Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

Вскоре телевидение перенимает у радио новое понятие. По отношению к телевизионному процессу «формат» изначально обозначал лишь количественные характеристики, а именно хронометраж передачи. Телевизионный продукт должен был «вписаться» в установленные временные рамки: «шаг» был равен 26 или 52 минутам33. При несоблюдении требований материал просто не шел в эфир.

В конце XX века слово «формат» обретает новый смысл, сфера его употребления расширяется. Связано это, прежде всего, с всеобщей цифровизацией, когда «формат» начинают понимать как набор определенных параметров и характеристик (формат DVD, MP3). С. А. Кузнецов определяет формат как «ограничения, накладываемые на способ расположения и представления данных в памяти компьютера»34. Из сферы технологий приходит и понятие «форматировать» в значении стереть старую информацию, установить новое программное обеспечение; придать тексту определенный, заранее заданный внешний вид.

Последнее определение, актуализирующее сему «стандарт», в контексте данной работы представляется нам наиболее значимым. По замечанию Г. Я. Солганик, именно благодаря этой семе понятие «формат» закрепилось в медиапространстве, в то время как привычные эталоны утратили свои позиции. «Слишком долго … размывались основные понятия, организующие СМИ как упорядоченное, функциональное целое: тип СМИ, жанр, стиль. Так что активизировавшееся в конце 1990х годов понятие формат зафиксировало устремленность профессионального сознания, прежде всего, к упорядоченности»35.

С развитием технологий слово «формат» стали использовать для определения технических характеристик телевизионного процесса: способа вещания (аналоговый или цифровой), способа доставки контента (кабельное или спутниковое телевидение). Как и в случае с хронометражем программы, формат здесь рассматривается лишь как внешняя форма. В связи с планируемым переходом к цифровому вещанию в 2015 году мы часто слышим о вещании «в формате DVB-T, DVB-T2». Остановимся на этих форматах чуть подробнее36. DTV – это цифровая технология, позволяющая передавать программы с кинематографическим качеством изображения и звука, она может быть использована для передачи большого объема данных. Выделяют три уровня качества цифрового вещания: SDTV – базовый уровень с расширением, аналогичным аналоговому; EDTV – телевидение повышенного разрешения, характеризующееся более высоким качеством изображения. Телевидение высокого разрешения HDTV обеспечивает наибольшее из всех форматов качество.

Однако постепенно слово «формат» начинает обрастать новыми значениями. В связи с усиливающимся процессом дифференциации и специализации вещания в это понятие начинают вкладывать не только внешние, технические параметры, но и концептуальные, смысловые свойства. В такой расширенной трактовке это понятие было впервые осмыслено Дэвидом Элтейдом в работе «Логика медиа» в 1979 году.

Элтейд определяет «формат» как рамку или перспективу, которая используется для того, чтобы подать и истолковать те или иные феномены37. Он утверждает, что формат первичен по отношению к событию: именно событие конструируется в соответствии с форматом, а не наоборот. Здесь встает вопрос об объективности и достоверности такой информации, но в рамках данной работы мы не ставим цели оценить этическую составляющую «форматного» телевидения, для нас важнее разобраться: что такое «формат». Элтейд пишет: это «то, посредством чего мы осознаем реальность, видим то, что видим. И это всегда не “сырое” событие, а определенным образом поданное и истолкованное, “отформатированное”»38. Таким образом, по Элтейду, получается, что формат задает четкую направленность интерпретации события, тем самым снижая риск его двойственного восприятия.

В России слово «формат» применительно к электронным СМИ стали применять только в 1990-е годы. Почему же в нашей стране данное понятие начинает активно использоваться именно в это время, ведь в мировой медиаиндустрии термин появился гораздо раньше?

Эпоха 1990-х стала важнейшим этапом развития системы отечественных СМИ. На этот период приходятся ключевые факторы трансформации отечественной медиасистемы: отмена цензуры, законодательное признание принципа свободы слова, становление рыночных отношений. На смену диктату партии и верховенству воспитательной функции советского телевидения, когда «идеологическая доминанта определяла и содержательный, и формальный момент эфирной продукции»39, приходит невиданная ранее свобода творческого выражения.

Переход от командно-административной к рыночной экономической системе привел к появлению нового типа СМИ (частных и коммерчески ориентированных) и к формированию новых бизнес-моделей, основанных, прежде всего, на рекламе. Также важнейшим признаком становления рыночной системы стало активное проникновение в медиаиндустрию новых коммуникационных технологий. Именно развитие рыночных отношений в СМИ привело к активному использованию современных информационных технологий как на уровне медиасистемы в целом, так и на уровне отдельно взятых работников этой системы.

Как и за рубежом, в России форматизация начинается в радиосфере, и уже потом, в конце 1990-х, «формат» приходит на телевизионный рынок. К этому времени телевидение становится доминирующим общенациональным видом СМИ – это стало одним из важнейших последствий перестройки медиарынка. Свой вклад в этот процесс внес и начавшийся в 2000 году экономический подъем. Как отмечают исследователи, жизненные ориентиры и ценности россиян были определенным образом скорректированы. Ведь, как известно, экономический рост стимулирует потребительскую свободу выбора людей.

Неудивительно поэтому, что отечественные СМИ стали уходить от откровенной политизации, предпочитая направление коммерциализации контента. Развлекательные жанры и форматы стали более разнообразными. Ведь если «старый» медиапорядок предполагал подчиненность СМИ партийному контролю; центральное место печати в системе идеологической работы; то теперь все стало крутиться вокруг рекламы. Закономерным последствием этих трансформаций стала нацеленность медиапредприятий на коммерческий успех.

1990-е годы – это время формирования  новых ориентиров, требующих смены  концептуального отношения к СМИ. С изменением экономических условий изменились и цели телевидения: функции просвещения, информирования, развития личности, социальной интеграции отошли на второй план, уступив место функции развлекательной. Теперь телевидение ориентируется на производство эмоций и впечатлений, соответственно, меняются и потребительские свойства программ. В действие вступает так называемый механизм «понижающей селекции». Эта модель в содержательном плане предполагает обращение к «древнейшим конструкциям нашей ориентации в реальности – сексуальным влечениям, переживаниям возможного насилия, ожиданию смерти, чувствам неизвестности, опасности, неизбежности, подавленности»40.

Как отмечает Д. Б. Дондурей, механизм «понижающей селекции» лучше всего работает в условиях «форматного ТВ». В России переход к такому телевидению наметился в конце 1990-х. И здесь трудно однозначно оценить значение «форматов». Как отмечает А. Г. Качкаева, «умение просчитать потребителя, выбрать заказчика и продать идею – одно из ключевых умений для сегодняшнего телевизионного профессионала»41. Когда та или иная программа выходит в определенном формате, она понятна потребителю и понятна рекламодателю. «Когда общество резко расслоилось, а каждый его слой резко обособился, все вдруг поняли, что диалог с аудиторией должен быть предметным, что его надо выстраивать. Так вот, формат — это свод правил, регулирующих этот диалог: его интонацию, тип его участников и т. д. … Если ты хочешь добиться внимания определенного собеседника, ты должен вести себя определенным способом»42, — А. Е. Роднянский.

Не последнюю роль в становлении форматного телевидения в России сыграл процесс глобализации. На сегодняшний день это одна из важнейших тенденций развития телевидения. Н. А. Голядкин под глобализацией понимает возрастание роли внешних факторов в экономическом, социальном и культурном развитии страны43. Отечественное телевидение преодолело изоляционизм и влилось в общемировое русло развития еще в годы перестройки. Впоследствии это привело не только к увеличению количества иностранных передач, но и к тому, что модели медиаиндустрий в России и за рубежом становятся все более похожими. Новые глобальные явления начинают проникать и на российский медиарынок. Вслед за форматизацией радиовещания начинается форматизация телевидения. По мере роста количества каналов, зрители становятся все более разборчивыми. Вещатели начинают ориентироваться на более узкую, сегментированную аудиторию.

Здесь возникает вопрос: как привлечь и затем сохранить аудиторию? И именно формат становится тем инструментом, который так необходим в условиях современного медиарынка; инструментом, особенно удобным, когда нужно объяснить коллективу, что и как делать. Чтобы подстроиться под уникального автора, нужно время, ресурсы и, в первую очередь, способность рискнуть. «Форматных» же сотрудников найти проще, да и работают они обычно оперативнее, а это огромное преимущество для потокового телевидения. «Но ведь от этого страдает качество!» – восклицают многие. Действительно, в какой-то степени формат становится новым проявлением цензуры, он ограничивает творческую свободу, навязывая свои правила игры. Однако не все медиапрактики столь категоричны: «Ты, конечно, можешь гордиться тем, что снимаешь фильм «вне формата», но если он окажется еще и «вне зрителя», то станет, скорее всего, твоим последним фильмом. Да и зачем мне что-то делать, если это не будут смотреть или читать? На фиг, не надо. ... Другое дело, что надо рисковать, надо не бояться выйти на один шаг в «неформат» — потому что, если ты рискнул правильно, именно на этот шаг ты окажешься впереди всего рынка, переполненного форматным продуктом. Это тоже законы бизнеса»44, — Л. Г. Парфенов.

Как бы то ни было, формат уже стал явлением современной медиадействительности, и от этого никуда не уйти.

 

 

1.2. Тенденции употребления понятия «формат», соотношение понятий «формат» и «жанр»

В данном параграфе мы рассмотрим, как сами медиа трактуют популярное понятие «формат», для этого проследим основные тенденции употребления этого слова в материалах СМИ. Сразу оговоримся, что мы оставляем в стороне формат как техническую характеристику и формат как типографский термин: для данной работы эти значения не играют определяющей роли.

Изучив материалы СМИ, мы отметили, что чаще всего к понятию «формат» обращаются, когда речь идет о телевизионном процессе. Однако за одним словом могут скрываться различные значения. В некоторых материалах формат приравнивается к жанру: «мы используем разные форматы рассказов об отдыхе на Байкале: интервью с экспертами, личные отчеты, экскурсии, комиксы»45. В других рассматривается как технология общения с аудиторией: «председатель правительства в десятый раз пообщается с гражданами в формате “прямой линии”»46, «проект будет выходить в формате итоговой программы»47. Как идея, концепция «формат» трактуется в следующем контексте: «российскому ТВ сегодня не хватает самостоятельности: очень много заимствованных форматов»48, «формат телеканала будет напоминать формат телеканала Sky News, а трансляция будет идти в прямом эфире»49. Иногда понятие «формат» используют для отвода глаз, маскируя красивым словом реальные мотивы тех или иных действий: «канал решил приостановить съёмки “Госдепа” для уточнения формата программы»50.

Это лишь малая часть материалов, в которых используется слово «формат». Такое активное употребление данного понятия говорит не только о его модности, но и о его востребованности. Проблема в том, что эта категория до сих пор не оформилась как строгий, общепризнанный термин и потому, по точному замечанию А. Б. Голубовского, часто играет роль сита, которое через себя «пропускает разные содержания; просто содержаний раньше было очень мало, по пальцам пересчитать, а сейчас их стало очень много, и поэтому возникла необходимость в таком сите»51.

Одно из этих многочисленных содержаний – понятие «жанр». Современная жанровая система претерпевает серьезные изменения: исчезают традиционные жанры (например, передовая статья), наблюдается взаимопроникновение жанров. На нивелирование традиционной типологии большое влияние оказывают происходящие в медиапространстве технологические трансформации, в первую очередь, конвергенция и усиление интерактивной составляющей.

Основная проблема в разговоре о жанрах – критерии их выделения. Среди отечественных исследователей первым, кто разработал классификацию жанров телевидения, был Р. А. Борецкий, который распределял жанры по трем группам: информационные, аналитические и художественно-публицистические52. Современная типология телевизионных жанров идентифицирует несколько уровней, из которых два основных: информационно–публицистические — информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс–конференция; и художественные (постановочные, игровые) — очерк, документальные фильмы53.

Есть и иной подход. Например, Л. М. Рошаль и вовсе отрицает возможность существования устоявшейся системы жанров на телевидении: «создавать каждое новое произведение – значит каждый раз творить жанр»54.

В лингвистике также существует теория речевых жанров. Она одна из немногих учитывает такие параметры как ситуация и сфера общения, стиль речи, способы оформления начала и конца речи, передачи инициативы в диалоге. М. М. Бахтин55 под жанром понимает не просто тип литературных произведений одного вида, а целое высказывание, рассматривает речевые жанры как факт социального взаимодействия людей. Определяющим признаком здесь становится диалогичность.

Постепенно, отмечает А. В. Николаева, простые речевые жанры подчиняют себе сложные. Таким образом, «они становятся тем форматом, в котором начинают существовать общепринятые жанры»56.

Так что же шире: «жанр» или «формат»? В спорах о соотношении данных понятий до сих пор не поставлена точка. Приверженцы классической теории телевизионных жанров считают подобные дискуссии антинаучными и непродуктивными. Их оппоненты не менее категоричны: жанр, заявляют они, – понятие устаревшее, не подходящее для описания современного телепроизводства.

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов