Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа
В последнее десятилетие в связи со стремительными изменениями экономического базиса и общественно–политического строя в России произошла ревизия правовых ценностей. Осознана ценность прав человека и необходимость их судебной защиты. Гражданское общество заинтересовано в защите права и в создании надёжных гарантий в совершении правосудия. Важнейшей из таких гарантий является правовой статус судей, способный обеспечить подлинное правосудие.
Введение……………………………………………………………………3
Судебная власть: возникновение, становление и развитие……………………..................................................................6
Понятие и специфика правового статуса судей в Российской Федерации……………………………………………....16
Порядок назначения и требования к судьям и кандидатам на должность судьи.……………………………………21
Полномочия, дисциплинарная ответственность, отзыв и досрочное прекращение полномочий судей основного звена......................................................................................................28
Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития.………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………
В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. «Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.»15 При этом под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.
Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся:
а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет судей Российской Федерации;
б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда;
в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают советы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность.
Специфика правового статуса судей в РФ
Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке.
Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.
Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).
В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» «судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации».16 Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.
Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».17
Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.
Таким
образом, судебная власть осуществляется
через правоприменительную деятельность
судей. Поэтому без преувеличений можно
сказать, что от судей, а значит, от статуса
судей зависит судьба России. Особый правовой
статус судей предопределяется стоящими
перед ними задачами, характером деятельности,
в ходе которой могут существенно затрагиваться
права и свободы граждан, различных учреждений,
организаций, предприятий, государственных
органов и самого государства.
3.
Порядок назначения
и требования к судьям
и кандидатам на должность
судьи
Требования,
предъявляемые к кандидатам в
судьи, в большинстве своем
Часть
из них условно можно было назвать
формальными. Они касаются гражданства
кандидата, его возраста, образования,
опыта юридической
Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»18 Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем).
Общие конституционные требования к судьям:
Конституционный суд РФ – осуществляет конституционное судопроизводство. Компетенция Конституционного суда РФ проявляется в том, что он решает дела о соответствии Конституции РФ.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, кандидатуры которых предлагает Президент Совету Федерации и которые назначаются на должность сроком на пятнадцать лет и должны отвечать следующим требованиям:
Верховный суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающих под юрисдикцию.
Порядок назначения на должность судей Верховного суда РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
При
назначении судей Верховного суда РФ
соблюдаются следующие
Высший Арбитражный суд РФ – это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Такой суд осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Порядок назначения на должность судей Арбитражного суда РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
При
назначении судей Арбитражного суда
РФ соблюдаются следующие
«Мировые суды – это низшее звено судебной системы. Эти суды рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами.»19
Мировые суды входят в систему судов общей юрисдикции. Мировые судьи назначаются на должность законодательным органом субъекта РФ, либо избираются населением судебного участка в порядке, который устанавливается законом субъекта РФ. Срок полномочий устанавливается законом субъекта РФ, но не более пяти лет. Возможно и вторичное избрание.
Следующие требования:
Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.
(ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях».20
В соответствии со ст. 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья:
1) Обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;
2) При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
3) Не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».21
Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.
К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства.
Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации