Организационно правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 02:19, контрольная работа

Краткое описание

Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.

Файлы: 1 файл

маркет_инноваций.doc

— 409.00 Кб (Скачать)
Министерство  Образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский  Государственный  университет технологии и дизайна
Кафедра экономики и финансов
Контрольная работа по предмету маркетинг инноваций
Тема: Организационно правовые основы инновационной  деятельности в Российской Федерации
                                                              Выполнил: студент группы 5-ЭЗ-1

                                                                                   Максуров Алексей

                                                                                  Зачетная книжка № 083119

                                                              Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2012.

Динамичный  экономический рост является важнейшим  фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания. 

Во всем мире инновации сегодня – это  не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Яркий пример тому –события на рынке мотоциклов. Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за 18 месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех. 

Опыт  экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя  оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг. 

Это связано  с тем, что на предприятия оказывает  давление внешний и внутренний рынок. Изменяется поведение потребителей, они становятся все более требовательными и разборчивыми, а в ситуации, когда на рынке представлено много похожих, а то и вовсе одинаковых товаров и услуг, даже небольшое преимущество в качестве или в цене становится решающим. 

К тому же рыночная ситуация меняется стремительно. Предприятие, желающее шагать в ногу со временем, должно постоянно совершенствовать методы управления персоналом, способы взаимодействия с партнерами и клиентами, внимательно следить за действиями конкурентов, своевременно предпринимать те или иные шаги на рынке и внедрять новые технологии. По сути, жизнь предприятия, как и жизнь человека, – бесконечная череда изменений. Остановка означает деградацию, а деградация – это гибель. 

Непременными  критериями инноваций являются новизна  идей и их воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах. Суть инновационной деятельности заключается в максимизации получения социально-экономического эффекта за счет повышения эффективности использования интеллектуального потенциала. 

Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали повышать инновационную активность, вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Внедрение инноваций на промышленных предприятиях все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. 

Однако  стоит отметить, что благоприятно влияют на предприятия далеко не все  нововведения, они вполне могут нанести  и ущерб. Инновации всегда носят  рисковый характер и к их внедрению  и разработке необходимо подходить  осознанно, учитывая возможность потери вложенных средств. По данным Harvard business review, до 70% инноваций в организациях заканчиваются провалом или не достигают запланированного результата. Но предприятия, даже успешные на данный момент, но не занимающиеся инновациями, рано или поздно все же столкнутся с трудностями, рынок требует постоянного обновления, и нет ничего постоянного, особенно когда речь заходит о конкурентоспособности. 

Достижение  существенных результатов в развитии инновационной сферы среди более  широкого круга предприятий в ближайшее время представляется проблематичным в связи с существованием ряда факторов, сдерживающих инновационную активность. 

Основное  влияние оказывает отсутствие серьезного опыта ведения инновационной  деятельности в рыночных условиях. Корни этой проблемы уходят в прошлое и связаны с ориентацией научно-исследовательских организаций на выполнение государственных, в основном, военно-промышленных заказов и отсутствием ранее возможностей для самостоятельного введения новых изделий на рынок. 

Сказывается и проблема отсутствия общепринятой терминологии. В литературе широко представлены различные определения  термина «инновация»; в англ. «innovation»  следует понимать как новый или  усовершенствованный продукт или  технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность. Нет единого представления о понятии «инновационная деятельность», которая, по сути, является видом предпринимательской деятельности, так как направлена на использование новшеств для получения прибыли. 

В стране не разработана правовая база инноваций, в законодательстве РФ до сих пор  не принят Федеральный закон «Об  инновационной деятельности в Российской Федерации», хотя подготовка его была начата еще в 1998 году. Правительство в явно недостаточной степени контролирует деятельность государственных заказчиков, уделяет мало внимания практическому использованию результатов НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, не обеспечивает широкого распространения и использования рыночных механизмов для поддержки и развития науки. Доля бюджетных средств в инновационных затратах предприятий не превышает 5%. 

Действующее налоговое законодательство содержит лишь ограниченный набор льгот для  предприятий, осуществляющих инновации, что отрицательно сказывается на масштабах и темпах научно-технического прогресса. В итоге при значительном научном потенциале инновационная деятельность характеризуется низкими показателями инновационной активности. Согласно данным обследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации (ЦЭК), удельный вес предприятий, осуществляющих инновации, составил 32%. 

Обостряются проблемы подготовки и закрепления  квалифицированных кадров в отечественной науке и промышленности. Вследствие низкой зарплаты, отсутствия помощи со стороны государства в приобретении научного оборудования молодежь уходит из науки, специалисты выезжают для работы в зарубежные научные лаборатории, происходит так называемая «утечка мозгов» и старение научных кадров. 

Инновационная активность предприятий сдерживается также из-за неблагоприятного делового климата, обусловленного, с одной  стороны, высоким уровнем фискального  давления, с другой – не активной ролью государства в защите прав собственности, слабой поддержкой предприятий инновационной сферы и отсутствием равных условий для конкуренции. Государственные программы оказывают слабое воздействие на инновационную деятельность промышленных предприятий. Так, по мнению большинства опрошенных руководителей, 95%, «участие в программах государственной поддержки» не оказало значимого воздействия на инновационную активность предприятий. 

Чрезвычайно высокими остаются трансакционные издержки и административные барьеры, препятствующие инновационной активности. 

Наряду  с этими факторами, сдерживающими  инновационную активность, существуют и препятствия, связанные с неэффективным  управлением предприятием и низким уровнем корпоративной культуры. К сожалению, достаточно часто менеджеры  компаний действуют лишь в собственных интересах или в интересах узкой группы акционеров. 

По оценкам  зарубежных экспертов, в 2000 г. Россия среди 35 стран с развивающейся экономикой занимала 2-е место в мире (после  Китая) по индексу «непрозрачности» компаний (Opacity Index). Результаты исследования (опубликованные 24.04.2004 г.) Агентства Pricewatehouse Coopers с оценками Индекса непрозрачности экономики государств показывают, что вследствие непрозрачности экономики Россия недополучает ежегодно около $10 млрд. прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности имеют распространение только на незначительном количестве (3%) предприятий инновационной сферы. 

Внутренние  проблемы отечественных производителей существенно замедляют их инновационную активность. Инфраструктура играет ключевую роль в функционировании инновационной системы предприятия. При недостаточной эффективности управления инновационными процессами, отсутствии структуры и координации не обеспечивается движение потоков информации, знаний, технологий, рыночных потоков, осуществляющих взаимодействие с различными структурами. 

Слаборазвитый уровень инновационной политики предприятия и маркетинга технологий ведет к неумению достоверно прогнозировать, выявлять потребительские предпочтения и реагировать соответствующим образом. 

Устаревшее  оборудование, потеря технологий, высокие  издержки, финансовые проблемы, длительный период окупаемости нововведений –  все эти факторы сдерживают инновационную  активность предприятий. При этом недостаток собственных финансовых средств (для 56% предприятий), высокий процент коммерческого кредита (для 20% предприятий) являются доминирующими факторами, так как основными источниками финансирования инновационной деятельности предприятий выступают собственные финансовые ресурсы (для 89% предприятий) и кредиты коммерческих банков (для 42% предприятий). 

По результатам  обследования выявлены основные факторы, сдерживающие внедрение нововведений. С целью активизации инновационной  деятельности необходимы разработка и осуществление комплекса мероприятий для нейтрализации воздействия сдерживающих факторов. При этом перед государством стоит основная задача – гармонизация отношений между государством, бизнесом и наукой в интересах развития высоких технологий; создание механизмов, которые, в свою очередь, обеспечат повышение конкурентоспособности национальной экономики. 
 

Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний, разрабатывать правовую базу. Только так можно добиться ускоренного продвижения инноваций в производство и заметного повышения его конкурентоспособности. 

Инновации в России надо сделать выгодным делом. Об этом заявил в ИА «Росбалт» первый заместитель председателя Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, академик Геннадий Терещенко. Он привел примеры отношения к инновациям в разных странах мира. Например, в Австралии предприятие, которое внедряет научные разработки, на несколько лет либо совсем освобождается от налогов, либо платит минимальный процент. Такая же ситуация складывается в современной Эстонии. Например, в Санкт-Петербурге структура финансирования академической науки такова, что средства федерального бюджета можно использовать на инновационные, часто коммерческие, структуры только на 25%. Выше – уже финансовое нарушение со всеми вытекающими из этого последствиями. 

Для осуществления  инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурных и др.). От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который можно определить как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. 

На предприятии  должен быть лидер – новатор, готовый  выделить ресурсы на разработку новой продукции, и постоянно заинтересованный в инновациях персонал. Из мирового опыта известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Стив Джобс из Apple, Билл Гейтс из Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству. 

Предприятиям  необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственный процесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии производства. 

Источниками информации о среде могут служить отраслевые конференции, сеть научной информации (например, STN International), профессиональные совещания и другие каналы. Например, во Всероссийском Выставочном Центре 15-18 февраля 2005 г. проводился V Московский международный салон инноваций и инвестиций. Основная цель проведения Салона –  содействие изобретателям, разработчикам и производителям высокотехнологической продукции в представлении изобретений и инновационных проектов в интересах продвижения перспективных технологий и продукции на отечественный и зарубежный рынки. 

Информация о работе Организационно правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации