Права потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных

потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль

отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено - магазин (любое

другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск,

столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и

подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей,

предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу

потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными

предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими

предпринимателями -изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке

импорта из-за пределов России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………2

I . Права потребителей……………………………………………………………………….4

1.1 Право потребителя на получение информации о товаре……………………………...4

1.2 Ответственность за непредоставление потребителю необходимой информации…...7

1.3 Право потребителя на обмен товара…………………………………………………….8

1.4 Право потребителя на судебную защиту………………………………………………14

II. Сертификация товаров…………………………………………………………………..15

2.1 Требования к закупаемой продукции………………………………………………….19

2.2 Сроки годности и службы товаров…………………………………………………….21

III. Сроки предъявления требований………………………………………………………22

IV. Ответственность продавца……………………………………………………………..24

V. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей……………….32

Заключение………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

синтетические ткани, нетканые материалы типа тканей, метражные товары из

тканей  и нетканых материалов - ленты, тесьма, кружева и другие аналогичные

товары).

5. Швейные  и трикотажные изделия (изделия  швейные и трикотажные бельевые,

изделия чулочно-носочные).

6. Изделия  и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных

материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности

столовые  и кухонные, емкости и упаковочные  материалы для хранения и

транспортирования пищевых продуктов).

7 Товары  бытовой химии.

8. Мебель  бытовая (мебельные гарнитуры  и комплекты).

9 Изделия  из драгоценных металлов, с драгоценными  камнями, из драгоценных

металлов  со вставками из полудрагоценных  и синтетических камней, ограненные

драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные

средства  малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и

иные  плавсредстаа бытового назначения.

И. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены

гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;

кухонное  оборудование; электробытовые машины и приборы; бытовая

радиоэлектронная  аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника;

фото- и  киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;

электромузыкальные  инструменты; игрушки электронные.

Обмен доброкачественного товара в отличие  от недоброкачественного может быть

произведен  только в том торговом предприятии, где он был приобретен.

Основания для обмена установлены достаточно широкие: товар не подошел по

форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру  либо по иным причинам не может

быть  использован потребителем. Такой  безграничный перечень делает

практически нереальной возможность отказа в  обмене в связи с отсутствием

оснований для этого.

Однако  отказ в обмене может последовать, если отсутствуют предусмотренные

законом условия обмена: товар не был в  употреблении, сохранены его товарный

вид и  потребительские свойства, а также  пломбы, фабричные ярлыки, товарный

или кассовый чек. Потребитель может осуществить свое право на обмен

доброкачественного  товара в течение 14 дней, не считая дня  покупки.

При несогласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу

соответствующий иск в суд.

В случае отсутствия аналогичного товара в продаже в момент обращения

потребителя к продавцу потребитель вправе на свое в одностороннем порядке

расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо

осуществить обмен товара при первом поступлении  аналогичного товара в

продажу. Продавец обязан сообщить потребителю  об этом. Выбор способа действий

в случае отсутствия товара в продаже принадлежит  исключительно потребителю.

Течение установленного для обмена срока  прерывается обращением потребителя  в

торговое  предприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт

обращения должен быть письменно зафиксирован. После обмена товара течение

срока для нового обмена доброкачественного товара начинается заново со дня

обмена, поскольку закон не ограничивает количество таких обменов.

Если  продавец не сообщит потребителю  о поступлении аналогичного товара в

продажу, последний вправе предъявить в суд  иск о понуждении обменять товар

или возвратить уменьшенную сумму и о взыскании  причиненных убытков.

1.4 Право потребителя  на судебную защиту.

Защита  прав потребителей осуществляется судом.

В случаях  нарушения или оспаривания прав потребителя, он вправе обратиться в

суд с  иском о защите своих прав и  законных интересов. Судебное рассмотрение

прав  потребителей - одна из наиболее важных гарантий охраны их прав,

поскольку обеспечивает гласность и объективность  разрешения конфликта,

строгое соблюдение норм права, тем более  что суд независим от ведомственных

интересов и подчиняется только закону.

Закон предусматривает так называемую альтернативную подсудность дел. Это

означает, что потребителю предоставляется  право выбора места предъявления

исковых требований и, следовательно, суда, который  будет рассматривать

возникший спор. Исковые заявления могут  подаваться в суд по месту жительства

потребителя, права которого нарушены, по месту нахождения ответчика (изготовителя или продавца) либо по месту причинения вреда. Выбор суда принадлежит потребителю, но нельзя одновременно обратиться с иском в несколько судов. Особое внимание следует

обратить  на следующее положение - потребители освобождаются от уплаты

государственной пошлины по искам, связанным с  нарушением их прав. Это

касается  и обращения с касационной  жалобой в вышестоящий суд  при несогласии с

решением  суда первой инстанции.

Потребитель может вести в суде дело лично или через представителя (адвоката,

сотрудников юридических фирм, общественных организаций  потребителей и т.п.)

или вместе с представителем.

В соответствии со ст. 40 Государственный антимонопольный  комитет России и его

территориальные управления в случае обнаружения нарушения прав потребителей

также вправе предъявить иски в суд или  арбитражный суд как в защиту отдельных

потребителей, так и в защиту неопределенного  круга потребителей. А согласно

ст. ст. 44 и 45 закона такие иски могут предъявлять и общественные

организации потребителей, и структуры органов  местного самоуправления.

II. Сертификация товаров.

В целях  обеспечения безопасности товаров  предусматривается сертификация

соответствия, подтверждаемая уполномоченным на то органом.

Согласно  закону “О сертификации продукции  и услуг”, сертификация - это метод

объективного  контроля качества продукции, ее соответствия установленным

требованиям, а также безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья,

имущества граждан.

Наличие сертификата помогает покупателям в компетентном выборе продукции и

является  определенной гарантией ее доброкачественности.

Сертификация  подтверждает показатель качества продукции, заявленный

изготовителем, а также облегчает импорт и  экспорт продукции.

Она может  иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная  сертификация является формой контроля государства за

безопасностью продукции. Она осуществляется в  случаях, установленных

законодательными  актами. Так, закон “О защите прав потребителей”

предусматривает обязательную сертификацию товаров, для которых в

законодательных актах или стандартах установлены  требования, обеспечивающие

безопасность  жизни и здоровья потребителей. Необходимо отметить, что

указанную продукцию, не прошедшую обязательной сертификации, запрещено

рекламировать, а это является логическим дополнением  нормы о запрете

реализации  такой продукции.

Постановлением  правительства РФ (от 13.08.97 г. № 1013) утвержден  перечень

товаров, подлежащих обязательной государственной  сертификации, а также

перечень работ, которые будут сертифицироваться.

В этот перечень входят: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепродукты, молоко и

молочные  продукты, рыба, рыбные и другие продукты моря, хлеб, хлебобулочные и

макаронные  изделия, мукомольно-крупяные изделия, сахар и кондитерские

изделия, плодоовощная продукция и продукты ее переработки, продукция

масложировой  промышленности, вода питьевая, расфасованная  в емкости,

безалкогольные, слабоалкогольные и алкогольные  напитки, табачные изделия,

кофе, чай  и пряности, продукция зернобобовых и масличных культур

продовольственная, пищевые концентраты, соль, продукция  пчеловодства

продовольственная.

Кроме этого обязательной сертификации подлежат посуда и принадлежности

столовые  и кухонные, емкости для хранения и транспортировки продуктов,

упаковочные материалы для бытовых нужд и  большой перечень непродовольственных

товаров, включая швейные и трикотажные  изделия, текстильные товары,

хозяйственные товары, предметы обстановки дома, стройматериалы многие другие.

Сертификаты, как правило, оформляются на конкретное наименование продукции. В

ряде  случаев сертификат может быть оформлен на отдельную группу' продукции

одного  изготовителя, включающую несколько  наименований.

Срок  действия сертификата устанавливается  с учетом:

- срока  годности продукции - для сертификата, выданного на партию

продукцию;

срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система

качества  для серийно выпускаемой продукции; срока действия гигиенического

заключения (сертификата), но не более, чем 3 года.

Срок  действия сертификата на продукцию, сертифицируемую с использованием

заявления-декларации изготовителя, устанавливается с  учетом годности

продукции, но не более, чем на 1 год.

Для продукции  с установленными условиями хранения и (или) реализации на

Информация о работе Права потребителей