Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа
В последнее десятилетие в связи со стремительными изменениями экономического базиса и общественно–политического строя в России произошла ревизия правовых ценностей. Осознана ценность прав человека и необходимость их судебной защиты. Гражданское общество заинтересовано в защите права и в создании надёжных гарантий в совершении правосудия. Важнейшей из таких гарантий является правовой статус судей, способный обеспечить подлинное правосудие.
Введение……………………………………………………………………3
Судебная власть: возникновение, становление и развитие……………………..................................................................6
Понятие и специфика правового статуса судей в Российской Федерации……………………………………………....16
Порядок назначения и требования к судьям и кандидатам на должность судьи.……………………………………21
Полномочия, дисциплинарная ответственность, отзыв и досрочное прекращение полномочий судей основного звена......................................................................................................28
Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития.………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………
ЗАЩИЩЕНА
С ОЦЕНКОЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Проф.д.ю.н. | ||||
должность, уч. степень, звание | подпись, дата | инициалы, фамилия |
Курсовая работа |
Правовой статус судей в Российской Федерации |
по дисциплине: Конституционное право Российской Федерации |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)
План работы:
Введение…………………………………………
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В последнее десятилетие в связи со стремительными изменениями экономического базиса и общественно–политического строя в России произошла ревизия правовых ценностей. Осознана ценность прав человека и необходимость их судебной защиты. Гражданское общество заинтересовано в защите права и в создании надёжных гарантий в совершении правосудия. Важнейшей из таких гарантий является правовой статус судей, способный обеспечить подлинное правосудие.
Выявление сущности правового статуса судьи и механизма его исторического преобразования поможет определить правильные направления совершенствования данного статуса. А это является одной из приоритетных мер, осуществления которых необходимо для превращения Р.Ф. в правовое государство. Ведь правовое государство возможно только при наличии сильной судебной власти, которая в свою очередь возможна при создании сбалансированного и эффективного правового статуса судьи – носителя этой власти.
В связи с введением в действие Закона РФ от 26 июля 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» радикальным образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам контингент лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей. Все это, в конечном итоге, направлено на совершенствование судебной системы, приданию судебной ветви власти большего авторитета и независимости.
Особенно актуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с курсом на построение «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального. Россия - государство на протяжении многих веков своей истории испытывала на себе самые разнообразные проявления деспотизма со стороны правителей - самодержцев, а затем «вождей» пролетариата.
«В современном Российском государстве впервые, пожалуй, за всю его историю, общество пришло к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей над интересами отдельных партий и классов. Народ стал источником власти и суверенитета. Осознание главенства человеческой жизни, интересов отдельного человека над перипетиями «вселенской борьбы классов» невозможно без коренного изменения существовавшей судебной системы, и, как следствие, - без формирования принципиально нового, поистине демократического корпуса судей - отправителей правосудия в государстве» 1
Данная тема курсовой работы является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Мной будет проанализирована сущность правового статуса судьи и механизм его исторического преобразования, а также направления совершенствования данного статуса.
А это является одной из приоритетных задач, осуществление которой необходимо для превращения Российской Федерации в правовое государство. Так как правовое государство возможно только при наличии сильной судебной власти, которая в свою очередь возможна при создании сбалансированного и эффективного правового статуса судьи – носителя этой власти.
Цель работы – рассмотреть особенности правового статуса судей в России.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования.
Задачи:
В
целом необходимо отметить, что рассмотрение
правового статуса судей
Основными
методами, используемыми в данной
работе, являлись исследование научного
материала по заданной теме, нормативные
акты, в частности Конституция Российской
Федерации, помогут уяснить механизм действия
судебной власти и правового статуса судей
в Российской Федерации.
1
. Судебная
власть: возникновение,
становление и развитие
Судебная власть, как самостоятельная, полноценная и неотъемлемая ветвь государственной власти, осуществляет важную функцию государства по защите права. Именно судебной власти принадлежит ведущая роль в утверждении принципа верховенства права. Поэтому в современной России важным направлением начавшихся после 1991 года преобразований является судебная реформа, создание судебной власти вместо прежней системы органов судопроизводства.
Отсчет
отечественной истории суда и
развития правосудия следует вести со
времени возникновения государственности
на Руси. «Древнейшее русское право складывалось
в IX–X вв. Вопрос о существовании письменных
русских законов в X в. остается пока спорным,
но такую возможность не исключают тексты
русско-византийских договоров. Самыми
ранними отечественными правовыми памятниками
являются договоры Руси с Византийской
империей, заключенные князем Олегом в
911 г., князем Игорем в 944 г. и князем Святославом
в 971 г.
Древнерусское государство в X в. играло
серьезную роль в международных отношениях.
Русско-византийские договоры X в. свидетельствуют
о серьезной роли Руси в тех международных
отношениях и в первую очередь являются
источниками международного права. Вместе
с тем они содержат ряд интересных положений,
относящихся к уголовному, гражданскому
праву и системе судопроизводства, в значительной
степени основывающихся на русских законах
и обычаях. Все договоры относятся к периоду
формирования на Руси феодальных отношений
и системы норм феодального права. Наибольшую
ценность в юридическом плане представляют
договоры 911 и 944 гг. Сравнение их текстов
показывает явный прогресс в развитии
институтов феодального права. Особый
интерес представляют ссылки в договорах
на «Закон Русский». В XI в., после принятия
Древней Русью христианства, он был использован
при составлении «Русской Правды» – древнейшего
письменного свода законов восточных
славян.»2
Точная дата установления на Руси судебной власти, и тем более ее юридического оформления, на сегодняшний день наукой не установлена. В Древнерусском государстве судебные и административные функции разделены не были. Возникающие в обществе конфликты первоначально разрешались авторитетными лицами общины, а впоследствии эти функции стали прерогативой князя, который вершил суд и чинил расправу на основании норм, включавших обычаи, традиции, а также правила поведения, установленные религией и моралью.
В
эпоху Киевской Руси главным судьей
являлся непосредственно
После принятия христианства
произошло разделение
По мере развития древнерусского общества великие князья стали поручать вершить судопроизводство лицам из своего ближайшего окружения. Система местного управления и суда осуществлялась местными князьями – вассалами великого князя и представителями центральной власти в лице наместников и волостелей. Увеличившийся круг судей, усложнение судебной процедуры потребовали унификации не только законодательства, но и процедур судопроизводства.
Комплекс этих проблем разрешался созданием первого известного русского письменного свода законов, составленного в середине XI в. при князе Ярославе Мудром и потому получившего название Правда Ярослава, или Русская Правда, которая, наряду с систематизацией законов, обобщала сложившуюся к тому времени судебную практику.
В качестве источников Русской Правды в науке принято считать нормы обычного права, законодательство и судебную практику князей, византийский Номоканон и отдельные нормы норманнского (варяжского) права.
«Русская правда первый отечественный кодифицированный свод законов достаточно подробно регламентировал состав суда, порядок судопроизводства (процесс) и определил размеры оплаты за действия судебных работников. В истории русского права и процесса это стало первым нормированным определением статуса судебной власти и форм ее реализации. Содержание Русской Правды является основным источником наших сведений о политическом и судебном устройстве, а также праве Древнерусского государства X–XIII вв.»4
«В период феодальной раздробленности, наступившей на Руси во второй половине XII в. и продолжавшийся более трех столетий, основными письменными правовыми актами, были Уставные грамоты князей. До наших дней они дошли в составе русских летописных сводов. Наиболее известными из них являются два памятника права Южной Руси, а именно Галицко-Волынской земли, содержащиеся в Ипатьевской летописи: Грамота Ивана Ростиславича Берладника (1134 г.) и «Рукописание» (завещание) князя Владимира Васильковича (1287 г.). Грамота Ивана Ростиславича Берладника устанавливает правовые нормы, регулирующие торговые связи с иностранными купцами (чешским, венгерским и др.), а также закрепляет льготы для болгарских торговцев при перевозке товаров на склад.
«Рукописание»
князя Владимира Васильковича определяет
организацию управления административно-
«Дошедшие до нас документы наглядно свидетельствуют о наличии в средневековой Руси, начиная с XII в., двух тенденций в развитии судебной власти: монархической и республиканской. Если монархическая формировалась в основном посредством княжеских грамот и ее организация получила наиболее полное отображение в Русской Правде, то в Новгородской и Псковской боярских республиках статус любой власти, в том числе судебной, зависел от веча. В грамотах определялись прерогативы князя в области суда. Княжеская судная власть не охватывала всех дел и не была верховной и апелляционной. От нее особняком стояли суды владыки (архиепископа), тысяцкого, монастырей, а также третейский суд, посредством которого могло быть улажено любое гражданское дело и маловажное уголовное. Грамоты запрещали князю судить "на низу", отменять вынесенные до него решения, устанавливали время, когда он мог посылать в волости своих судебных чиновников».6 Но самое значительное ограничение судебных полномочий князя заключалось в том, что он не был самостоятелен в решении дел. Как и в области управления, он был связан деятельностью посадника. Князь не мог судить без посадника и делил с ним поровну судебные пошлины. Если князь чем-нибудь не устраивал новгородцев, они его изгоняли и приглашали другого.
Таким
образом, в договорных грамотах Великого
Новгорода с приглашенными
Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации