Правовой статус мировых судей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации.
В задачи работы входит:
1) изучить основы и основные элементы конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации;
2) рассмотреть общие требования к судьям и порядок назначения;
3) определить основные тенденции в формировании конституционно-правовой статуса мировых судей РФ;
4) изучить вопросы конституционно-правового гарантирования реализации прав, свобод и обязанностей судей Российской Федерации;

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы конституционно-правового статуса судьи в РФ.
Глава 2. Общие требования к судьям и порядок назначения.
Глава 3. Правовой статус мировых судей РФ.
Глава 4. Гарантии реализации прав, свобод и обязанностей судей РФ.
Глава 5. Правовой иммунитет судей.
Глава 6. Правовое положение судейских сообществ.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Мировая юстиция.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ  ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

__________________________________________________________________

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Правовой статус мировых судей в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа студентки 

Котовой Анастасии Александровны.

Учебная группа № 48/1.

Проверил: Марутин А. Г.

 

 

 

 

 

 

Калининград 2013.

 

 

Содержание.

Введение

Глава 1. Основы конституционно-правового  статуса судьи в РФ.

Глава 2. Общие требования к судьям и порядок назначения.

Глава 3. Правовой статус мировых  судей РФ.

Глава 4. Гарантии реализации прав, свобод и обязанностей судей  РФ.

Глава 5. Правовой иммунитет  судей.

Глава 6. Правовое положение  судейских сообществ.

Заключение.

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Состояние и развитие российской государственности представляет собой  сложный и противоречивый процесс. Не является в этом плане исключением  и судебное реформирование, в том  числе правового статуса судей  в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года (ст. 10) закрепила основополагающий принцип государственного строительства - принцип разделения властей, согласно которому государственная власть делится  на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исходя из этого положения Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями) отнес осуществление правосудия исключительно к прерогативе судов, а судебную власть квалифицировал как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей.

Тем самым впервые за период советской и постсоветской истории  на высшем законодательном уровне была создана правовая основа, призванная обеспечить фактическую, а не декларативную  независимость судебной власти.

Началом становления судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года, когда Верховным  советом РСФСР была принята «Концепция судебной реформы». В этом документе главной задачей реформы называлось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Это положение нашло свое отражение в законе «О статусе судей» от 26 июня 1992 года и в главе «Судебная власть» Конституции 1993 года.

Федеральный конституционный  закон «О судебной системе РФ»  система была разделена на федеральные  суды (Конституционный суд, Верховный  суд, верховные суды субъектов, районные суды, военные суды, Высший арбитражный  суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов) и суды субъектов федерации (конституционные (уставные) и мировые суды).

За сравнительно небольшой  срок, прошедший с принятия Концепции  судебной реформы, были приняты решительные  меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой  и сильной ветви государственной  власти, осуществляющей свои полномочия в интересах защиты прав граждан  и организаций, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации.

Новый этап реформы начался  в ноябре 2000 года, когда президентом  Владимиром Путиным была создана  рабочая группа по вопросам совершенствования  законодательства о судебной системе. В результаты работы этой группы в  федеральные законы «О статусе судей», «О судебной системе», «О Конституционном  суде» были внесены существенные поправки.

14 марта 2002 года был  принят Федеральный закон «Об  органах судейского сообщества  в Российской Федерации», в котором  предусматривается, что судейское  сообщество в Российской Федерации   образуют судьи федеральных судов  всех видов и уровней, судьи  судов субъектов Российской Федерации,  составляющих судебную систему  Российской Федерации (ст.1).

Таким образом, актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения  и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния  законодательства в данной сфере  и возможных направлений его  развития.

Цель настоящей работы состоит в исследовании конституционно-правового  статуса судьи Российской Федерации.

В задачи работы входит:

1) изучить основы и  основные элементы конституционно-правового  статуса судей в Российской  Федерации;

2) рассмотреть общие требования  к судьям и порядок назначения;

3) определить основные  тенденции в формировании конституционно-правовой  статуса мировых судей РФ;

4) изучить вопросы конституционно-правового  гарантирования реализации прав, свобод и обязанностей судей  Российской Федерации;

5) раскрыть основы правового  иммунитета судей в РФ;

6) правовое положение  судейских сообществ в Российской  Федерации.

Теоретической и информационной основой работы послужили законодательные  и нормативные акты  РСФСР, Российской Федерации, в том числе Правительства  РФ; публикации ведущих специалистов, посвященные как истории, так  и современному судебному устройству в России.

 

Глава 1. Основы конституционно- правового статуса судьи 

в Российской Федерации

Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». В юридической науке понятие «статус» исследуется главным образом в отдельных своих проявлениях, связанных с различными его носителями. Например, конституционный статус личности, правовой статус гражданина, конституционный статус Президента, статус общественного объединения, статус судьи и т.д.

Согласно Л.Д.Воеводину, под  правовым положением человека понимаются его основы, говоря другими словами, «конституционный статус», «конституционное положение». Все они покрываются понятием «основы правового положения «статуса) личности».

Конституция Российской Федерации - основной источник права, регламентирующий основы организации российской судебной системы (статьи 118-128) и конституционно-правового  статуса судьи в Российской Федерации (статьи 119-122).

Конституция РФ ввела совершенно новое для российского правового  поля понятие - «федеральные суды» и  обозначила только три из них: Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Статья 118 Конституции РФ закрепляет исключительное право суда осуществлять правосудие и не допускает  переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства, в частности, прокуратуру.

Правовое положение (статус) судьи определяется не только Конституцией РФ, «он закреплен также в законодательстве РФ».

Представления о том, что «судья — обычный чиновник», который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя.

И в наши дни такие представления  еще не сданы в архив, хотя сила инерции шаг за шагом преодолевается и в данной области.

С течением времени у судей  постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей и образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением. Как было показано выше, на судей  возлагается осуществление

весьма ответственных  обязанностей. Это прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко совместно с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, Сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти -законодательную (представительную) и исполнительную.

Речь идет не вообще о  правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они  становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление  конституционного контроля, отправление  правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов  и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право, скажем, что-то продать или купить, вступить в брак, воспитывать детей, пользоваться отпуском и т.д. Но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан. Об этих правах и обязанностях в общих чертах можно судить по тому, что будет сказано в последующих разделах данной работы. О них также можно судить по ряду Положений одобренного 30 июня 1993 г. II Всероссийским съездом судей Кодекса чести судьи РФ, в частности, по положениям его ст. 1—3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Общие требования к судьям и порядок назначения.

Четыре качества принадлежат  судье:

учтиво слушать, мудро  отвечать,

и беспристрастно решать.

       Правовое  положение судей, их права и  обязанности, порядок назначения  и смещения регулируются Конституцией  РФ и Законом РФ «О статусе  судей» от 26 июня 1992 г. (с изменениями  и дополнениями) Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные  в конституционном порядке полномочиями  осуществлять правосудие и исполняющие  свои обязанности на профессиональной  основе. Требования и распоряжения  судей при осуществлении своих  полномочий обязательны для всех  без исключения государственных  органов, общественных объединений,  должностных лиц, других юридических  и физических лиц. Проявление  неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений  судей влечет установленную законом  ответственность.

«Все судьи обладают единым статусом». Определенными особенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким  статусом судей к ним предъявляются  определенные требования. Самые общие  из них сформулированы в ст. 119 Конституции  РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет. При  этом под «юридической профессией»  понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических  подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и  преподавательская деятельность в  области права.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и  ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих  полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что  могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или  вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности  и независимости суда. Выполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями. Судья  должен избегать всего того, что могло бы «умалить авторитет судебной власти». Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц. Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. То есть «закон о статусе судей» содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соответствии с Законом о статусе судей судьи не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям. В силу этого лицо, выдвигаемое в качестве кандидата на должность судьи, должно сделать выбор: прекратить свои полномочия депутата и таким образом открыть себе дорогу в судьи либо сохранить эти полномочия и расстаться с надеждами на судебную карьеру. Тот же выбор ему придется делать, если он является членом политической партии или движения. Кандидаты в судьи также должны знать, что, заняв соответствующие судебные должности, они утратят право заниматься предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Правовой статус мировых судей в Российской Федерации