Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:21, доклад
Среди методов руководства экономикой, независимо от форм собственности, в РФ важное место принадлежит финансовому контролю. ФК способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов и максимальной реализации социальных гарантий. В настоящее время в РФ сложилась система ФК за соблюдением законности в процессе деятельности хозяйствующими субъектами и организацией бухгалтерского учета.
Планирование - это стандарт №3. Это самостоятельный обязательный этап, заключается в определении стратегии, тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработки аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по 3 основным причинам: 1) это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента, 2) это поможет удержать в рамках разумных пределов затраты на аудит, 3) это позволит избежать недоразумений с клиентом задачи: а) установление этапов и сроков работы с клиентом, б) установление затрат, в) рациональное использование рабочего времени специалиста, г) подготовка рабочей группы специалистов для работы с клиентом, д) определение разделов аудита, которые имеют наибольшее знание для формирования аудиторского мнения, е) распределение между специалистами раздело аудита, обязанностей и ответственности, ж) создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом, и) обеспечение взаимодействий с бухгалтерией проверяемой организации, бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансирования. Период планирования занимает время с момента получения письма-приглашения и до момента заключения договора на проведение аудита в организации. Процесс планирования как начальный этап проведения аудита включает: разработку плана с определением объема аудита, разработку графических схем, определение сроков проведения проверки, составление аудиторской программы, которая конкретизирует объем, виды, последовательность аудиторских процедур. Занимает около 30% времени на проверку. Принципы планирования: 1) комплексности (взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования от предварительного этапа планирования до составления общего плана и программы аудита, 2) непрерывности (установление группе аудиторов заданий и увязка этапов планирования в определенные для этого сроки – между структурными, обособленными подразделениями), 3) оптимальности (наличие количества вариантов достижения минимальных потерь при проведении аудита – выбор общего плана, программы аудита). Основные документы этапа: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента. Письмо о проведении аудиторской проверки, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита. Стадии: 1) предварительное планирование (встреча с клиентом, выяснение целей проведения проверки, ожидаемые результаты, организационные вопросы, подготовка, составление плана аудита, составление программы аудита, вид деятельности, структура организации, анализ имущества, информация о факторах влияющих на экономическую деятельность) – оценивается возможность проведения аудита. Решили согласиться – письмо, где выражают согласие на проведение аудита. Договор целесообразно заключать на этом этапе – иначе риск возрастет. 2) разработка общего плана аудита и программы проверки (оценить систему контроля и бухгалтерского учета, оценить аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения). Общий план аудита – руководство в осуществлении программы аудита, необходимо документальное оформление, д.б. описание предполагаемого объекта, этапов аудиторской проверки, порядка проведения проверки. В общем плане д.б. предусмотрены сроки проведения проверки, график проведения проверки, подготовки отчета, аудиторского заключения, уровень существенности проблем, указаны произведенные оценки рисков аудита, реальные трудовые затраты, вопросы распределения аудиторов по конкретным участкам проверки, способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. Программа аудита – детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Определяет объем, приемы, аналитические процедуры проверки, сроки их реализации. Содержание в экономическом субъекте включает: составление обзора деятельности клиента (описание процедур, документооборота, учетной политики, организационной структуры), разработку стратегии аудита (специфика клиента и его деятельности), проведение аудита (выполнение выбранных аудиторских процедур, учитывая квалификацию аудиторов, направленных на определенные разделы), формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств. Программа – в 2 качествах – подробная инструкция для аудиторов + средство контроля качества работы для руководителя аудиторской организации. Составляется в виде программы тестов средств контроля (сбор информации, проверка системы внутреннего контроля и БУ) и программы аудиторских процедур по существу (проверка правильности отражения в БУ всех оборотов и сальдо по Б счетам). Программа аудита может пересматриваться в зависимости от условий проведения аудиторской проверки. По окончании планирования общий план и программа аудита д.б. документально оформлены в установленном порядке.
Письмо-обязательство аудиторской организации. Это документ. Который регламентирует обязательства и ответственность экономического субъекта, с одной стороны. и аудиторской организации, с другой стороны на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. ответ на официальное письмо с предложением о проведении аудита. Цель – определение взаимных обязательств на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. способствует преодолению противоречий между аудиторской организацией и экономическим субъектом по поводу условий проведения аудита, которые будут предусмотрены в договоре. Необходимо при 1й работе с организацией – субъект должен письменно подтвердить свое согласие на условия аудиторской организации. Часть договора короче. Не нужно, если долгосрочно сотрудничают или если договор составляется досрочно. Форма – внешнее выражение вопросов, касающихся проведения проверки, официальный бланк аудиторской организации, ПиО сторон, существенные условия для данной проверки. содержание определяется особенностями будущей аудиторской проверки и пожеланиями субъекта об оказании дополнительных сопутствующих аудиту услуг. Обязательные условия: объект и цели аудиторской проверки, ссылки на законодательные акты, на основании которых проводится аудит, информация о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита, формы отчетности аудиторской организации. обязательства аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны, ответственность аудиторской организации и проверяемого экономического субъекта = дополнительные условия. При долгосрочном сотрудничестве его направляют, только если есть существенные изменения.
Договор о проведении аудита. Соглашение между сторонами, по которому одна сторона обязуется в установленном объеме в указанные сроки провести аудиторскую проверку и оказать сопутствующие ему услуги, а другая сторона обязуется принять результаты проверки и оплатить их. договор юридически определяет и закрепляет основные вопросы проведения аудиторской проверки. Разделение ответственности между аудиторской организацией и проверяемой организацией + учет интересов 3х лиц (потребителей информации). Условия договора: предмет (аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности +/- дополнительные сопутствующие услуги), условия оказания аудиторских услуг (цель, объекты, сроки, этапы), ПиО, ответственность сторон, сроки выполнения работ, порядок и сроки оплаты, порядок разрешения споров, оплата дополнительных расходов в хорде проведения аудита, общая характеристика методов проведения проверки, календарный план оказания аудиторских услуг. Оценка стоимости работ – объем, аудиторские риски, ожидаемые результаты, аудиторские доказательства.
31.10.2011
Существенность в аудите.
Существенность аудита – обстоятельства, которые оказывают большое влияние на достоверность Б отчетности экономического субъекта.
Значение существенности в том, что она определяет объем работы аудитора, а также риски, принимаемые ими.
Достоверность Б отчетности – степень точности показателей Б отчетности, при которой ее пользователь может производить правильные выводы.
Аудитор обязан принимать
во внимание 2 стороны существенности
в аудите – качественную (когда
он использует свои профессиональные
суждения для определения существенности
выявленных в ходе проверки отклонений
совершенных операций от требований
нормативных документов) и количественную
(аудитор оценивает
Базовые показатели Б отчетности – наиболее важные показатели, которые характеризуют достоверность отчетности экономического субъекта. Эти показатели используются для нахождения абсолютного значения уровня существенности.
Аудиторская организация обязана установить систему базовых показателей, а также порядок нахождения уровня существенности. Они оформляются документально и д.б. утверждены руководством аудиторской организации. Этот документ носит открытый характер. Значение уровня существенности для аудиторской проверки определяется по завершении планирования аудиторской проверки и полученное значение уровня существенности зафиксировано в общем плане аудита.
При определении уровня существенности аудиторы берут определенную долю от базовых показателей:
1) числовых значений счетов БУ
2) статей баланса
3) показателей Б отчетности
Для определения уровня существенности
используются базовые показатели текущего
года. Допускается применить
Конкретное значение уровня существенности д.б. одобрено руководителем аудиторской проверки и отражается в рабочей документации аудиторской проверки. Допускается корректировка уровня существенности в ходе аудиторской проверки, если при проверке обнаруживаются обстоятельства, которые способны изменить этот уровень (изменение законодательства о БУ, об аудите, смена руководства…)
Уровень существенности имеет значение на всех этапах аудиторской проверки. на этапе планирования определяет содержание, затраты времени, объем применяемых аудиторских процедур. В процессе проведения – влияние на совершение аудиторских процедур. На этапе завершения – влияние обнаруженных искажений, ошибок на достоверность Б отчетности.
Отдельные искажения могут не являться существенными, а в совокупности могут нести существенный характер.
Т: Аудиторский риск.
АР – субъективно определяемая аудитором вероятность признания по итогам проверки того, что Б отчетности может содержать не выявленные существенные искажения.
Является основополагающей категорией при проведении аудиторской проверки. От него зависит моральная и материальная ответственность аудитора.
Вероятность составления верного заключения зависит от следующих факторов:
-размера проверяемой организации
-БУ организации
-надежности системы
-аудиторских процедур, которые проводит аудитор
-стоимости общих активов организации
-величины капитала
Аудиторская организация изучает все риски в процессе своей деятельности, оценивает их и указывает в документах результаты оценки.
Уровни: высокий, средний, низкий.
Виды риска:
-риск системы учета (внутрихозяйственный). Вероятность появления существенных искажений в Б счете, в статье Б баланса до того, как эти ошибки будут выявлены средствами системы внутреннего контроля. При данном виде риска вероятность появления ошибок в БУ не зависит от аудитора. Задача определить их природу. Может меняться в ходе аудиторской проверки.
-риск средств контроля (контрольный риск). Это вероятность того. что существующая в организации система внутреннего контроля не сможет своевременно обнаружить и исправить нарушения. Характеризует степень надежности всей системы БУ в организации. Для его оценки аудиторская проверка включает: формальную проверку документов, опрос, наблюдение за контрольными процедурами, повторение процедур контроля. Его эффективность от аудитора не зависит, аудиторская организация его только оценивает и изучает структуру
-риск аудиторских процедур (риск необнаружения). Это субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые аудитором аудиторские процедуры не позволяют обнаружить существующие нарушения. Все процедуры делятся на 2 категории – 1) аудиторская проверка элементов операций и остатков на счетах, 2) аналитические процедуры сбора дополнительной информации о денежных суммах, отраженных на Б счетах. Для его снижения – увеличение процедур и объем аудиторских выборок.
-общий аудиторский риск. Это вероятность формирования неверного мнения и составления неправильного заключения по результатам проверки. Он = внутрихозяйственный * риск контроля * риск необнаружения. Оптимальный аудиторский риск - около 5%. Существует всегда.
Т: Аудиторские доказательства.
АД – информация (документы или их копии), собранные аудитором в ходе проверки и выводы, которые служат основанием аудиторского заключения.
АД – часть всей аудиторской информации, подготовленной аудитором. Д.б. ценными для решения задачи/проблемы, достаточными, объективными.
На их оценку – размер риска. Характер учета, резульататы аудиторских процедур, источники.
АД:
-внутренними - информация, полученная от экономического субъекта в письменном/устном виде.
-внешними – информация. Полученная от 3х лиц/организаций в письменном виде (н-р. ответ на запрос)
-смешанными – от клиента + подтверждены внешними источниками.
Количество доказательств зависит от используемых источников (первичные документы, Б регистры, результаты анализа деятельности, БУ, результаты инвентаризации).
Надежность АД зависит от их источников. АД из внешних источников надежнее внутренних. АД из внутренних источников надежнее, если система БУ и внутреннего контроля работают достаточно эффективно. АД, собранные самими аудиторами надежнее полученных от экономического субъекта. Письменные доказательства надежнее устных объяснений.
АР уменьшается, если аудитором используются доказательства, полученные из разных источников.
Методы, используемые для получения АД:
1) проверка математических
расчетов проверяемого
2) инвентаризация
3) проверка соблюдения
правил учета отдельных
4) подтверждение в письменно форме от 3й стороны о реальности сальдо на счетах учета
5) проверка документов
– удостоверение его
6) сквозной анализ документов – первичный д.б. в регистре, регистр – в отчетности…
7) аналитические процедуры – анализ полученной аудитором информации, исследование финансовых и экономических показателей с целью выявления неправильно отраженных в БУ хозяйственных операций (выявление ошибок)
Аналитические процедуры – целенаправленное действие аудитора, которое заключается в выявлении, анализе, оценке соотношения между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта.
Основная цель их применения
в том, чтобы выявить наличие/
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности в РФ