Правовой статус судей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие в связи со стремительными изменениями экономического базиса и общественно–политического строя в России произошла ревизия правовых ценностей. Осознана ценность прав человека и необходимость их судебной защиты. Гражданское общество заинтересовано в защите права и в создании надёжных гарантий в совершении правосудия. Важнейшей из таких гарантий является правовой статус судей, способный обеспечить подлинное правосудие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Судебная власть: возникновение, становление и развитие……………………..................................................................6
Понятие и специфика правового статуса судей в Российской Федерации……………………………………………....16
Порядок назначения и требования к судьям и кандидатам на должность судьи.……………………………………21
Полномочия, дисциплинарная ответственность, отзыв и досрочное прекращение полномочий судей основного звена......................................................................................................28
Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития.………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Рита.Курсовик!!!.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

        «Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

      Прекращение полномочий - это полное отстранение  судьи от исполнения должностных  обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований»:27

 Полномочия  судьи прекращаются по следующим  основаниям:

      1) письменное заявление судьи об  отставке;

      2) ввиду неспособности по состоянию  здоровья или по иным уважительным  причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

      3) письменное заявление судьи о  прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

      4) истечение срока полномочий судьи,  если они были ограничены определенным  сроком;

      5) увольнение судьи военного суда  с военной службы по достижении  предельного возраста пребывания на военной службе;

      6) прекращение гражданства Российской  Федерации;

      7) занятие деятельностью, не совместимой  с должностью судьи;

      8) вступление в законную силу  обвинительного приговора суда  в отношении судьи либо судебного  решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

      9) совершение поступка, позорящего  честь и достоинство судьи  или умаляющего авторитет судебной  власти;

      10) вступление в законную силу  решения суда об ограничении  дееспособности судьи либо признании  его недееспособным;

      11) смерть судьи или вступление  в законную силу решения суда  об объявлении его умершим;

      12) отказ судьи от перевода в  другой суд в связи с упразднением  или реорганизацией суда.

        Полномочия судьи прекращаются  решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

        В случае отмены решения квалификационной  коллегии судей о прекращении  полномочий судьи или отмены  состоявшегося о нем обвинительного  приговора суда либо судебного  решения, указанного в подпункте  8 пункта 1 настоящей статьи, судья  подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. 

      5. Общие проблемы  правового статуса  судей и перспективы  развития 

      Существование судебной власти на ряду с законодательной  и исполнительной является признаком  демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно - властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, торжества идей свободы и справедливости. Поскольку основным назначением судебной власти является охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц, оно не возможно без предания лицам, осуществляющим правосудие (судьям) особого, гарантированного государством, и охраняемого им статуса.

      Так как, вместе с законодательной и  исполнительной властями судебная власть включена в систему народовластия  она обеспечивается реализацией  важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина не только по отношению к субъектам на которых она распространяется, но и на тех, кто призван по закону ее отправлять.

      Основным, закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом судебной власти является то, что она «не может  осуществляться каким - либо другим органом кроме суда ни при каких условиях» (ст. 118 Конституции РФ).

      Специфика судебной власти заключена не только в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий, но и в особой, свойственной только ей, форме обеспечения гарантий независимости и неприкосновенности лиц, ее осуществляющих.

      Являясь важным объектом правового регулирования  судебная система Российской Федерации  имеет обширный правовой базис, ядро которого образуют нормы Конституции, содержащиеся в гл.1,2 и главным образом в гл.7, которая так и называется - «Судебная система». Совокупность этих норм составляет конституционные основы судебной системы России. Вместе с принятием 12 декабря 1993 года новой Российской Конституции были определены, наряду с задачами реформирования всех органов государственной власти, и направления реформирования судебной системы России.

      С принятием нового федерального конституционного законодательства, а также внесением  поправок и дополнений в ранее  действовавшее законодательство, касавшегося судоустройства в РФ, в значительной мере был дан толчок к развитию судебной системы России на качественно новом, демократическом уровне.

      Среди новых, ранее не ведомых России органов  судебной власти следует отметить создание Конституционного Суда РФ. «В настоящее время Конституционный Суд РФ, наряду с высшей законодательной и представительной властями, Президентом РФ, является одним из основных звеньев государственной власти. Он выполняет функцию высшего арбитра, чьи решения обязательны к неукоснительному исполнению, в случаях конфликтов между двумя другими ветвями власти, а также ветвями власти и Президентом».28

      Впервые на уровне Конституции закреплен  ряд прав граждан в сфере правосудия:

  1. право на доступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях (ч.1 ст.46);
  2. право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч.1 ст.47);
  3. право на рассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.47);
  4. право на пересмотр приговора суда первой инстанции вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50);
  5. Право на участие в осуществлении правосудия (ч. 1 ст. 11 и ч. 1 ст. 32)

      Осуществление этих задач, стоящих перед судебной системой Российской Федерации невозможно без реформирования принципов ее функционирования и деятельности. В основе реформирования судебной системы лежит не только организационное переустройство основных звеньев, но и закрепление и, в главной степени, соблюдение принципов, гарантирующих права лиц, осуществляющих судебную власть в государстве - судей.

