. Прототипы современных реалити-шоу появились на телевидении в 1940-х годах79. Это были передачи, показывающие поведение людей, оказавшихся по воле сценариста в неожиданной ситуации. В 1948 году в США вышло шоу «Скрытая камера», в 1950 году зрители увидели игровые шоу «Причина или следствие», «Опережая время», вовлекавшие обычных людей в различные состязания и розыгрыши. Хотя эти программы пользовались успехом, по-настоящему популярным новое направление стало в начале 2000 года с появлением шведского реалити Expedition Robinson, завоевавшего во многих европейских странах.

В настоящее время, по данным компании Nielsen Media Research80, реалити-шоу составляют около 69% от всех телевизионных программ, которые выходят в мире на телевидении.

Среди реалити-шоу можно выделить несколько категорий. Во-первых. Это, документальный стиль (documentary style), когда камера и автор не активные участники процесса, а лишь сторонние, пассивные наблюдатели. Такой стиль съемки называют еще «муха на стене» (дословный перевод английского «fly on the wall») или реалистичное кино (cinema verite). В рамках документального стиля можно выделить несколько подкатегорий. Одна из них – шоу, в котором моделируются специальные жизненные условия (special living environment). Как правило, участниками программы становятся люди, не знакомые друг с другом. Их помещают в специфическую обстановку (все зависит от фантазии создателей: это может быть необитаемый остров, незнакомый город и т. д.) и наблюдают за их поведением в этих непривычных условиях. Другая подкатегория – жизнь звезд (celebrity reality), когда зритель может увидеть повседневную жизнь любимых знаменитостей. Шоу «профессиональная деятельность» (professional activities) предполагает съемку того или иного человека в привычной ему рабочей обстановке, иногда за созданием какого-либо продукта.

Игровые реалити-шоу (game reality shows) от традиционных игровых шоу отличаются отсутствием актеров и сценария. Ставка делается на естественность и реалистичность: все должно быть, как в жизни. Как правило, в жизни игроков через голосование могут принимать участие сами зрители. Самый яркий пример такой программы — знаменитое реалити «Большой Брат». Известно, что создателя программы вдохновил роман Джорджа Оруэлла «1984», где герои были под постоянным наблюдением. В России это направление было представлено проектом «За стеклом».

Впрочем, это не полный список имеющихся в мире форматов. Каждый год появляются все новые и новые разновидности, уже существующие трансформируются, а некоторые и вовсе исчезают с экранов.

Как мы уже писали, форматы – это крупнейший объект купли-продажи на медиарынке. Права на их использование продаются и покупаются еженедельно за огромные суммы. Несмотря на это, «форматного права» до сих пор нет в большинстве стран, в том числе, из-за того, что нет четкого определения понятия. Под традиционное законодательство об авторском праве форматы не подпадают, ведь согласно пункту 5 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации81 авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач. Формат программы более всего подходит под определение идеи, концепции, и потому не является объектом авторского права. Можно защитить лишь отдельные его элементы: сценарий, графическое оформление, музыкальное сопровождение, но не формат в целом.

Самая известная судебная тяжба, связанная с защитой формата программы, была еще в 1989 году82. Долгое время в Англии выходило шоу талантов «Opportunity Knocks». Разрабатывал его, писал сценарий и вел Хью Грин. Спустя некоторое время он узнал, что без его ведома, новозеландская компания Broadcasting Corporation запустила собственное шоу талантов с таким же названием. Впрочем, «позаимствовали» они не только имя, идентичной была и сама программа. Они также использовали специальный аппарат, измерявший громкость аплодисментов в зале, и даже характерные для британского первоисточника популярные фразы. Казалось бы – явное воровство. Однако когда Хью Грин обратился в Верховный суд, дело он проиграл. Несмотря на то, что в каждом шоу были схожие характерные черты, их нельзя назвать идентичными, так как, в частности сценарии не были одинаковыми и менялись от выпуска к выпуску. В суде Хью Грину пояснили: формат его программы не был в достаточной мере определен, чтобы можно было защитить его по авторскому законодательству.

Наученные горьким опытом коллег, современные продюсеры стараются изначально обезопасить свой продукт как можно больше. Международная ассоциация юристов, занимающихся форматами (International format lawyers association)83, дает ряд рекомендаций. Во-первых, необходимо зафиксировать в письменном виде подробное описание формата. В этом качестве может выступать так называемая «библия», в которой представлены название, сценарий, логотип, дизайн студии, костюмы, темы, описана стилистика поведения ведущих, характерные черты программы. Также необходимо со всеми людьми, участвующими в подготовке продукта, подписывать соглашение «о неразглашении», чтобы предотвратить утечку информации еще на этапе создания программы. Во-вторых, можно зарегистрировать название, слоган, логотип как торговую марку. Ну и наконец, можно заключить эксклюзивное соглашение с создателями – обычно покупателей интересуют именно люди, которые могут поделиться «рецептом» успеха.

Сейчас при покупке формата принято заключать лицензионное соглашение. Стороны вправе самостоятельно решить, право какой из стран будет к нему применяться. На практике в таких соглашениях детально прописывают рамки, в которые должен быть загнан аналог. Лицензия предоставляется, прежде всего, на использование сценария, персонажей, на переработку (адаптацию) – но опять-таки в жестко оговоренных пределах. Также детально описываются и другие элементы: стиль поведения/одежда ведущего и участников, оформление студии, интервалы для рекламы и т. д.

 

Глава 2. Формат телеканала на российском телевидении

 

2.1. «Формат телеканала»: определение понятия, основные свойства и элементы

Так что же такое «формат телеканала» и каковы его свойства и элементы? Сначала рассмотрим основные существующие в медиаотрасли дефиниции понятия «формат». Некоторые исследователи дают обобщенное определение, относящееся ко всем видам СМИ. Однако, на наш взгляд, подобные дефиниции требуют уточнения применительно к конкретным видам медиапродуктов с учетом их специфических свойств и характеристик. Другие исследователи говорят отдельно о формате радиостанции или о формате телепрограммы, не определяя категорию «формат телеканала». Мы же впервые попробуем агрегировать опыт медиаотрасли, выработанный в сфере форматов, а также результаты проведенного нами экспертного опроса, чтобы сформулировать определение понятия «формат телеканала». Оговоримся, что из существующих дефиниций формата мы учитываем только те определения, которые отражают сущностные характеристики формата, формат как внешнюю форму в рамках данной работы мы не рассматриваем.

Стоит отметить, что каждый исследователь акцентирует внимание на определенных свойствах формата, которые в ряде случаях будут крайне важны, но неприменимы при других обстоятельствах.

Так Г. Я. Солганик предлагает следующую дефиницию: «формат - совокупность характеристик, признаков, определяющих соответствие норме, правилам какого-либо мероприятия, события, явления и т.п.»84. На наш взгляд, данное определение слишком абстрактно, оно не учитывает ряда важнейших для формата параметров, хотя здесь и отмечена одна из основных характеристик формата как определенного стандарта, эталона.

В этой связи нам представляется важным определение Т. И. Суриковой, которая говорит о том, что в ряде контекстов формат можно рассматривать как «стандарт СМИ, обусловленный их типом, каналом распространения, объемом и полиграфическим форматом или хронометражем, особенностями аудитории, периодичностью, редакционной политикой»85. Ведь формат обязательно должен включать определенные преобладающие элементы, которые станут его характерными признаками, его «лицом».

О. Р. Лащук рассматривает формат СМИ как «совокупность параметров, элементов, составляющих контент и определяющих особенности его подачи»86. Нам данное определение кажется неполным, исследователь делает здесь акцент на содержательной составляющей, таким образом приближая формат к жанру. Однако, как мы выяснили, формат и жанр не взаимозаменяемые, а взаимозависимые понятия.

Если говорить о формате телепрограммы, то в международной практике это понятие зафиксировано как «зарегистрированная оригинальная версия фильма/программы, тиражируемая по лицензии в другие страны с последующей адаптацией»87. Другими словами, это совокупность результатов интеллектуальной деятельности, составляющих отличительные черты данного телевизионного продукта. В данном определении ключевым для нас является словосочетание «отличительные черты»: формат характеризуется, прежде всего, своей уникальностью.

Однако здесь речь о формате идет, скорее, с точки зрения производителей. Для форматного же телевидения важна аудитория. С точки зрения продюсеров, формат – это, прежде всего, гарант коммерческого успеха. «Если мы, создавая и осуществляя коммуникацию, заинтересованы в ее эффективности, то возникновение понятия «формат» почти неизбежно. Мы строим коммуникацию по правилам, заранее известным нашему потребителю — зрителю, читателю, пользователю, — или согласовываем их с ним», — считает Илья Ценципер88.

Значимость вкусов аудитории учитывает В. А. Сухарева, предлагающая определение формата радиостанции: это «концепция вещания, призванная привлечь определенную аудиторию с учетом ее социально-демографических, психотипических, поколенческих характеристик» 89.

Еще одна дефиниция из радиоотрасли учитывает различные аспекты формата: концепция радиостанции, включающая содержание, ритм вещания, нормы программирования, манеру работу ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории90.

Наиболее удачную, на наш взгляд, дефиницию формата, предложила И. Н. Кемарская: «система договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, то, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя»91. Ценность данного определения в том, что здесь учтены основополагающие характеристики формата: его уникальность по отношению к внешней среде, постоянство (уточним: относительное постоянство) по отношению к себе самому, соответствие ожиданиям аудитории.

В учебнике «Радиожурналистика» под редакцией А. А. Шереля сказано: «формат — это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории... По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция»92. В данном определении актуализируется, в первую очередь, стиль программирования на конкретной радиостанции. Вот как определяют «формат» практики радиоотрасли: директор регионального вещания «Авторадио» А. Бубукин считает, что это «стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы целевой аудитории ... основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира»93. В. В. Смирнов определяет формат как набор ограничений в темах, программировании и представление самой аудитории об этих ограничениях через её ожидания и реакцию на передачи94.

В. А. Сухарева одна из немногих учитывает объемность и многокомпонентность понятия «формат» и предлагает рассматривать его как маркетинговый, социологический, экономический, музыкальный и… кулинарный термин95.

С точки зрения маркетинга, пишет она, формат нацелен, прежде всего, «на попадание в инсайт потребителя». Чем точнее это попадание, тем эффективнее формат. С точки зрения социологии, за каждым форматом закреплена аудитория, которую он намерен привлечь. Форматный продукт заточен под предпочтения конкретного человека, здесь главной задачей становится опять-таки просчет бессознательного. Нужно определить социодемографические характеристики аудитории, составить ее психологический портрет, изучить ее базовые потребности и установки. С точки зрения экономики, за каждым форматом условно закреплена его стоимость. Схема проста: необходимо создать продукт, который привлечет аудиторию, интересную рекламодателю. В странах стабильной экономики, отмечает В. А. Сухарева, форматный шаблон можно запускать без особого риска: в конечном счете, прогнозируемая доля аудитории будет привлечена. В иных же условиях с форматной экономикой очень сложно, точно просчитать аудиторию, которую может привлечь тот или иной канал или станция, практически невозможно. С форматом как музыкальным термином все просто: он определяет набор музыкальных направлений. И, наконец, формат как кулинарный термин. В. А. Сухарева сравнивает успешного программного директора с искусным кулинаром, «который, зная базовый набор ингредиентов, может добавить нечто свое и сделать ресторан особо посещаемым»96.

Набор «ингредиентов» на радио стандартен: музыка, новости, реклама, элементы идентификации. Формы подачи контента, используемые жанры – это тоже элементы формата, которые подбираются в соответствии с характеристиками аудитории. «Формат – это набор идей, опосредованно ретранслируемых через подбор и способы преподнесения контента, это среда, способная конструировать чувства социальной идентичности»97.

Чтобы приблизиться к пониманию категории «формат телеканала», мы провели эмпирическое исследование, используя метод экспертного опроса. В нашем исследовании приняли участие и теоретики, и практики телевидения. С составом экспертной группы и с результатами опроса можно ознакомиться в Приложениях 3-798. Как показало исследование, среди опрошенных экспертов нет единого мнения в вопросе определения «формата телеканала». Так И. А. Полуэхтова вообще считает это понятие искусственно притянутым, считая более уместным говорить о «бренде»99. Впрочем, она признает, что формат канала все-таки не абстрактное нечто, а сложное, многокомпонентное понятие, включающее сразу несколько составляющих. Это концепция, программное наполнение, стилистика, целевая аудитория – в каких пропорциях все эти компоненты присутствуют в формате, исследователь сказать не берется, считая все их взаимосвязанными и в равной мере значимыми. Формат канала И. А. Полуэхтова определяет как набор неких стандартов, которые позволяют определенным образом подстроить содержание для определенной аудитории.

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов