Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и признаки, классификацию нормативно-правовых актов;
2. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
4. Изучить систематизацию нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…2
Глава I Общая характеристика, классификация, действие нормативно-
правовых актов.
Понятие и признаки нормативно-правого акта …………………………4
Законы и подзаконные акты ………….......................................................9
Нормативные договоры …………………………………………………12
Действие нормативно-правовых актов …………………………………14

Глава II Нормативно-правовые акты в Российской Федерации.
2.1 Иерархическая система нормативно- правовых актов РФ ………….16
2.2 Характеристика нормативно-правовых актов РФ …………… ……….17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.docx

— 53.89 Кб (Скачать)

                                                  Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...…2 

Глава I     Общая характеристика, классификация, действие нормативно-

                  правовых актов.

    1. Понятие и признаки нормативно-правого акта   …………………………4
    2. Законы и подзаконные акты   ………….......................................................9
    3. Нормативные договоры   …………………………………………………12
    4. Действие нормативно-правовых актов   …………………………………14
 

Глава II    Нормативно-правовые акты в Российской Федерации.

  2.1    Иерархическая система   нормативно- правовых актов  РФ   ………….16

  2.2    Характеристика нормативно-правовых актов  РФ …………… ……….17 

Заключение………………………………………………………………………….25

Список  литературы…………………………………………………………………26

                     
 
 
 
 
 
 

       Введение

       В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный  документ, созданный компетентными  органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила  поведения). Нормативно-правовой акт  в отличие от таких источников права, как юридический прецедент  или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании  общественных отношений, играет самую  важную роль в государстве, так как  содержащиеся в нём нормы права  регулируют наиболее важные общественные отношения.

       Актуальность  данной темы заключается в рассмотрении источников права как обязательного компонента правовых знаний человека, изучающего юриспруденцию. Источники права показывают, говоря обыденным языком, откуда берется право, как оно действует и существует. Также по источнику явления судят и о самом явлении, а это немаловажно.

       Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия  источника права, мы считаем недостаточным. На протяжении долгих лет подход советских  ученых к вопросу отличался тремя  особенностями. Во-первых, известная  его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические  работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права  в отдельных правовых системах, в  отраслях права и т.д. Такое положение  объяснимо: признавая единство формы  и содержания в праве, советские  ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его  социально-классовых аспектов. Это  объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций  противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной  классовой сущности буржуазного  и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д. Третьей особенностью подхода к данному вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие система источников права обычно заменялось понятием система законодательства.

       В ходе подготовки данной работы были использованы фундаментальные и специализированные труды В.Н. Хропанюка, М.Н. Марченко, А.Б. Барихина, В.К. Бабаева, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Ю.А. Тихомирова, С.В. Бошно, Г.Ф. Шершеневича, А.М. Васильева, В.С. Нерсесянца, А.Б Венгерова и других ученых.

       Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

       Задачи  работы:

       1. Рассмотреть понятие и признаки, классификацию нормативно-правовых актов;

       2. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;

       4. Изучить систематизацию нормативно-правовых  актов в Российской Федерации.

       Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 

Глава I     Общая  характеристика, классификация, действие нормативно-

правовых  актов

       1.1 Понятие и признаки нормативно-правого акта.

       Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.1

       Это наиболее распространенный в настоящее  время вид источника, который  содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

       Юридическая сила акта - это его место в  иерархии нормативно правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим  органом, вышестоящим актам.

       Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют  его относить к соответствующему виду, например, различать закон  это или постановление, а также  определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем  принят, утвержден, подписан и т. д. (Например Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет "преамбулу"- предисловие - вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано "Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации - это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования нормативно-правовым актом.

       Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической  силе; по содержанию; по объему и характеру  действия; субъектам, их издающим.2 

       По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она  определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

       В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

       Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

       По  объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

       - акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

       - акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

       - акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

       По  основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

       Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной  жизни. Определение закона можно  сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.3

       К признакам нормативных правовых актов относят:

· нормативный  характер

· это  правовой акт 

· является результатом правотворчества 

· общеобязательность

· оформление в виде официального документа 

· определённый порядок группировки правовых норм

· носит  государственно-властный характер

· обладает юридической силой

· обеспечиваются государственным принуждением

       Нормативный характер - содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными  лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.

       Правовой  акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.

       Результат правотворчества - это означает, что  он был принят уполномоченным государственным  органом.

       Общеобязательность - его должны исполнять и соблюдать  все лица, на которых направлен  нормативно-правовой акт.

       Оформление  в виде официального документа - оформляется  в деловом стиле, предельно кратко и четко излагая суть.

       Юридическая сила - применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.

       Государственное принуждение - это ряд мер способствующих исполнению и соблюдению нормативно - правовых актов, законов, указов и  т.д.

       Определенный  порядок группировки правовых норм - это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование  одного акта над другим.

       Государственно-властный характер - это подкрепление закона государственной волей, обозначает, что он был принят органами правосудия Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Законы и подзаконные акты.

       Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной  власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. 4

       Среди законов выделяют основные конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В  Российской Федерации действуют  федеральные законы и законы субъектов  РФ. Действующие законы образуют систему  законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы - федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ - федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

         Подзаконные (все остальные) нормативные  правовые акты принимаются государственными  органами в пределах их компетенции  и, как правило, на основании  закона. По общему правилу подзаконные  акты должны соответствовать  законам. К подзаконным актам  РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие  нормы права) Президента РФ, нормативные  постановления палат Федерального  Собрания (принимаемые по вопросам  их ведения), нормативные постановления  Правительства РФ, различные нормативные  акты (приказы, инструкции, положения  и т. п.) федеральных министерств,  других федеральных органов исполнительной  власти, других федеральных государственных  органов.5

        Акты федеральных органов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п. Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

       Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным зна-кам, Федеральной службы лесного хозяйства и др. В ряде случаев могут издаваться совместные акты, например, министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.

Информация о работе Нормативно-правовые акты в Российской Федерации