Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа
Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных
потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль
отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено - магазин (любое
другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск,
столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и
подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей,
предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу
потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными
предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими
предпринимателями -изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке
импорта из-за пределов России
Введение………………………………………………………………………………………2
I . Права потребителей……………………………………………………………………….4
1.1 Право потребителя на получение информации о товаре……………………………...4
1.2 Ответственность за непредоставление потребителю необходимой информации…...7
1.3 Право потребителя на обмен товара…………………………………………………….8
1.4 Право потребителя на судебную защиту………………………………………………14
II. Сертификация товаров…………………………………………………………………..15
2.1 Требования к закупаемой продукции………………………………………………….19
2.2 Сроки годности и службы товаров…………………………………………………….21
III. Сроки предъявления требований………………………………………………………22
IV. Ответственность продавца……………………………………………………………..24
V. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей……………….32
Заключение………………………………………………………………………………….37
товарам). Необходимо отметить,
что информация о товаре, предложенная на иностранном языке, не является ее
представлением.
Для импортных
товаров допускается
документа не наносить.
Особо установлен порядок обеспечения информации на русском языке на импортных
продуктах питания.
Правительством РФ в целях усиления контроля за качеством и безопасностью
ввозимых в страну продуктов питания, с 1.05.1997 г. запрещена продажа импортных
продуктов питания без информации на русском языке и в связи с этим утверждены
правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации
на русском языке1.
В соответствии с этими Правилами информация должна быть размещена на упаковке
или этикетке. В случае небольших размеров упаковки или этикетки, на которых
невозможно поместить необходимый текст полностью, допускается изложение
информации о товаре или части ее на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой
единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Информация о продуктах питания с учетом их вида и особенностей должна
содержать следующие сведения:
наименование продукта и его вид;
страна, фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено
и буквами латинского алфавита);
вес или объем продукта;
наименование основных ингридиентов, входящих в состав продукта,
включая пищевые добавки;
пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для продуктов,
предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);
условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности
или требующих специального хранения);
срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок
хранения);
способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского
питания продуктов);
рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых
добавок);
условия применения, включая противопоказания при отдельных видах
заболеваний;
иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями
государственных стандартов, санитарных правил и правил продажи отдельных
видов товаров.
Особо следует отметить, что на импортные продукты питания должна быть и
информация об их сертификации.
Информацию о сертификации серийно изготовляемых пищевых продуктов наносит
изготовитель в виде знака соответствия.
Отсутствие знака соответствия является информацией о том, что серийно
изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае
информация о сертификации пищевых продуктов должна быть представлена с каждой
партией продукта в виде сертификата, выданного в установленном порядке на
конкретное наименование продукта.
Информацию о сертификации неупакованных пищевых продуктов проставляют в
сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.
На этикетке должна быть указана информация о специальных способах обработки
пищевых продуктов, таких, как облучение ионизирующим излучением сырья,
полуфабрикатов, самого продукта или его ингредиентов, информацию о такой
обработке располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а
в случае использования облученного основного ингредиента - рядом с его
наименованием в списке ингредиентов.
Продукт может сопровождаться и другой информацией, в том числе рекламной,
характеризующей продукт (кроме продуктов детского питания для детей первого
года жизни).
Согласно закону Российской Федерации “О защите прав потребителей” информация
о товарах в обязательном порядке должна содержать цену товара (п. 2 ст. 10).
1.2 Ответственность за непредоставление потребителю необходимой информации.
Если информация отсутствует, покупатель вправе ее потребовать от продавца,
изготовителя, их представителя, и за уклонение от выполнения такого
требования
виновное предприятие несет
может быть не только имущественной, административной, но и может выразиться
как крайняя мера в ликвидации самого предприятия.
Закон
предусматривает и
при представлении потребителю недостоверной или недостаточно полной
информации о товаре. Так, если потребитель в результате этого приобрел товар,
не обладающий необходимыми свойствами, то он вправе расторгнуть договор
купли-продажи в одностороннем порядке и потребовать возмещения ему ущерба.
А если в этих случаях невозможно использовать товар, то можно потребовать
замены товара или вернуть товар, В случае причинения вреда жизни, здоровью и
имуществу потребителя при неправильной информации о товаре предусмотрена
особая, полная имущественная ответственность.
В законе г. Москвы “О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий
потребительского рынка и услуг г. Москвы”, предусмотрено, что даже при
наличии ценников на товары, имеющиеся в продаже, но неправильно оформленных
(в ценниках отсутствует наименование, вес, выход, цена за единицу измерения,
подпись материально-ответственного лица, дата и штамп) на нарушителя -
предприятие
или гражданина-
органы налагают штраф в размере 15 ММОТ.
Из этого следует, что в Москве на ценнике, кроме указанных реквизитов должен
быть и штамп предприятия или гражданина-предпринимателя (п. 2.5.1), а при
отсутствии ценников на товары или прейскурантов на оказываемые услуги
указанным законом г. Москвы предусмотрен штраф в размере 100 ММОТ.
Отсутствие или неполнота обязательной информации о товаре, особенно в части,
касающейся безопасности товара и возможности его использования, может
рассматриваться как основание для запрещения его реализации, а в случае
реализации,
в качестве основания для признания
договора купли-продажи
1.3 Право потребителя на обмен товара.
Если потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить
следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное
уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена
товара с недостатклми на товлр аналогичной марки (модели, артикула) либо на
такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом
покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.
Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и
место
предъявления своих требований (по
месту покупки или месту
изготовителя).
Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов
потребителя по их устранению либо замене товара могут быть предъявлены также
непосредственно организации-изготовителю.
В случае, если были проданы недоброкачественные продовольственные товары, то
в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу
при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности
продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар
надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им
денежную сумму.
При обнаружении в товаре недостатка потребитель вправе предъявить по своему
усмотрению любое из перечисленных требований. Однако по сложно-техническим
товарам,
перечень которых утвержден
также
дорогостоящим товарам для
недостаток был существенным.
Таковым, в соответствии с Законом "О защите прав потребителе " является
недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара
в соответствии с его целевым назначением, либо тот, что не может быть
устранен или после ремонта проявляется вновь, либо для его исправления
требуются большие затраты, либо он в значительной степени лишает потребителя
того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Если товар
имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, его качество считается
ненадлежащим, а товар -имеющим существенный недостаток.
Несколько расшифруем указанные понятия существенных недостатков.
Невозможность или недопустимость использования товара в соответствии с его
целевым
назначением устанавливает
ситуациях
ее проведение не требуется, так как
невозможность или
использования товара и так очевидна. Например, если в автомобиле вышел из строя
двигатель, то понятно, что использовать такой товар невозможно, а если
тормозная система - то просто недопустимо.