Права потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных

потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль

отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено - магазин (любое

другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск,

столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и

подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей,

предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу

потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными

предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими

предпринимателями -изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке

импорта из-за пределов России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………2

I . Права потребителей……………………………………………………………………….4

1.1 Право потребителя на получение информации о товаре……………………………...4

1.2 Ответственность за непредоставление потребителю необходимой информации…...7

1.3 Право потребителя на обмен товара…………………………………………………….8

1.4 Право потребителя на судебную защиту………………………………………………14

II. Сертификация товаров…………………………………………………………………..15

2.1 Требования к закупаемой продукции………………………………………………….19

2.2 Сроки годности и службы товаров…………………………………………………….21

III. Сроки предъявления требований………………………………………………………22

IV. Ответственность продавца……………………………………………………………..24

V. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей……………….32

Заключение………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)
align="justify">товаров, подлежащих маркировке марками установленных  образцов, без такой

маркировки. Эта статья касается продавцов алкогольных  и табачных изделий.

Статья 150-3 КОАЛ устанавливает ответственность за обмеривание, обвеши,

обсчет, а также обман потребителей и  за введение в заблуждение потребителя

относительно  потребительских свойств и качества товаров при их реализации на

предприятиях  розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги

населению, а также индивидуальными предпринимателями. Субъектом

правонарушения  могут быть как должностные лица, так и рядовые сотрудники

(продавцы, официанты и др.), в том числе  работающие на предприятиях по

оказанию услуг.

Правонарушение  может быть совершено только с  прямым умыслом. Под вве в

заблуждение следует понимать передачу потребителю  товара с такими

потребительскими  свойствами и качеством, которые  не соответствуют документам

и информации о них. При этом товар не обязательно должен быть

недоброкачественным. Если же введение в заблуждение сопровождалось еще и

продажей  недоброкачественного товара, то возможна согласно ст. 36 КОАЛ

ответственность по совокупности правонарушений, предусмотренных  ст. 146-4 и

150-3.

Введение  в заблуждение может быть совершено  как в устной, так и в письменно

форме (объявления, ярлыки, этикетки и т,п,). Под потребительскими свойствами

следует понимать показатели, нормы, потребительские  характеристики,

установленные в нормативной и технической документации изготовителя

(исполнителя)  или в договоре. Под качеством  товара следует понимать качество

его изготовления согласно требованиям стандартов и  др.

Данное  правонарушение возникает при причинении потребителю ущерба в небольшом

размере, т.е. в сумме, не превышающей одной десятой части минимального

размера оплаты труда. Размер ущерба в зависимости  от конкретных обстоятельств

может определяться суммой возможной уценки товара, либо его полной

стоимостью, либо понесенными убытками.

Если  размер ущерба является значительным или крупным, возможно наступлени

уголовной ответственности (ст. 200 УК России).

Статья 170 КОАЛ устанавливает ответственность  за нарушение требований не

только  к товарам народного потребления, но и к продукции производственного

назначения.

Следует отметить, что если ст. 146-4 охраняет потребительские свойства товара

в целом, то ст. 170 обусловливает обязательные требования государственных

стандартов. Перечень обязательных требований государственных  стандартов дан

ст. 7 (п. 2) Закона РФ "О стандартизации". Это требования по обеспечению:

безопасности  продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества

граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости

продукции, единства методов их контроля и маркировки и др.

Ст. 170 КОАЛ может быть применена к лицам, подпадающим под определение

должностного  лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, и к индивидуальным

предпринимателям.

Правонарушение  возникает при нарушении обязательных требований

госу  стандарта. Это означает: поставку или продажу в розничной

торговле  продукции, не отвечающей обязательным требованиям. Правонарушение

может быть совершено как умышленно, так  и по неосторожности.

Частью  второй ст. 170 предусмотрены еще несколько  составов правонарушений,

связанных с Законом "О защите прав потребителей".

Первое  — нарушение должностными лицами или индивидуальными предпринимателям

правил  обязательной сертификации, т.е. реализация сертифицированной

продукции, не отвечающей требованиям нормативных  документов, на соответствие

которым она сертифицирована.

Второе  правонарушение — реализация продукции  без сертификата соответствия или

без знака  соответствия.

Правонарушением является сам факт реализации продукции, подлежащей

обязательной  сертификации, без сертификата соответствия или без знака

соответствия.

Третье  правонарушение предусматривает ответственность  за неполноту

ин о  продукции: Четвертое правонарушение — недоведение до

потребителя (покупателя, заказчика) сведений о  проведении обязательной

сертификации  продукции (отсутствие маркировки знаком соответствия,

недоведение сведений о номере сертификата, сроке  его действия, об органе,

выдавшем  сертификат) и обозначении государственного стандарта (санитарных

правил  и норм, строительных норм и правил и др.), обязательным требованиям

которого  должна соответствовать продукция.

Четвертое правонарушение — недоведение до потребителя (покупателя,

за) сведений о проведении обязательной сертификации продукции

(отсутствие  маркировки знаком соответствия, недоведение сведений о номере

сертификата, сроке его действия, об органе, выдавшем сертификат) и

обозначении государственного стандарта (санитарных правил и норм,

строительных  норм и правил и др.), обязательным требованиям которого должна

соответствовать продукция.

Пятое правонарушение связано непосредственно с самим процессом проведения

обязательной  сертификации продукции: предоставление должностным лицом,

индивидуальным  предпринимателем недостоверных результатов  испытаний продукции

или необоснованная выдача сертификата соответствия.

Уголовный кодекс РФ также предусматривает уголовную ответственность за

нарушение прав потребителей.

К группе преступлений, связанных с нарушением прав потребителей и прямо

относящихся к торговле и услугам, относится  статья 200 нового УК — "Обман

потребителей".

В ней, в частности, записано, что "обмеривание, обвешивание, обсчет, введение

в заблуждение  относительно потребительских свойств  или качества товара

(услуги) или иной обман потребителей... если эти деяния совершены  в

значительном  размере, наказываются штрафом в размере от 100 до 200

минимальных размеров оплаты труда, или в размере  заработной платы или иного

дохода  осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными

работами  на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными  работами на срок

от 1 года до 2 лет". Если те же деяния совершены лицом, ранее судимым за

обман потребителей, группой лиц по предварительному сговору или

организованной  группой, или в крупном размере, то наказание становится более

серьезным — лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать

определенные  должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3

лет. При  этом обманом потребителей в значительном размере признается

причиненный потребителям ущерб на сумму, превышающую 0,1, а в крупном размере

— на сумму не менее 1 минимального размера оплаты труда.

К ответственности  ст. 200 могут привлекаться как работники  организаций,

осуществляющих  реализацию товаров или оказывающих  услуги населению

(независимо  от форм организации и видов  собственности), так и граждане,

зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере

торговли  и услуг.

Обман потребителей иными лицами квалифицируется  как мошенничество по статье

159 Уголовного  кодекса.

Близко  к этой группе преступлений стоит  и ст. 181 УК, предусматривающая

уголовную ответственность за нарушение правил изготовления и использования

государственных пробирных клейм. Законодательством  России установлено, что

все изготовляемые  в стране ювелирные и другие бытовые  изделия из

дорогостоящих металлов, предназначенные для продажи или выполнения по

заказам, а также вывозимые за границу, должны соответствовать установленным

для них  пробам и быть заклейменными государственным  пробирным клеймом,

произведенным специальными госинспекциями пробирного надзора. Нарушение

такого  порядка виновным лицом, преследующим при этом корыстные или иные

личные  цели, наказывается штрафом либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные неоднократно или  организованной группой, — лишением

свободы до 5 лет.

Уголовно наказуемым является незаконное использование товарного знака (ст.

180), а  также заведомо ложная реклама  (ст. 182), т.е. такая форма

недобросовестной  конкуренции, когда умышленно из-за корыстной

заинтересованности  завышается подлинное качество товара или оказываемых

услуг, приписываются или значительно  завышаются их реальные достоинства,

свойства  и основные характеристики. Кроме  этого под действие статьи о ложной

рекламе подпадает и ложная информация относительно изготовителей

(исполнителей, продавцов). Уголовная ответственность наступает, когда этим

действием причинен значительный ущерб, вызвавший  экономические потери, или

причинен  вред здоровью потребителей, вызваны  иные социально значимые

отрицательные последствия.

В новом  Уголовном кодексе в главе "Преступления против здоровья населения и

Информация о работе Права потребителей