Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа
Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.
Генеральный директор канала «Теледом» М. В. Славин считает, что формат канала – это его тематическое и вкусовое наполнение; то, как программы доносят до конкретной аудитории100. Ну а доносят программы, прежде всего, ведущие. М. Славин уверен, что они должны не просто выражать идеи канала, а разделять эти идеи. Поэтому отбору ведущих уделяется особое внимание, предпочтение отдается не просто профессионалам, а людям, которые с каналом «на одной волне». Есть и дополнительные ограничения, например, ведущим запрещено употреблять в эфире слово «Питер» – только Петербург. Руководители объясняют это тем, что «Теледом» претендует на статус не просто позитивного, но интеллектуального канала, поэтому для них важно не только что говорить, но и как говорить.
С таким подходом солидарна и М. А. Бережная, сравнивающая формат с упаковкой, продаваемой определенной аудитории101. Внутри этой упаковки – концепция канала; его наполнение, включающее и тематику, и жанровое разнообразие, и темпоритм вещания, и поведение ведущих, и стилистику транслируемой информации, и цветовую политику, и хронометраж.
О формате как о техническом параметре говорит и программный директор компании «Клуб 100» Т. С. Соколова102. Она не ставит этот критерий на первое место, но подчеркивает, что для кабельных каналов, где есть определенный шаг, он очень важен. В частности, одна из характеристик, влияющих на попадание или непопадание программы в сетку телеканала «Zooпарк», – ее хронометраж. Если передача не вписывается в шаг канала (полчаса), скорее всего, ее не поставят в эфир. Хотя, в первую очередь, телепродукт оценивают не по этому критерию. Т. С. Соколова считает, что формат – это экономический инструмент, позволяющий продавать канал зрителю, поэтому канал должен быть интересен аудитории. Это, в свою очередь, накладывает определенные требования к контенту.
У каждого канала выработаны специальные требования к программам, зачастую эти требования отражены в самом названии канала. Например, Русский Иллюзион – только русское кино. Иллюзион Плюс – только американские фильмы, за редким исключением европейские, и то когда это совместное производство с США. Еврокино – только европейские картины. Но этим требования не исчерпываются. На Русском Иллюзионе, в частности, идут только современные отечественные фильмы (сериалы было решено убрать из сетки), выпущенные после 2000 года. На «Zooпарк» могут попасть только те программы, в которых речь пойдет не просто о животных, но о животных, приближенных к человеку. И программы эти должны быть развлекательного характера – канал отстраивается от конкурентов именно за счет развлекательной стилистики. Впрочем, Т. С. Соколова признает, что зачастую отбор тех или иных продуктов для канала проводится на интуитивном уровне. Поэтому очень важно, чтобы сотрудники изначально очень хорошо поняли, приняли и «пропустили через себя» концепцию канала, тогда они уже по наитию будут мыслить «форматно».
Все опрошенные эксперты сходятся в одном: формат – это характеристика, непременно связанная с аудиторией. И так как предпочтения и вкусы аудитории меняются, меняться должен и формат. Другой вопрос: где границы этих изменений? Скажем, в случае с телеканалами MTV и Муз-ТВ, превратившимися в, соответственно, «Пятницу» и «Ю», говорить о переформатировании нельзя. Появились новые каналы, абсолютно другие, даже под иным названием. И. А. Полуэхтова считает, что переформатирование не должно быть связано с резкими кардинальными изменениями. Она разделяет переформатирование на жесткое и мягкое, дрейфующее. За ним стоят небольшие изменения, которые происходят в течение достаточно долгого периода, когда программирование меняется постепенно и очень последовательно (см. Приложение 6)103.
Похожей точки зрения придерживается и Т. С. Соколова, считающая, что нельзя резко метаться в разные стороны в надежде догнать зрителя. Формат в сознании аудитории становится стереотипом, который нельзя резко ломать, иначе зритель просто потеряется, он не будет понимать, чего ему ждать от такого неопределившегося канала. Внутри «канал может отстраиваться, меняться как угодно, главное, чтобы основная идея не менялась, иначе это уже другой канал» (см. Приложение 7)104.
М. А. Бережная и М. В. Славин считают, что люди устают от любых привычных продуктов, тем более что на современном российском телевидении чаще всего наблюдается дублирование форматов (см. Приложение 4, 5)105. Поэтому внутри каждого формата необходимы периодические прорывы, хотя гоняться за каждым зрителем нужно очень осторожно – не теряя свое лицо.
Проанализировав представленные выше дефиниции, мы выявили наиболее часто встречающиеся трактовки «формата»:
- формат как стандарт, эталон, соответствие
определенным нормам и
- формат как концепция СМИ; набор идей, ретранслируемых через это СМИ;
- формат как определенный вид контента;
- формат как гарант коммерческого успеха, способ привлечь конкретную аудиторию;
- формат как нечто, обеспечивающее тесную связь с потребителем;
- формат как набор особенных, уникальных характеристик, отличающих данный медиапродукт от других;
- формат как набор определенных ограничений.
Основными величинами, определяющими формат телеканала, являются концепция канала, его тематика, нацеленность на конкретную аудиторию, форма подачи материала, стилистика транслируемой в эфире информации, манера работы ведущих, «одежда» канала, режим вещания.
На основе проанализированной информации и проведенных экспертных опросов, постараемся сформулировать определение понятия «формата телеканала». Итак, формат телеканала – это совокупность параметров, определяющих контент канала и особенности его донесения до конкретной аудитории, а также выделяющих этот канал из ряда ему подобных.
Исходя из проанализированной информации, сформулируем основные характеристики формата. Уточним, что в данном случаем мы говорим о формате как о понятии, используемом в радио- и телевизионной индустрии. Мы отдельно укажем на те характеристики, которые отражают (или не отражают) суть формата канала.
Термин «типология» ввел в оборот в 1816 году французский ученый Анри Бленвиль106. С тех пор это понятие широко используется в самых различных областях знания. Типология является результатом типологизации – сложной методологической процедуры, важнейшей составляющей получения нового научного знания. В самом общем виде типологизация (от греч. «отпечаток, форма, образец» и «слово, учение») – это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели, то есть типа; результат типологического описания и сопоставления107.
Основная цель типологизации – сравнительное изучение существенных признаков, функций, связей объектов. В своей теоретически развитой форме типология призвана отобразить строение исследуемой системы, выявить её закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.
Для построения типологии форматов российских телеканалов мы изучили ряд источников, посвящённых различным аспектам проблемы типологии в науке. Стоит отметить, что этот вопрос в России изучен гораздо меньше, чем например, проблема разработки классификаций. Исследователи до сих пор спорят о соотношении этих понятий, о возможных сходствах и различиях. В некоторых работах понятие «типология» полностью вытесняет понятие «классификация», в других эти слова синонимичны. Самый распространенный на сегодняшний день взгляд: типология – это особая, более глубокая процедура членения объектов.
Если свести различные точки зрения о взаимодействии этих двух понятий в одну, можно сформулировать несколько основных различий. Основное состоит в том, что типологизация – это научный метод, а классификация – процесс. Некоторые классификации могут быть истолкованы как предварительная типологизация или как переходная процедура упорядочивания элементов на пути к построению типологии. Классификация, в отличие от типологизации, предполагает нахождение четкого места каждому элементу в группе. Яркий пример научной классификации – периодическая система Д. И. Менделеева. Критерий классификации может быть случайным, а критерий типологизации всегда касается сущности исследуемого объекта.
Классификация применяется к статическим, стабильным системам. Построение происходит на основании фиксированного набора признаков, которые, конечно, могут меняться, но не в значительной степени. Предполагается, что свойства, отмеченные в данных признаках, присущи системе еще до начала классификации. Типология же чаще осуществляется применительно к динамическим системам, характеризующимся постоянным появлением новых компонентов, связей. В связи с темой нашей работы эта особенность кажется нам особенно важной, ведь, как мы отмечали в первой главе, формат телеканала – понятие далеко не статичное. Телевизионные форматы находятся в постоянном поиске новых приемов, методов, они очень подвижны и восприимчивы к переменам.
Еще одна, не менее важная особенность типологии – ее ориентация на внутреннее соотношение признаков исследуемых объектов. Классификация оперирует жесткими понятиями и требует столь же строгой организации знания. В основание деления может быть положен только один признак. Это позволяет описывать самые сложные объекты, но при обязательном условии: если структура доподлинно известна. Множество примеров мы можем найти в сфере технических знаний. Получается, таким образом, что эвристические возможности классификации достаточно ограничены, так как находятся в тесной взаимосвязи с готовым знанием.
Вполне естественно, что по мере развития науки, когда внимание исследователей переключается на постижение все более сложных объектов, понимание которых зависит от единовременного учета нескольких признаков, к типологическому подходу обращаются все чаще.
Цель типологизации – разработка набора признаков, являющихся сущностными для исследуемого объекта. В классификации же основание нейтрально по отношению к сущности предмета. При классификации признаки рассматриваются раздельно и последовательно. По сравнению с классификацией, тщательно продуманная и хорошо разработанная типология почти совсем не ощущается как некое умозрительное построение108.
В основе и классификации, и типологии лежит деление. Операция деления незаменима при необходимости решения задач обзора, систематизации материала. Принято выделять два основных вида деления: таксономическое и мереологическое109. Таксономическое деление – это «операция разбиения объема понятия на подклассы, представляющие собой виды предметов (таксоны)»110. В свою очередь подразделяется на два вида:
- по видообразующему признаку: например, печатные СМИ можно разделить по нескольким основаниям: по региону распространения (национальные, региональные, местные), по типу аудитории (женские, мужские, детские) и т. д.;
- дихотомическое (деление исходного объема на объемы противоречащих друг другу понятий): например, грибы делятся на съедобные и несъедобные.
При мереологическом делении предмет расчленяют на части, в отличие от деления таксономического, в процессе которого выявляются виды предметов некоторого рода.
Прежде чем перейти к описанию существующих типологий, рассмотрим центральное понятие типологии – «тип». Что же это такое? Данный термин происходит от древнегреческого «typos» – вид, образ, модель, форма. В общем значении слово означает форму, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений111.
Г. Г. Татарова считает, что тип – это «вид, форма существования чего-то и всегда что-то социально значимое. А таковым может быть и что-то специфическое, и часто встречающееся, и что-то объединяющее, и что-то разъединяющее»112. Понятие тип, по мнению исследователя, может иметь три значения:
- типический, т. е. специфический, характерный, редко встречающийся;
- типологический, т. е. общий, объединяющий, связывающий;
- типовой, т. е. стандартный, часто встречающийся, распространенный
Если говорить о развитии понятия «тип», в истории науки можно выделить три линии в трактовке этого слова. В Античности представление о типе складывается как о вечной, идеальной сущности, которая предшествует существованию вещей или существует в вещах и «проявляется в видовых или индивидуальных различиях в качестве идеального прообраза»113. Следующий этап – морфологическая типология (или идеалистическая морфология), целью которой было найти некий первотип; изменчивость толкуется как несовершенное выражение реально существующего первотипа.
Информация о работе Типология форматов российских телеканалов