Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

С утверждением в научном сознании идеи эволюции в трактовке типологии появляется другая линия. Связана она с представлением о типологии как об отображении системы в развитии, то есть типология рассматривается с точки зрения исторического понимания. Отличительная черта – существенная роль времени в построении этой типологии.

Постепенно наблюдается переход к понимаю типа как методологического средства. Это изменение имело важное значение, так как, в первую очередь, способствовало отказу от трактовки типологии как однозначного и полноценного отображения системы. Такой подход открыл путь к построению абстрактных типологий, в которых тип понимается как сложная конструкция, выступающая в качестве идеализированного объекта.

Этот поворот особенно заметен в типологизации, предложенной немецким ученым Максом Вебером. Вебер ввел понятие «идеального типа114, представляющего собой заведомое упрощение и идеализацию сложности и многообразия явлений. Это тип, для конструирования которого осуществляется отбор лишь некоторых, наиболее существенных и устойчивых свойств и признаков, и одновременно происходит абстрагирование от остальных, менее значимых характеристик.

Такое упрощение необходимо исследователю для систематизации эмпирического материала и дальнейшего его сопоставления и изучения. «В исследовании идеально-типическое понятие – средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип - не «гипотеза», он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения»115.

Вебер признает, что идеальный тип, взятый в своей «концептуальной чистоте», в эмпирической реальности найти нельзя. Более того, он считает, что чем более абстрактен идеальный тип, тем лучше он выполняет методологические функции, тем выгоднее использовать его в качестве средства классификации конкретных явлений и процессов.

Одна из главных проблем веберовской социологии состоит в ответе на вопрос: как конструируется идеальный тип – из сознания или из эмпирической реальности? Ведь, с одной стороны, идеальный тип - это абстракция, не существующая в реальной действительности. Однако, с другой стороны, идеальный тип происходит из самой действительности за счет акцентирования внимания на тех свойствах, которые кажутся исследователю типическими.

Чтобы ответить на вопрос о происхождении идеальных типов, Вебер предлагает выделять исторический и социологический типы. Первый имеет дело с живой историей, из которой и выводятся идеально-типические понятия, второй предполагает выведение понятий непосредственно из мышления ученого. Социологические идеальные типы (Вебер называет их чистыми социальными типами) имеют более общий характер, чем у исторических типов. Исторические же идеальные типы (или генетические) образованы благодаря выделению одной из сторон эмпирически данных фактов. Эти идеальные типы служат для раскрытия генетической связи исторических явлений.

Социологический тип имеет универсальную применимость, служит средством выявления связей, существующих всегда. Генетический же тип используют локально во времени и пространстве, обычно для выявления связей, которые имели место разово или несколько раз.

Идеи Вебера развил Говард Беккер, предложивший понятие «конструированный тип»116. Конструированный тип – это объект, составленный из абстрагированных от эмпирической реальности элементов, образующий единый концептуальный образ, в котором в предельном виде подчеркиваются некоторые атрибуты этой реальности. Конструированный тип выступает средством сведения различий и сложности явлений к некоему единому уровню. Его отличие от идеального состоит в том, что элементы, из которых он состоит, могут быть выведены из эмпирической очевидности. Исследователь отбирает те свойства и характеристики, которые важны для целей его анализа. Только в этом случае конструированный тип сыграет важнейшую роль в анализе эмпирической реальности и станет основой для ее понимания. Беккер напрямую заявляет, что, как и в случае с идеальным типом, с помощью типа конструируемого эмпирическая реальность никогда точно не описывается. Это вполне оправданно, ведь цель типологии не в копировании реальности как таковой, а в понимании такой упорядоченности этой реальности, которая была бы соразмерной и во внешнем, и во внутреннем плане.

В рамках данной работы идея «идеального» и «конструируемого» типа кажется нам особенно важной, ведь, как известно, форматов в чистом виде на телевидении нет и быть не может. Каждый телеканал должен предлагать зрителю нечто уникальное, отличное от предложения конкурентов. Безусловно, часть каналов функционирует в пределах схожих концепций, и мы можем говорить об одинаковых форматах, однако стопроцентных попаданий «в формат» в реальной практике не существует.

Если говорить о разновидностях типологии, по способу построения различают эмпирическую и теоретическую типологию117. В основе первой лежит количественная обработка данных, систематизация полученного материала, интерпретация новых знаний. Теоретическая типологизация предполагает построение идеальной модели, она опирается на понимание объекта как системы. В нашей работе мы планируем использовать эмпирическую типологию. Перед нами стоит задача проанализировать сетки вещания ведущих российских телеканалов за одну неделю, выявить предпочтения каждого из каналов в области контента, систематизировать полученную информацию.

Теперь перейдем к тому, как нужно строить типологию. Вообще в связи с тем, что круг типологических измерений не является строго очерченным, относительно одного и того же исследуемого объекта зачастую можно построить несколько типологий, сконструированных по различным основаниям. В данном случае встает проблема выбора оптимального с точки зрения целей исследования критерия (основания) типологизации.

Можно сформулировать несколько основных требований при построении типологии (они во многом совпадают с правилами деления)118. Типологизация должна быть полной, то есть, описывая ту или иную систему, необходимо учитывать все ее значимые элементы; члены деления должны исключать друг друга. И, главное, типологизация должна проводиться по одному основанию.

 

 

2.3. Форматы российских телеканалов: основные типы и характеристики

В данном параграфе мы планируем построить типологию форматов российских телеканалов и сформулировать основные свойства, характерные для них. При работе мы будем опираться на уже имеющиеся разработки в области «формата», на результаты, полученные нами в ходе экспертных интервью, а также на самостоятельный анализ сеток вещания каналов.

Вначале рассмотрим концепцию классификатора телерадиопрограмм «ESCORT 2007»119, которая опирается на идею о том, что сетка телеканалов состоит из отдельных программ, которые можно классифицировать по шести критериям: назначению (функциональный уровень); формат (формальный уровень); содержание (содержательный уровень); аудитория (адресный уровень); производство (производственно-технологический уровень); предупреждение о сомнительном содержании (коммуникационный уровень в отношениях с аудиторией).

Данный подход нам кажется неполным – полученные с его помощью результаты едва ли можно использовать на практике, это, скорее, разработки чисто теоретического уровня. Формат здесь понимается как соподчиненная категория, отражающая лишь устройство программы – вне зависимости от ее содержания. Мы же не можем согласиться с такой узкой трактовкой. Главный вывод, который можно сделать на основании рассмотренной классификации: формат канала обязательно надо связывать с несколькими критериями.

Если же опираться на опыт классификации радиостанций, предложенной Службой стратегической информации Европейского вещательного союза (подробнее об этом мы писали в первой главе, в параграфе «Форматы радиостанций: мировой опыт»), телеканалы, наоборот, следует делить исключительно по тематическому признаку. С этой точкой зрения мы также не можем согласиться, ведь формат – это не только тематическое наполнение.

Как мы выяснили, формат на телевидении – понятие многокомпонентное, где все составляющие тесно переплетены и одинаково важны. В этой связи наиболее приемлемым подходом к формату нам кажется точка зрения экспертов компании «TV Formats», которые при описании формата телепрограммы используют понятия «paper format» (подробное описание формата) и «формат телепрограммы» (TV programme format), понимаемое как краткая версия описания, используемая в качестве коммерческого предложения. В рамках данной работы более интересным и важным нам представляется именно «TV programme format», включающий название программы, краткую характеристику целевой аудитории, краткое описание – то есть основные параметры, характеризующие формат. Телеканалы мы также планируем разделять по основным величинам, определяющим их формат: тип контента, целевая аудитория, стилистика.

На первом этапе исследования, чтобы выявить типы/форматы телеканалов на современном российском телевидении, мы провели экспертный опрос, в ходе которого предложили респондентам определить форматы двадцати телевизионных каналов. Мы не стали включать в анкету все сорок четыре канала, исследуемые в данной работе, так как для нас важнее было понять принцип, по которому эксперты типологизируют форматы. Полученные результаты мы свели в общую таблицу, представленную в Приложении 3.

По итогам проведенного опроса можно отметить, что эксперты по-разному определяют форматы телеканалов, что в очередной раз подтверждает, что в медиасфере не выработан единый язык описания данной категории. Так, например, телеканал «Домашний» определяют как «семейный развлекательно-познавательный», «женский познавательно-развлекательный», «бытовой канал для женщин», «семейный развлекательный», «женский развлекательно-прикладной» канал. Впрочем, есть и общие черты. При описании форматов эксперты в основном опираются на функциональное основание, учитывая также жанровую, тематическую и аудиторную направленность вещания. Респонденты предпочитают употреблять русскоязычные обозначения, лишь изредка используя иностранные формулировки. В ряде случаев мы можем наблюдать смешение понятий «формат» и «бренд», что, на наш взгляд, недопустимо. Например, определение «хулиганистый» по отношению к каналу «Перец» очень схоже с маркетинговым самопозиционированием канала. На деле же самопозиционирование, как известно, не всегда соответствует реальности120. Так «Discovery Channel» уже несколько лет пытаются представлять как развлекательный канал, но для подавляющей части зрителей он остается, прежде всего, познавательным. Российский «Amazing Life», наоборот, позиционирует себя как познавательный, но воспринимают его, скорее, как развлекательный.

Вообще, по мнению некоторых экспертов, категория «формат телеканала» достаточно сложно применима по отношению к крупным федеральным каналам, отличающихся своей универсальностью и направленностью на широкие слои населения. По их мнению, формат большее значение имеет для нишевых каналов.

На следующем этапе исследования мы решили типологизировать каналы по контенту. Ведь преобладание в эфире определенного типа программ является важнейшим фактором, влияющим на формат телеканала. Затрагиваемые в эфире темы играют важнейшую роль при формировании «лица» канала. Чтобы решить эту задачу, мы изучили сетки вещания сорока четырех каналов за период с 19 по 25 марта 2012 года. Для анализа мы взяли крупнейшие общероссийские обязательные общедоступные каналы, утвержденные Указом Президента РФ от 24.06.2009 N 715121. Это телеканалы (порядок перечисления сохранен в соответствии с заявленным в документе) «Культура», «Карусель», «Россия 2», «Первый канал», «5 канал», «Россия 24», «Россия 1», НТВ. Также в ходе работы были рассмотрены сетки вещания телеканалов, вошедших во второй мультиплекс122: РЕН ТВ, «ТВ Центр», СТС, «Домашний», «Звезда», «Мир», «Муз-ТВ», «Спорт», «НТВ Плюс», ТНТ; и каналы, претендовавшие до 14.12.2012 на вхождение во второй мультиплекс: «Перец», ТВ 3, «Disney», «MTV Россия», «A-One», О2ТВ. Кроме того, мы изучили сетки вещания некоторых нишевых телеканалов, ведь вопрос форматизации для них важен в наибольшей степени. В качестве объекта анализа мы выбрали российские каналы, входящие в Топ-20 по среднемесячному охвату аудитории 4+ (согласно результатам исследования TNS Media Research «Аудитория тематических каналов, 2012 год»)123. Это следующие каналы: «РБК ТВ», «TV 1000», «TV 1000 Русское кино», «Ru.tv», «Моя планета», «Viasat History», «Дом кино», «Viasat Explorer», «Bridge TV», «TV 1000 Action», «Детский мир», «Союз», «Шансон ТВ», «Мать и дитя», «Охота и рыбалка». Некоторые каналы были уже упомянуты среди каналов, попавших во второй мультиплекс, поэтому в этот список мы их не внесли.

В качестве единицы типологического анализа мы взяли категорию программ. Мы расширили предложенную TNS124 классификацию первого уровня, выделяющую такие передачи как кинопрограмма, развлекательная, музыкальная, спортивная, социально-политическая, познавательная, детская, посчитав ее недостаточно полной. Более дробная классификация второго уровня показалась нам не вполне корректной. Синтезировав опыт обоих подходов, мы решили разделить телевизионный контент на следующие составляющие:

- новости (Н) в привычном для нас понимании: информационная программа, оперативно освещающая актуальную, социально значимую информацию. На многих телеканалах криминальная информация выходит в отдельных выпусках, такие передачи зачастую имеют свое название и ведущего. Этот тип программ мы также отнесли к новостным. Сюда же мы включили новости, посвященные спорту, культуре, и при проведении дальнейшего анализа учитывали тематическую составляющую.

- художественные фильмы (ХФ) мы выделили в отдельную категорию, но также отдельно отмечали важнейшие характеристики этих фильмов: жанр, страну-производитель и т. д.

- сериалы (СЕ): как и в случае с художественными фильмами, при необходимости мы подразделяли сериалы на более дробные категории. Сюда же мы отнесли так называемые ситкомы.

- документальные фильмы (ДФ). Относя ту или иную программу к данной категории, мы не оценивали ее качество, стиль исполнения и т. д. Определяющим критерием для нас было то, что в основу этих фильмов были положены документальные съёмки подлинных событий и лиц.

- анимационные фильмы (МФ). Сюда мы отнесли как мультфильмы, рассчитанные на детей, так и мультфильмы, чья целевая аудитория – взрослые люди (однако аудиторный фактор мы также учитывали).

- спортивные трансляции (СТ)

- программы, посвященные спорту (СП). Сюда мы не включали чисто информационные программы – их мы отнесли к новостям.

- музыкальные трансляции (МТ). Трансляции музыкальных концертов; музыкальных видеороликов; программы, в которых преимущественная задача участников – исполнение музыкальных произведений.

- программы, посвященные музыке (МП)

- программы, затрагивающие острые социальные проблемы, содержащие общественно значимую информацию, помогающие ответить на насущные вопросы, часто связаны со скандальными, конфликтными ситуациями и создаются в жанре расследования (ОС)

- дискуссии (Д): в таких программах принимают участие более двух человек, журналист выступает как интервьюер или, еще чаще, как модератор; сюда мы отнесли всевозможные ток-шоу, беседы, обсуждения и т. п.

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов