Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и признаки, классификацию нормативно-правовых актов;
2. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
4. Изучить систематизацию нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…2
Глава I Общая характеристика, классификация, действие нормативно-
правовых актов.
Понятие и признаки нормативно-правого акта …………………………4
Законы и подзаконные акты ………….......................................................9
Нормативные договоры …………………………………………………12
Действие нормативно-правовых актов …………………………………14

Глава II Нормативно-правовые акты в Российской Федерации.
2.1 Иерархическая система нормативно- правовых актов РФ ………….16
2.2 Характеристика нормативно-правовых актов РФ …………… ……….17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.docx

— 53.89 Кб (Скачать)

       Согласно  Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств  и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

       Акты  субъектов федерации по своей  системе во многом совпадают с  системой федеральных актов. Ими  являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее - постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

       Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и  воздействующие на общественные отношения  строго на территории данного муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3 Нормативные договоры

       Источником  права в России, а так же и  в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров  и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые  сторонами социального партнёрства  в трудовом праве.

       Нормативный договор - один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).6

       Сущностным  признаком, отличающим договор от правового  акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

       Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор  в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

       Нормативные договоры обязательны для многочисленного  и формально-неопределенного круга  лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные  ими конкретные правоотношения.

       Признаки  нормативного договора:

       Правовая  база нормативных договоров находится  в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя  действующее законодательство.

       В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем  более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

       Нормативные договоры заключаются в публичных  интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь  преобладают.

       Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и  не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому  такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а  имеет и внешнее юридическое  воздействие.

       Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех  субъектов, на которых направлено юридическое  действие договора.

       Договорные  нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

       Существует  особая, строго формальная процедура  заключения нормативных договоров, а также специальный порядок  рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные  согласительные процедуры). Изменения  или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются, нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы. Нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

       Примеры нормативных договоров: международные  договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ. 
 
 
 
 
 

       1.4 Действие нормативно-правовых актов

       а) Действие нормативно-правовых актов во времени

       Действие  нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

       Согласно  Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции  вступают в силу со дня их опубликования.

       Согласно  указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и  вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования

       Особый  порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ). 7

         Нормативные акты Таможенного  комитета РФ вступают в силу  по истечении 30 дней после их  опубликования. Акты, устанавливающие  более льготные правила, могут  вступать в силу и в более  короткие сроки (ст. 11 TK РФ).

       б) Действие нормативно-правовых актов в пространстве

       Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его  предписания. Нормативно-правовой акт  может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных  случаях) за пределами государства.

       в) Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

       Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении  всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей  территории, или адресовываться лишь некоторым из них.

       Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

       2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов в РФ.

       В Российской Федерации установлена  следующая иерархическая система  нормативно-правовых актов:8

       а) в зависимости от юридической силы:

       · Конституция РФ

       · Федеральные конституционные законы

       · Федеральные законы

       · Законы

       · Подзаконные правовые акты:

       · Указы Президента РФ

       · Постановления Правительства РФ

       · Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)

       · Локальные нормативно-правовые акты

       · Особую группу составляют международные  договоры РФ.

       · Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации

       Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные  Конституционные Законы, имеют понятие  Конституционно-правовых актов.

         б) в зависимости от содержания:

       · отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)

       · гражданско-правовые

       · уголовно-правовые 

       · комплексные и т.д.

       2.2. Характеристика нормативно-правовых актов РФ

       Рассмотрим  виды нормативно-правовых актов, представленных в предыдущем параграфе подробнее.

       Конституция (Основной закон) Российской Федерации  является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе  нормативных актов Российского  государства определяется следующим:

        1) Конституция принята на референдуме  в результате свободного волеизъявления  всего народа;

       2) Конституция устанавливает основные  начала, принципы, нормы общественного  и государственного строя; 

       3) Конституция содержит перечень  основных прав человека и фиксирует  структуру и компетенцию высших  органов государственной власти  и управления;

       4) Конституция принимается, изменяется  в результате соблюдения усложненной  процедуры правотворчества.

       Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным  отраслям права. Для настоящего раздела  имеют значение нормы Основного  закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию  нормативно-правовых актов определенного  вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108), и некоторые другие.9

       Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом  Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной  инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

       Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Информация о работе Нормативно-правовые акты в Российской Федерации