Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа
В последнее десятилетие в связи со стремительными изменениями экономического базиса и общественно–политического строя в России произошла ревизия правовых ценностей. Осознана ценность прав человека и необходимость их судебной защиты. Гражданское общество заинтересовано в защите права и в создании надёжных гарантий в совершении правосудия. Важнейшей из таких гарантий является правовой статус судей, способный обеспечить подлинное правосудие.
Введение……………………………………………………………………3
Судебная власть: возникновение, становление и развитие……………………..................................................................6
Понятие и специфика правового статуса судей в Российской Федерации……………………………………………....16
Порядок назначения и требования к судьям и кандидатам на должность судьи.……………………………………21
Полномочия, дисциплинарная ответственность, отзыв и досрочное прекращение полномочий судей основного звена......................................................................................................28
Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития.………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………
Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отбор кандидатов в судьи в соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 предусматривает: «отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи».22 Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно.
«Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица, либо об отказе в ней». 23
Таким образом, повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения, начинается с проявления инициативы, направленной на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейской должности. Она может быть проявлена не только каким - то государственным органом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководством соответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим 25 лет и имеющим высшее юридическое образование.
А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.
Представление о назначении судей гражданских судов общей юрисдикции и судей Арбитражных судов субъектов РФ получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. ч.3 ст.6 Закона «О статусе судей» в редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.
«В конечном счете, представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей Арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. Утверждаемой Президентом РФ состав этой комиссии входят министр юстиции РФ (Председатель), его заместитель, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, представители Совета Федерации, Администрации Президента РФ и главы администраций некоторых субъектов РФ. В соответствии с положением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующих судей или отказать в этом».24
Таким
образом, в целях успешного
4.
Полномочия, дисциплинарная
ответственность,
отзыв и досрочное
прекращение полномочий
судей основного звена
Учитывая, что судьи судов различного уровня наделены различным по широте кругом полномочий, я хотела бы остановиться на рассмотрении полномочий только судей основного (районного, городского) звеньев судебной системы.
Основным
полномочием судей данного
Из числа уголовных дел им подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, об опасных видах хищений, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов.
К
их компетенции отнесено также разбирательство
вопросов, которые возникают попутно,
параллельно с уголовными делами.
В последние годы на районных (городских)
судей во все возрастающих масштабах
возлагается разбирательство
Условно полномочия судей районного (городского) суда можно разделить на четыре категории:
1) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;
2) дела по спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов, которое производится по условиям, изложенным в международных договорах;
3) дела, возникающие из административно - правовых отношений;
4) дела особого производства.
Судьи районного (городского) суда вправе рассматривать дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года.
Кроме прав по осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам судья районного (городского) суда имеет право разбирать материалы об административных правонарушениях. Такие материалы судья рассматривает единолично.
Современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном (городском) суде эти дела могут рассматриваться как с участием народных заседателей, так и единолично судьей.
Законом
предусмотрен достаточно широкий круг
дел, которые судья может
Судьи, занимающиеся практикой рассмотрения гражданских дел, имеют право единолично рассмотреть дела:
Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.
«Судьи судов районного (городского) звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров».25
В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением ими судебной деятельности.
Судьи также могут вносить на обсуждение съездов и конференций судей, а также непосредственно в Верховный Суд РФ предложений о даче разъяснений по вопросам применения законодательства.
Дисциплинарная ответственность судей
Вопрос о дисциплинарной ответственности судей районного (городского) суда рассматривается квалификационной коллегией судей, которая избирается тайным голосованием на съездах (конференциях) судей данного уровня, работающих в конкретной области (военном округе, группе войск и т.д.).
Решением квалификационной коллегии судей может быть поставлен вопрос о досрочном лишении судьи его полномочий за нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимого с его высоким званием, либо совершением судьей уголовного преступления.
Отмена
или изменение судебного
Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи
Законом предусмотрены как возможность временного приостановления полномочий судьи, так и порядок их полного прекращения. «Приостановление полномочий - это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей».26 Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно:
1)
признание судьи безвестно
2)
согласие квалификационной
3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4)
избрание судьи в состав
Судья, полномочия которого
Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера.
Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации