Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:52, курсовая работа
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и признаки, классификацию нормативно-правовых актов;
2. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
4. Изучить систематизацию нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...…2
Глава I Общая характеристика, классификация, действие нормативно-
правовых актов.
Понятие и признаки нормативно-правого акта …………………………4
Законы и подзаконные акты ………….......................................................9
Нормативные договоры …………………………………………………12
Действие нормативно-правовых актов …………………………………14
Глава II Нормативно-правовые акты в Российской Федерации.
2.1 Иерархическая система нормативно- правовых актов РФ ………….16
2.2 Характеристика нормативно-правовых актов РФ …………… ……….17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава I Общая характеристика, классификация, действие нормативно-
правовых актов.
Глава II Нормативно-правовые акты в Российской Федерации.
2.1 Иерархическая система нормативно- правовых актов РФ ………….16
2.2
Характеристика нормативно-правовых
актов РФ …………… ……….17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.
Актуальность данной темы заключается в рассмотрении источников права как обязательного компонента правовых знаний человека, изучающего юриспруденцию. Источники права показывают, говоря обыденным языком, откуда берется право, как оно действует и существует. Также по источнику явления судят и о самом явлении, а это немаловажно.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, мы считаем недостаточным. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и т.д. Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д. Третьей особенностью подхода к данному вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие система источников права обычно заменялось понятием система законодательства.
В ходе подготовки данной работы были использованы фундаментальные и специализированные труды В.Н. Хропанюка, М.Н. Марченко, А.Б. Барихина, В.К. Бабаева, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Ю.А. Тихомирова, С.В. Бошно, Г.Ф. Шершеневича, А.М. Васильева, В.С. Нерсесянца, А.Б Венгерова и других ученых.
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и признаки, классификацию нормативно-правовых актов;
2. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
4.
Изучить систематизацию
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Глава I Общая характеристика, классификация, действие нормативно-
правовых актов
1.1 Понятие и признаки нормативно-правого акта.
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.1
Это наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д. (Например Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет "преамбулу"- предисловие - вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано "Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации - это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования нормативно-правовым актом.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.2
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:
- акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
- акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
- акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.3
К признакам нормативных правовых актов относят:
· нормативный характер
· это правовой акт
· является результатом правотворчества
· общеобязательность
· оформление в виде официального документа
· определённый порядок группировки правовых норм
· носит государственно-властный характер
· обладает юридической силой
· обеспечиваются государственным принуждением
Нормативный характер - содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.
Правовой акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.
Результат правотворчества - это означает, что он был принят уполномоченным государственным органом.
Общеобязательность - его должны исполнять и соблюдать все лица, на которых направлен нормативно-правовой акт.
Оформление в виде официального документа - оформляется в деловом стиле, предельно кратко и четко излагая суть.
Юридическая сила - применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.
Государственное принуждение - это ряд мер способствующих исполнению и соблюдению нормативно - правовых актов, законов, указов и т.д.
Определенный порядок группировки правовых норм - это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование одного акта над другим.
Государственно-властный
характер - это подкрепление закона
государственной волей, обозначает,
что он был принят органами правосудия
Российской Федерации.
1.2. Законы и подзаконные акты.
Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. 4
Среди
законов выделяют основные конституционные
(принимаемые по некоторым вопросам
конституционного значения), кодифицированные
(сложные систематизированные
Подзаконные (все остальные)
Акты федеральных органов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п. Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным зна-кам, Федеральной службы лесного хозяйства и др. В ряде случаев могут издаваться совместные акты, например, министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.
Информация о работе Нормативно-правовые акты в Российской Федерации