      Основными новеллами, которые были введены  в Российское законодательство с  принятием новой Конституции  стали принципы независимости, несменяемости  и неприкосновенности судей в их деятельности. Именно соблюдение этих принципов позволит в дальнейшем гарантировать развитие судебной системы и правосудия в истинно демократических, цивилизованных рамках, свойственных странам с уже устоявшимися демократическими традициями.

      Согласно  действующей Конституции, законам, регламентирующим отправление судебной власти в Российской Федерации принцип  независимости судей означает, что  они осуществляют судебную власть помимо чьей - либо воли, подчиняясь только Конституции  и закону.

      Конституционные новеллы, связанные с правами  граждан в сфере правосудия, лежат  на пересечении двух взаимосвязанных  тенденций: совершенствования юридического механизма защиты прав человека и  гражданина и усиления судебной власти в государственной системе. Обе тенденции в полной мере отвечают курсу на формирование правового государства в России. Именно суд в современных условиях призван стать основным юридическим средством, гарантирующим права и свободы, как граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в России. Закрепляя возможность использования для защиты прав и свобод человека всех способов, не запрещенных законом (ст. 45), Конституция акцентирует внимание на универсальности судебной реформы, снимает преграды на пути ее использования для обеспечения конституционных прав и свобод.

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что правоприменительная и правозащитная практика показывает, что статус судей нуждается в изменении, что нынешний статус не позволяет эффективно и ответственно функционировать судебной власти в нашей стране. Несмотря на то, что суды, правосудие, судебная власть были, остаются и будут в дальнейшем предметом исследования многих учёных, студентов и т.д., как таковая правовая природа судебной власти пока с бесспорностью не определена.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      Актуальность  темы исследования предопределена самим  её содержанием. Стало уже аксиомой считать демократическим государством, в котором есть Конституция и  разделение властей. И в той, и  в другой части приведённой формулы присутствует элементы судебной власти, впрочем как и любой другой её ветви. Однако принципиальное отличие ветви судебной власти от иных - законодательной и исполнительной состоит в том, что, во-первых, выполняемые её органами функции не могут быть сведены, как у иных ветвей государственной власти, лишь к одному какому-либо виду деятельности: принятию законов или организации их исполнения. Функции органов судебной власти более разнообразны и кроме того судебная власть отличается повышенной сложностью при её формировании. Во-вторых, несмотря на то, что деятельность органов судебной власти носит, как и всех других органов публичный характер, эта «публичность» свойственна в наименьшей степени. Их деятельность вызывает меньший интерес населения, политиков и, к сожалению учёных.

      Таким образом, рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

      Знание  системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

      Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.

      Система прав и обязанностей судей - как субъектов  отправления правосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Закон о судоустройстве// ВВС, ст. 976; 1992, № 27, ст. 1560; № 30, ст. 1794; 1993, № 33, ст. 1313; СЗ РФ 1994, № 32, ст. 3300
  2. Закон о Конституционном Суде//СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447
  3. Конституция Российской Федерации. Москва 2010 г. Ст. 118, п. 3; ст. 120, п. 1; ст. 117 п. 3. С 38-42
  4. Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004). // Вестник ВАС РФ. 2005. N 2.
  5. Постановление ВС РФ от 16 июля 1993 г. N 5451/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"
  6. Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г.//ВВС, 1993, № 24, ст. 856
  7. Положение о комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов, утвержденное распоряжением Президента РФ от 25 июля 1994 г., № 400-рп//СЗ РФ, 1994, № 14, ст. 1625
  8. Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации"
  9. Указ Президента РФ от 2 декабря 1996 г. N 1612 "О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации"
  10. Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации" 26 июня 1992 года №3132-1 (в ред. Закона РФ от 14.04.93 N 4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288; Федерального закона от 21.06.95 N 91-ФЗ) Ст. 1; ст. 2; ст. 3; ст. 4; ст. 5-17
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
  12. Федеральный закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.//СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455
  13. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
  14. Федеральный Закон о внесении изменений в статью 6.2 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статью 66 закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 22 апреля 2009 г. N 83-ФЗ; Москва.
  15. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г.// СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 144

Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации