Организационно правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 02:19, контрольная работа

Краткое описание

Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.

Файлы: 1 файл

маркет_инноваций.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Для адаптации  инновационных решений необходимо: проведение маркетинговых исследований по выявлению потребительских предпочтений и изменений на рынке продукции, социологических опросов работников, разработки индивидуальной политики предприятия на рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятия и выявление «узких мест». 

Снижение  уровня риска инноваций возможно путем сбора информации и разработки предварительных мероприятий, связанных с последовательным выполнением первоочередных действий, направленных на снижение уровня риска до минимума. 

При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инноваций на рынок можно сделать вывод о том, что успех внедрения нововведений во многом зависит от системы управления, применяющейся на предприятии. Сегодня руководителю для успешного управления бизнесом необходимо совершенствование менеджмента управления инновациями и приведение его к уровню, сравнимому с международным. Повышение инновационной грамотности возможно через консалтинговые услуги, образовательные системы подготовки менеджеров, семинары и выставки. 

Руководство предприятия должно уделять особое внимание созданию системы сбора и анализа информации, позволяющей определить или прогнозировать результат от внедрения новшеств. Правильно организованная система внутренней и внешней коммуникации будет являться своеобразным компасом, определяющим и показывающим необходимое направление. Создание такой системы является компонентом, влияющим на конкурентоспособность предприятия, ибо определить, разработать, внедрить и получить ожидаемый результат возможно только имея четко отлаженные механизмы принятия решений. 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    Государство осуществляет все  виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. 

    Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение  инновационной политики, управление  инновационной деятельностью. Такая  политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности. 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций: 

- развитие рыночных отношений,

- проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

- создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

- обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

- расширение спроса на инновации,

- предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям,

осваивающим и распространяющим инновации,

- содействие модернизации техники,

- развитие лизинга наукоемкой продукции,

- активизация предпринимательства,

- пресечение недобросовестной конкуренции,

- поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

- развитие экспортного потенциала страны,

- развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

- внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного  регулирования инновационной деятельности: 

- государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

- содействие развитию инновационной инфраструктуры,

- кадровая поддержка инновационной деятельности,

- содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;

- моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

- информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

- содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

- Защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

    ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного  регулирования инновационной деятельности: 

- проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

- направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

- создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,

- предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

- снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности: 

- установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

- гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

    Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности. 

    Нормативно-правовое регулирование  взаимоотношений между субъектами  инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно: 

- договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

- договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,

- договоров строительного подряда,

- договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,

- договоров страхования инновационных рисков,

- договоров (контрактов) с инвесторами,

и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

    Регулирование инновационной деятельности  происходит на базе: 

- инновационных прогнозов

- инновационных стратегий

- инновационных программ

- инновационных проектов.

- программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)

     Инновационные прогнозы являются  составной частью прогноза социально-экономического  развития РФ, разрабатываемого в  соответствии с законодательством РФ.

     В инновационных прогнозах строятся  сценарии освоения и распространения  базисных инноваций, социально-экономических  последствий практического использования  новых наукоемких продуктов и  технологий. 

    ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.

    Стратегические приоритеты государственной  инновационной политики отражаются  в концепции социально-экономического  развития РФ на долгосрочную  перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

    Субъекты РФ разрабатывают инновационные  прогнозы и стратегии региональной  инновационной политики. 

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс  взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени. 

    ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа)  развития инновационной инфраструктуры. 

    ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. 

    На основании инновационной стратегии  Правительство РФ разрабатывает  государственную инновационную  программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднеспочный период. 

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ  ПРОГРАММА включает в себя: 

федеральные целевые инновационные программы  по важнейшим базисным инновациям,

крупные инновационные проекты,

федеральные программы поддержки инновационной  деятельности, развития инновационной  инфраструктуры.

    Инновационные проекты включаются  в государственную инновационную  программу на основании конкурсного  отбора, участие в котором осуществляется  на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность. 

    Органы государственной власти  субъектов РФ разрабатывают региональные  и межрегиональные инновационные  программы. 

НАУКОГРАД 

Наукогра́д  Росси́йской Федера́ции — муниципальное  образование со статусом городского округа[1], имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

Содержание  [убрать]

1 История

2 Критерии  присвоения муниципальному образованию  статуса наукограда и его сохранения

3 Виды  наукоградов

4 Официальные  наукограды России (на август 2008 года)

5 Строящиеся  наукограды на территории России

6 Некоммерческое  партнёрство «Союз развития наукоградов  России»

7 Примечания

8 Ссылки

[править]История 

Предпосылкой  появления движения за создания наукоградов  стал неопределённый статус ЗАТО начиная  с 1991 года.

Информация о работе Организационно правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации