Правовой статус мировых судей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации.
В задачи работы входит:
1) изучить основы и основные элементы конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации;
2) рассмотреть общие требования к судьям и порядок назначения;
3) определить основные тенденции в формировании конституционно-правовой статуса мировых судей РФ;
4) изучить вопросы конституционно-правового гарантирования реализации прав, свобод и обязанностей судей Российской Федерации;

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы конституционно-правового статуса судьи в РФ.
Глава 2. Общие требования к судьям и порядок назначения.
Глава 3. Правовой статус мировых судей РФ.
Глава 4. Гарантии реализации прав, свобод и обязанностей судей РФ.
Глава 5. Правовой иммунитет судей.
Глава 6. Правовое положение судейских сообществ.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Мировая юстиция.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

Закон также требует, чтобы  на должность судьи назначались  лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен  и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и  Высшего Арбитражного Суда РФ –  достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии  не менее десяти лет. Для судей  Конституционного Суда РФ установлены  более высокие требования: возраст  не менее 40 лет и стаж работы по юридической  профессии не менее пятнадцати лет. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь  высшее юридическое образование, но и обладать "признанной высокой  квалификацией в области права». А также к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто, несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности.

Порядок назначения судей

Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных  судов (судов общей юрисдикции и  арбитражных судов), то судьи назначаются  Президентом РФ в порядке, установленном  федеральным законом.

Для назначения судей, в том  числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей  Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать  судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих  субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего  насчитывается около 15 тысяч судей  судов общей юрисдикции) назначается  властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей  конституционных (уставных) судов субъектов  РФ назначаются (избираются) на должность  в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор  осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий  требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного  экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент  РФ назначает кандидатов на должности  судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный  на должность, приносит присягу, «текст которой установлен законом»[9]. Для  судей Конституционного суда РФ установлен иной текст присяги с учетом специфики осуществляемых этими судьями полномочий (ч.2 ст.10 Закона о Конституционном Суде). Для большинства федеральных судей срок их полномочий не ограничен какими-то пределами. Однако данное правило не является абсолютным. Из него сделаны исключения:

— судьи Конституционного Суда РФ, получившие полномочия после  вступления в силу Конституции РФ, могут пребывать в должности  не более 12 лет (назначение на второй срок не допускается — ст. 12 Закона о  Конституционном Суде) или до достижения 70-летнего возраста, а судьи того же суда, получившие свои полномочия до вступления ее в силу, будут исполнять обязанности, пока не достигнут 65-летнего возраста. Последнее предусмотрено в п. 4 разд. V Закона о Конституционном Суде. "Судьи Конституционного Суда Российской Федерации,— говорится в нем,— избранные до вступления в силу Конституции Российской Федерации, согласно п. 5 разд. II Конституции Российской Федерации, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны";

— судьи военных судов  всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся  на действительной военной службе, которая для них может продолжаться, максимум, до достижения ими возраста 65 лет (ч. 3 ст. 26 Закона о военных судах);

— районные судьи и судьи  гарнизонных военных судов, назначенные  впервые, могут оставаться в должности  не более трех лет, а потом, если они  зарекомендуют себя должным образом, их назначают бессрочно.

Вопрос о сроках полномочий мировых судей решен иначе. Они  назначаются (избираются) на срок, установленный  законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру  для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий не может быть менее пяти лет.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают  вопросы отбора кандидатов, приостановления  или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения  неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему  квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ в (редакции от 16 ноября 1997 г.)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Правовой статус мировых судей РФ

        Федеральным  конституционным законом от 31 декабря  1996 г.

«О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено восстановление в РФ института мировых судей, существовавшего в Российской империи  в 1864—1889 и 1912—1917 гг. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях Российской Федерации» они в РФ являются судьями  общей юрисдикции субъектов РФ и  входят в единую судебную систему  РФ.

        Вопрос  об учреждении дополнительного  звена судебной системы, которое  позволило бы освободить суды  основного звена судов общей  юрисдикции от рассмотрения незначительных  уголовных и   гражданских дел,  а также дел об административных  правонаруше­ниях, — предмет дискуссий, длившихся значительное время с раз­личной степенью интенсивности. Ему уделялось много внимания еще в дореволюционные годы. К нему верну­лись во второй половине 80-х гг. На этом этапе дискуссия заверши­лась принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных рес­публик о судоустройстве (ноябрь 1989 г.), предусмотревших учреждение при районных судах судей по административному и исполни­тельному производству. Предполагалось, что на них будет возложено рассмотрение материалов об административных правонарушениях, подведомственных судам, и вопросов, касающихся исполнения су­дебных решений.

     Но в дальнейшем  от этого замысла отказались. Начались поис­ки иных путей, и они привели к идее, возрождения существовавших до 1917 г. институтов мировых судей. В наши дни идея возрождения института мировых судей начинает обретать реальные очертания: сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в общих чертах обозначил "контуры" этого института (см. ст. 3, ч. 2 и 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 8 ст. 13, ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 21,  ст. 28 и ч. 2 ст. 33), а затем появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, — Закон о мировых судьях (17 декабря 1998 г.).

На мировых судей и  членов их семей распространяются гаран­тии независимости судей, их неприкосновенности, а также матери­ального обеспечения и социальной защиты, установленные для фе­деральных судей Законом о статусе судей и иными федеральными законами

Общее число мировых судей  и количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последне­го, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

«Компетенция мировых  судей» определена довольно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:

•   уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;     

•   дела о выдаче судебного  приказа;

•   дела о расторжении  брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

•   дела о разделе  между супругами совместно нажитого имущества;

•   иные дела, возникающие  из семейно-правовых отношений, за исключением  дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

•   дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

•   дела, возникающие  из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

•   дела об определении  порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

•   дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к  компетенции мирового судьи.                                         

Они также уполномочены пересматривать свои собственные приговоры и  иные решения по вновь открывшимся  обстоятельствам.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого находится участок мирового судьи.

В целом, когда мировые  судьи приступят к выполнению своих функций повсеместно, они  существенно сократят нагрузку, которая  в наши дни приходится на долю районных судов. Это даст последним возможность  внимательнее относиться к более  сложным делам, естественно, будет  способствовать повышению эффективности  качества их деятельности.

 

 

Глава 4.Гарантии реализации прав, свобод  и обязанностей судей РФ. 

Важнейшим конституционным  принципом организации судебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам, Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм.

Пониманию того, в каких  случаях суду надлежит непосредственно  применять Конституцию РФ, помогают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении  от 31 октября 1995 г. В этом Постановлении  указывается, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового  акта, регулирующего рассматриваемые  судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять  Конституцию РФ в качестве акта прямого  действия.

Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции  РФ (ч. 2 ст. 120) на то, что, установив при  рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение  в соответствиис законом. Эта норма подчеркивает господство закона над всеми другими правовыми актами указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, актами субъектов РФ, приказами министерств и ведомств, актами органов местного самоуправления, актами общественных объединений и т.д. Следовательно, нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Суд выступает как главный механизм господства закона, его право обеспечивать это господство есть одновременно обязанность контролировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права.

Закон закрепляет систему  гарантий независимости судьи. Эта  независимость обеспечивается:

предусмотренной законом  процедурой осуществления правосудия запретом под угрозой ответственности  чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия,

установленным порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи,

правом судьи на отставку, неприкосновенностью судьи, системой органов судейского сообщества, предоставлением  судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Например, процессуальное законодательство устанавливает, что  в совещательной комнате, где  обсуждается и принимается судебное решение (по гражданскому или уголовному делу), не может находиться никто, кроме  судей, уполномоченных рассматривать  данное дело. Все, что происходит в  этой комнате, должно держаться в  тайне. Это необходимо для того, чтобы  судьи имели возможность свободно, не опасаясь огласки, обсуждать все  возникшие вопросы и высказывать  свои суждения по поводу решения, которое, как они считают, должно быть принято. Разглашение тайны совещательной  комнаты является безусловным основанием для признания вынесенного решения  недействительным и его отмены.

Информация о работе Правовой статус мировых судей в Российской Федерации