Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:21, доклад
Среди методов руководства экономикой, независимо от форм собственности, в РФ важное место принадлежит финансовому контролю. ФК способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов и максимальной реализации социальных гарантий. В настоящее время в РФ сложилась система ФК за соблюдением законности в процессе деятельности хозяйствующими субъектами и организацией бухгалтерского учета.
Нестерова Любовь Николаевна
Правовые основы аудиторской деятельности в РФ.
05.10.2011
Т: Финансовый контроль.
Финансовый контроль и его виды.
Среди методов руководства
экономикой, независимо от форм собственности,
в РФ важное место принадлежит
финансовому контролю. ФК способствует
повышению эффективности
Виды ФК:
По уровню управления
(1) общегосудартсвенный
(2) ведомственный
(3) негосударственный
(4) самоконтроль
По времени осуществления
(1) предварительный
(2) текущий
(3) последующий
((а)) аудит
((б)) анализ финансово-хозяйственной деятельности
((в)) инвентаризация
((г)) документальная ревизия
По методу проведения
(1) документальный
(2) фактический
(3) комбинированный
Общегосударственный ФК осуществляется ГО ФК (налоговый контроль) – контроль за образованием и использованием различных бюджетных и внебюджетных средств.
Ведомственный ФК – ФК вышестоящей организации/ведомства своих структурных подразделений
Негосударственный ФК – в первую очередь, аудит (предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации)
Самоконтроль – ФК, который осуществляется силами самой организации, самого предприятия.
Предварительный контроль осуществляется до начала хозяйственной операции, он дает направление будущей хозяйственной операции. Предупреждает незаконные действия. Осуществляют старшие главные бухгалтера, банки, финансовые органы.
Текущий контроль осуществляется в процессе хозяйственной деятельности. С его помощью определяют содержание документа действительно выполняемой операции. Старшие, главные бухгалтера, экспедиторы, кладовщики и иные ДЛ, которые ответственны за проведение данной хозяйственной операции.
Последующий контроль осуществляется после осуществления операции и позволяет охватить проверкой все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Проводится путем изучения анализа, учета первичных документов бухгалтерских ревизий и бухгалтерской отчетности.
Документальный ФК – производится при проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также его структурных подразделений.
Фактический контроль заключается в проверке наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и расчетов. По месту хранения или там, где производится операций. Один из основных методов – инвентаризация. Обследование помещения, анализ сырья, контрольные операции – сюда же.
Комбинированный ФК – документально-фактический, сочетание 2 вышеназванных видов.
Понятие и виды документальной ревизии.
Документальная ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных финансовых операций в организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера в определенный ревизуемый период.
Вопросы, которые решаются ревизией:
-соответствие осуществляемой
деятельности учредительным
-использование бюджетных средств по целевому назначению
-соблюдение финансовой
дисциплины (правильность ведения
финансового учета и
-формирование финансовых результатов и их распределение
Как правило, ревизия плановая. Внеплановая ревизия – при выявленных нарушениях деятельности, сигналах.
По повторяемости – первичная (по первоначальному заданию), дополнительная (для дополнения выводов предыдущих ревизий, выявить новые обстоятельства), повторная (другие ревизоры, при плохом качестве первичной ревизии).
По объему – полная (проверяются
все стороны хозяйственной
Состав ревизионной группы
– чисто бухгалтерские и
ПиО ревизора.
Ревизор имеет право
-осматривать все помещения, при обнаружении чего-либо имеет право помещение опечатать.
-требовать всю документацию – первичные бухгалтерские документы, сводные документы, бухгалтерскую отчетность, внутренние документы (документы оперативного учета)
-производить инвентаризацию денежных средств, товарно-материальных ценностей и финансовых обязательств организации
-требовать документы, которые находятся в других организациях, связанных с проверяемым (смежными), и с знакомиться с ними (подлинники/заверенные копии)
-запрашивать различные учреждения по вопросам, возникшим в ходе проведения ревизии
-требовать от руководителя/
Оформление результатов:
составляется акт ревизии из 3 частей
– вводная (указать учредителей,
перечень всех реквизитов банковских
счетов), описательная (что и какими
методами проверяли) и итоговая (выводы).
Подписывает ревизор, руководитель
предприятия и главный
Судебно-бухгалтерская экспертиза.
СБЭ – процессуальное действие, состоящее из проведения исследования материалов дела и дачи заключения специалистом-бухгалтером по вопросам, поставленным следователем или судом.
Предмет СБЭ характеризуется признаками:
-обязательная связь с
хозяйственной деятельностью
-хозяйственные операции обязательно нашли отражение в бухгалтерском учете
-пределы исследования
хозяйственной операции
-заключение по поставленным вопросам дается экспертом в области бухгалтерского учета
По результатам экспертизы выдается заключение эксперта-бухгалтера. При проведении СБЭ эксперт пользуется документальными методами проверки.
Отличие ревизии от СБЭ.
отличительные признаки |
ревизия |
СБЭ |
1.процессуальное различие |
является финансовым контролем. По требованию ПООРФ – способ собирания доказательств |
форма использования специальных бухгалтерских знаний, не является формой финансового контроля |
2. основания для назначения |
плановая – по плану ревизионной работы, внеплановая – при сведениях о нарушениях |
обстоятельство дела. для оценки которого необходимо заключение эксперта-бухгалтера |
3. основания для проведения |
достаточно приказа |
постановление следователя/определение суда |
4.объем работы |
по усмотрению назначившего лица |
вопросы в постановлении/ определении |
5.объекты |
все бухгалтерские документы, документы оперативного учета, документы инвентаризаций и предыдущих ревизий |
только материалы дела,
которые предоставлены |
6.методы исследования |
методы фактической и документальной проверки |
применяет методы документальной проверки, методы фактической применять не может |
10.10.2011г.
Т: Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Нормативная база:
ФЗ «О бухгалтерском учете»
- 129-ФЗ от 21.11.1996г. – установил единые
правовые и методологические основы
организации и ведения
Структура ФЗ – 3 части: 1 глава – общие положения, ст.1-7; 2 глава – основные требования к ведению БУ, бухгалтерская документация и регистрация; 3 глава – бухгалтерская отчетность, заключительные положения.
ФЗ «О БУ» распространяется на все организации. которые находятся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций и граждан. осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Общее методологическое руководство БУ в РФ осуществляет Правительство РФ.
Право регулирования БУ в РФ предоставляется:
-Минфину РФ (разрабатывает и утверждает положения по БУ (ПБУ) – российские стандарты, которые устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и предоставление БУ; планы счетов БУ и инструкции по их применению (последний утвердили в 2000г.), едины для всех, кроме бюджетных и банков)
-ЦБ РФ
-указания и НА министерств (методические указания, инструкции, положения)
-внутренние инструкции
и приказы предприятия/
Учетная политика организации и ее юридическая оценка.
Учетная политика – совокупность избранных организацией способов ведения БУ.
Способы ведения:
-первичное наблюдение
-стоимостное измерение
-текущая группировка
-итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Учетная политика организации меняется в случаях:
-изменилось законодательство РФ
-изменились условия
-разработаны новые способы ведения БУ
Изменение учетной политики вводится с начала финансового года.
Приказом об учетной политике утверждается:
-рабочий план счетов
БУ (синтетических и
-формы первичных документов,
а также формы документов для
внутренней бухгалтерской
-порядок проведения
-методы оценки видов имущества и обязательств
-правила документооборота
и технология обработки
-порядок контроля за хозяйственными операциями и другими решениями, которые необходимы для организации
Т: Аудит.
Понятие, задачи аудита.
Аудит – независимая экспертиза финансовой отчетности организации, которая основывается на проверке:
-соблюдения порядка ведения БУ
-соответствия хозяйственных
и финансовых операций
-полноты и точности
отражения финансовой
-постановку, восстановление и ведение БУ
-составление деклараций о доходах, бухгалтерской и финансовой отчетности
-анализ финансово-
-оценка активов и пассивов экономического субъекта
-консультирование по
вопросам финансового,
Аудиторская деятельность= аудит + сопутствующие услуги
Аудит – шире ревизии, включает
проверку достоверности финансовых
показателей, разработку предложений
по улучшению хозяйственной
Ревизия и аудит.
Общее:
-организационные подходы к проведению
-общая база для контроля – проверяемая документация
-могут проводиться внешними аудиторами и ревизорами и внутренними
Различия:
-по целям, на которые они направлены: аудит выявляет и фиксирует недостатки хозяйственной деятельности организации, ревизия выявляет + способствует их устранению и наказанию виновных
-по правовому регулированию: аудит регулируется ГП, ревизия – АП
-по объектам контроля: аудит – объект то, что ухудшает платежеспособность организации, т.е. ее финансовое состояние, ревизия – объект то, что нарушает законодательство РФ и учетную политику организации и государства
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности в РФ