Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа
Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных
потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль
отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено - магазин (любое
другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск,
столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и
подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей,
предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу
потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными
предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими
предпринимателями -изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке
импорта из-за пределов России
Введение………………………………………………………………………………………2
I . Права потребителей……………………………………………………………………….4
1.1 Право потребителя на получение информации о товаре……………………………...4
1.2 Ответственность за непредоставление потребителю необходимой информации…...7
1.3 Право потребителя на обмен товара…………………………………………………….8
1.4 Право потребителя на судебную защиту………………………………………………14
II. Сертификация товаров…………………………………………………………………..15
2.1 Требования к закупаемой продукции………………………………………………….19
2.2 Сроки годности и службы товаров…………………………………………………….21
III. Сроки предъявления требований………………………………………………………22
IV. Ответственность продавца……………………………………………………………..24
V. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей……………….32
Заключение………………………………………………………………………………….37
подвергаемой проверке при выборочном способе оценки качества. При выборочной
проверке качества в ряде случаев должна быть взята определенная часть партии,
т. е. отбираются образцы. Об отборе образцов составляется акт, в котором
указывается количество мест и масса товаров, количество и номер мест, из
которых отобраны образцы, а также фамилия и должность лиц, принимавших
участие в отборе образцов. Предусмотрено, что отобранные образцы должны
храниться до разрешения спора о качестве продукции.
При приеме по качеству продуктов в предприятиях торговли и общественного
питания, как правило, применяются органолептические
показатели, то есть определяются потребительские свойства продукта с
помощью органов чувств человека. К органолептическим показателям относятся:
- Внешний вид - это комплексный показатель, включающий в себя такие
частности: форму, состояние поверхности, равномерность цвета и наличие
посторонних включений. Внешний вид товара определяют, осматривая его с
поверхности и на разрезе.
Цвет продукта (окраска) лучше всего устанавливается при естественном освещении.
Внешний вид и цвет - не только самый доступный и распространенный, но и один
из наиболее значимых критериев органолептической проверки качества продукции.
Именно с этого показателя, как правило, начинается проверка качества.
Обнаружение по внешнему виду и цвету несоответствия требованиям качества
продукции дает основания не проводить приемку по другим критериям. Однако по
внешнему виду некоторых продуктов очень трудно установить качество,
и запах наиболее характерные показатели пищевых продуктов.
Консистенция - один из важнейших критериев установления качества продукции.
Продовольственные товары, вызывающие сомнения в доброкачественности, подлежат
лабораторному
анализу в специальных
лабораториях.
2.2 Сроки годности и службы товаров.
Обязательные требования по безопасности товаров закрепляются в
государственных стандартах или приравненных к ним документах и являющихся
обязательными. Одним из средств обеспечения безопасности товара являются
сроки годности и службы ряда товаров. Перечень товаров, на которые устанавливаются
сроки службы и годности, устанавливается Правительством РФ.
Срок годности устанавливается на товары, потребительские свойства которых
могут ухудшиться с течением времени. Поэтому изготовитель обязан сообщить
потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты
изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар
пригоден к использованию. К таким товарам относятся продукты питания,
парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и подобные товары.
Запрещено реализовывать такие товары по истечении срока годности как в
торговле, так и для применения в общественном питании, школах, лечебных
заведениях и других предприятиях, связанных с обслуживанием населения.
Перечень этих товаров утвержден Правительством РФ постановлением от 16.06.97
г. №720.
В этот перечень включены: продукция хлебопекарной промышленности, изделия
кондитерские сахаристые, изделия кондитерские мучные, растительные масла и
продукты их переработки, продукция консервной и овощесушильней
промышленности, продукты из картофеля, продукция пивобезалкогольной
промышленности, продукция чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и
мясопродукты, продукция молочной и мясо-сыродельной промышленности, рыбные
продукты, изделия кулинарные рыбные и из морепродуктов, продукты детского
питания, специализированные продукты для лечебного питания детей.
Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием
условий хранения. Изготовитель, устанавливая срок годности, обязан
гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие продукта
требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.
По истечении срока годности пищевые продукты считаются непригодными для
использования по назначению. Они могут быть использованы не для пищевых целей
или подвергнуты утилизации.
Для пищевых продуктов, подлежащих длительному хранению, в том числе
специальному, сроки годности, условия и сроки хранения устанавливают в
договоре на поставку.
Указанным постановлением установлено, что с 1.01.98 г. запрещается продажа на
территории России товаров, включенных в перечень продовольственных и ряда
непродовольственных товаров, при отсутствии информации о сроках их годности.
К непродовольственным товарам, по истечении срока годности которых они
считаются непригодными для использования по назначению, относятся: лечебно-
профилактические средства, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой
химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства домашнего
содержания рыб, птиц и зверей.
Срок годности этих товаров устанавливает изготовитель, и по истечении этого
срока эти товары запрещено использовать по назначению.
О сроках годности товаров должен в обязательном порядке быть проинформирован
покупатель, причем со сведениями о том, что по истечении срока годности они
представляют опасность для здоровья или становятся непригодными для
использования их по назначению.
Дату изготовления товара наносят в виде двузначных чисел, обозначающих число,
месяц и год, или отметок против чисел на кромках этикетки, или дается ссылка,
где она указана.
III. Сроки предъявления требований.
Все вышеперечисленные требования он может предъявить продавцу или
изготовителю. Такие требования должны предъявляться в сроки, установленные
ст. 19 Закона. Сроки зависят от того, имеет ли товар гарантийный срок или
срок, тодности, службы или такой срок на товар не установлен. Эти сроки
доводятся до сведения потребителя в информации о товаре.
На товары с гарантийным сроком или со сроком годности потребитель может
предъявить требования по поводу недостатков, обнаруженных в течение этого
срока. Если гарантийный срок на товар не установлен, потребитель имеет право
предъявить требования, если недостатки обнаружены в течение шести месяцев со
дня передачи этого товара потребителю (а по недвижимому имуществу - двух
лет), если более длительные сроки не установлены законодательством или
договором.
На технически сложные товары и товары, предназначенные для длительного
пользования, как правило, наряду со сроком годности устанавливается и срок
службы. В этих случаях потребитель вправе предъявить требования по поводу
устранения недостатков и по истечении срока годности, но в пределах срока
службы, а если срок службы не установлен - в течение 10 лет. Необходимо иметь
в виду, что причиной невозможности использовать товар в пределах срока службы
являются существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя. Потребитель
может потребовать лишь безвозмездно устранить такой недостаток, и, если он в
20-дневный срок не устранен, можно предъявить по выбору требования,
вытекающие из ст. 18 закона (см. выше).
Для определения продолжительности любого срока решающее значение имеет день,
с которого начинает этот срок отсчитываться, и день, когда он истекает.
Гарантийный срок на товары начинает исчисляться, как правило, со дня их
покупки, который подтверждается либо отметкой на техническом паспорте, либо
товарным или кассовым чеком. По товарам, которые требуют доставки, установки
(подключения) или сборки, срок исчисляется со дня выполнения таких работ. По
сезонным товарам (верхняя одежда, обувь и т.п.) срок годности, исчисляют с
момента наступления соответствующего сезона, исходя из климатических условий
местонахождения потребителя, который определяется обычно органами
исполнительной власти субъектов Федерации.
Срок годности на товары определяется, начиная со дня изготовления. На товарах
со сроком годности должны проставляться либо срок его годности и дата
изготовления, либо дата, до наступления которой он пригоден к использованию.
Момент начала и окончания срока определяется гражданским законодательством
(см. часть первая ПС РФ 1994 г., глава 2). При этом следует иметь в виду,
что, если истечение срока приходится на нерабочий день, днем окончания
считается рабочий день, следующий за выходным. Все письменные заявления,
сданные на почту или телеграф до 24 часов последнего дня срока, считаются
сделанными в срок.
Закон в ст. 20 устанавливает порядок осуществления потребителем права
безвозмездного устранения недостатков товаров и обязанности продавца,
изготовителя (предприятий, выполняющих их функции) в том случае, если им
предъявлено соответствующее требование в пределах сроков, в течение которых
должно быть выполнено такое требование, причем сроки, дифференцированные для
продавца и изготовителя. Установлен также порядок, что по ряду товаров
длительного пользования на время их ремонта потребителю безвозмездно