Права потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных

потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль

отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено - магазин (любое

другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск,

столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и

подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей,

предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу

потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными

предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими

предпринимателями -изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке

импорта из-за пределов России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………2

I . Права потребителей……………………………………………………………………….4

1.1 Право потребителя на получение информации о товаре……………………………...4

1.2 Ответственность за непредоставление потребителю необходимой информации…...7

1.3 Право потребителя на обмен товара…………………………………………………….8

1.4 Право потребителя на судебную защиту………………………………………………14

II. Сертификация товаров…………………………………………………………………..15

2.1 Требования к закупаемой продукции………………………………………………….19

2.2 Сроки годности и службы товаров…………………………………………………….21

III. Сроки предъявления требований………………………………………………………22

IV. Ответственность продавца……………………………………………………………..24

V. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей……………….32

Заключение………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

товарам). Необходимо отметить,

что информация о товаре, предложенная на иностранном  языке, не является ее

представлением.

Для импортных  товаров допускается обозначение  нормативного или технического

документа не наносить.

Особо установлен порядок обеспечения  информации на русском языке на импортных

продуктах питания.

Правительством  РФ в целях усиления контроля за качеством и безопасностью

ввозимых  в страну продуктов питания, с 1.05.1997 г. запрещена продажа импортных

продуктов питания без информации на русском  языке и в связи с этим утверждены

правила, обеспечивающие наличие на продуктах  питания, ввозимых в РФ, информации

на русском  языке1.

В соответствии с этими Правилами информация должна быть размещена на упаковке

или этикетке. В случае небольших размеров упаковки или этикетки, на которых

невозможно  поместить необходимый текст  полностью, допускается изложение

информации  о товаре или части ее на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой

единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Информация  о продуктах питания с учетом их вида и особенностей должна

содержать следующие сведения:

наименование  продукта и его вид;

страна, фирма-производитель (наименование фирмы  может быть обозначено

и буквами  латинского алфавита);

вес или  объем продукта;

наименование  основных ингридиентов, входящих в состав продукта,

включая пищевые добавки;

пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для продуктов,

предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);

условия хранения (для продуктов, имеющих  ограниченные сроки годности

или требующих  специального хранения);

срок  годности (конечная дата использования  или дата изготовления и срок

хранения);

способ  приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского

питания продуктов);

рекомендации  по использованию (для биологически активных пищевых

добавок);

условия применения, включая противопоказания при отдельных видах

заболеваний;

иные  сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями

государственных стандартов, санитарных правил и правил продажи отдельных

видов товаров.

Особо следует отметить, что на импортные  продукты питания должна быть и

информация  об их сертификации.

Информацию  о сертификации серийно изготовляемых  пищевых продуктов наносит

изготовитель  в виде знака соответствия.

Отсутствие знака соответствия является информацией о том, что серийно

изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае

информация  о сертификации пищевых продуктов  должна быть представлена с каждой

партией продукта в виде сертификата, выданного в установленном порядке на

конкретное  наименование продукта.

Информацию  о сертификации неупакованных пищевых  продуктов проставляют в

сопроводительных  документах и вывешивают в торговом зале.

На этикетке должна быть указана информация о  специальных способах обработки

пищевых продуктов, таких, как облучение  ионизирующим излучением сырья,

полуфабрикатов, самого продукта или его ингредиентов, информацию о такой

обработке располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а

в случае использования облученного основного ингредиента - рядом с его

наименованием в списке ингредиентов.

Продукт может сопровождаться и другой информацией, в том числе рекламной,

характеризующей продукт (кроме продуктов детского питания для детей первого

года  жизни).

Согласно закону Российской Федерации “О защите прав потребителей” информация

о товарах  в обязательном порядке должна содержать  цену товара (п. 2 ст. 10).

1.2 Ответственность  за непредоставление  потребителю необходимой  информации.

Если  информация отсутствует, покупатель вправе ее потребовать от продавца,

изготовителя, их представителя, и за уклонение  от выполнения такого

требования  виновное предприятие несет ответственность. Такая ответственность

может быть не только имущественной, административной, но и может выразиться

как крайняя  мера в ликвидации самого предприятия.

Закон предусматривает и ответственность  изготовителя (продавца), наступающую

при представлении  потребителю недостоверной или  недостаточно полной

информации  о товаре. Так, если потребитель в  результате этого приобрел товар,

не обладающий необходимыми свойствами, то он вправе расторгнуть договор

купли-продажи  в одностороннем порядке и  потребовать возмещения ему ущерба.

А если в этих случаях невозможно использовать товар, то можно потребовать

замены  товара или вернуть товар, В случае причинения вреда жизни, здоровью и

имуществу потребителя при неправильной информации о товаре предусмотрена

особая, полная имущественная ответственность.

В законе г. Москвы “О штрафных санкциях за нарушения  в работе предприятий

потребительского  рынка и услуг г. Москвы”, предусмотрено, что даже при

наличии ценников на товары, имеющиеся в  продаже, но неправильно оформленных

(в ценниках  отсутствует наименование, вес, выход,  цена за единицу измерения,

подпись материально-ответственного лица, дата и штамп) на нарушителя -

предприятие или гражданина-предпринимателя, соответствующие  контролирующие

органы  налагают штраф в размере 15 ММОТ.

Из этого  следует, что в Москве на ценнике, кроме указанных реквизитов должен

быть  и штамп предприятия или гражданина-предпринимателя (п. 2.5.1), а при

отсутствии  ценников на товары или прейскурантов  на оказываемые услуги

указанным законом г. Москвы предусмотрен штраф  в размере 100 ММОТ.

Отсутствие  или неполнота обязательной информации о товаре, особенно в части,

касающейся  безопасности товара и возможности  его использования, может

рассматриваться как основание для запрещения его реализации, а в случае

реализации, в качестве основания для признания  договора купли-продажи недействительным, как совершенного с нарушением указанных законодательных актов.

1.3 Право потребителя  на обмен товара.

Если  потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить

следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное

уменьшение  покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена

товара  с недостатклми на товлр аналогичной  марки (модели, артикула) либо на

такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом

покупной  цены, расторжение договора и возмещение убытков.

Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных  последствий, но и

место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения

изготовителя).

Требования  о безвозмездном устранении недостатков  или возмещении расходов

потребителя по их устранению либо замене товара могут быть предъявлены также

непосредственно организации-изготовителю.

В случае, если были проданы недоброкачественные  продовольственные товары, то

в отношении  их требования потребителя могут  быть обращены только к продавцу

при условии, если недостатки были обнаружены в  пределах срока годности

продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар

надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им

денежную  сумму.

При обнаружении в товаре недостатка потребитель вправе предъявить по своему

усмотрению  любое из перечисленных требований. Однако по сложно-техническим

товарам, перечень которых утвержден Правительством РФ 13 мая 1997 г. № 575, а

также дорогостоящим товарам для замены либо его возврата необходимо, чтобы

недостаток  был существенным.

Таковым, в соответствии с Законом "О  защите прав потребителе " является

недостаток, который делает невозможным или  недопустимым использование товара

в соответствии с его целевым назначением, либо тот, что не может быть

устранен  или после ремонта проявляется  вновь, либо для его исправления

требуются большие затраты, либо он в значительной степени лишает потребителя

того, на что он был вправе рассчитывать при  заключении договора. Если товар

имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, его качество считается

ненадлежащим, а товар -имеющим существенный недостаток.

Несколько расшифруем указанные понятия существенных недостатков.

Невозможность или недопустимость использования  товара в соответствии с его

целевым назначением устанавливает товарная экспертиза, хотя в некоторых

ситуациях ее проведение не требуется, так как  невозможность или недопустимость

использования товара и так очевидна. Например, если в автомобиле вышел из строя

двигатель, то понятно, что использовать такой товар невозможно, а если

тормозная система - то просто недопустимо.

Информация о работе Права потребителей