Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:33, контрольная работа
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
1. Юридические определения основных понятий…………………………...3
2. Положения действующего законодательства по данной проблеме….......6
2.1. Законы, приказы и постановления по данной теме…………………….....6
2.2. Комментарии к законам………………………………………………….....8
3. Существующая практика исполнения действующего законодательства и решения коллизий…………………………………………………………..9
3.1. Путеводители по судебной практике…………………………………..….9
3.2. Постановления и решения Верховного Суда «О защите прав потребителей».................................................................................................................9
4. Точки зрения известных специалистов по поводу отдельных аспектов проблемы защиты прав потребителей…………………………………..11
4.1. Бухгалтерская пресса и книги………..…………………………………..11
4.2. Постатейные комментарии и книги...........................................................11
4.3. Юридическая пресса……………………………………………………...11
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра теории и истории государства и права
Учебная
дисциплина – информационные технологии
в юридической деятельности
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА)
ВОЛКОВА Е.А.
ПЛАН
1. Юридические определения основных понятий…………………………...3
2. Положения действующего законодательства по данной проблеме….......6
2.1. Законы, приказы и постановления по данной теме…………………….....6
2.2. Комментарии
к законам…………………………………………………....
3. Существующая
практика исполнения действующего законодательства
и решения коллизий…………………………………………………………
3.1. Путеводители по судебной практике…………………………………..….9
3.2. Постановления
и решения Верховного Суда «О защите прав
потребителей».................
4. Точки зрения известных специалистов по поводу отдельных аспектов проблемы защиты прав потребителей…………………………………..11
4.1. Бухгалтерская пресса и книги………..…………………………………..11
4.2. Постатейные
комментарии и книги.........................
4.3. Юридическая
пресса……………………………………………………...
1. Юридические определения основных понятий.
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) – организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Импортер – организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.1.
Защита прав потребителя – официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли2.
"...Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка3..."
2. Положения действующего законодательства по данной проблеме.
2.1. Законы, приказы и постановления по данной теме.
1) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010).
Комментарии:
С принятием Закона «О защите прав потребителей» в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов закрепляются в названном Законе.
Глава «Защита прав потребителей при продаже» разъясняет права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков. Поясняет требования, которые может предъявить покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, поясняет действия покупателя при обнаружении недостатков в технически сложных товарах. В главе рассказано о сроках предъявления претензий при обнаружении в товаре недостатков, сроках замены товаров ненадлежащего качества и ответственности продавца за недостатки в товаре.
Глава «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)» разъясняет ответственность покупателя и продавца за ненадлежащее исполнение условий договора на выполнение работ (оказание услуг). Ст. 29, 30 данной главы разъясняет права потребителя при обнаружении в выполненной работе недостатков и порядок устранения этих недостатков продавцом.
Глава «Государственная и общественная защита прав потребителей» поясняет компетенцию органов по защите прав потребителей, поясняет кто осуществляет контроль за исполнением законов и иных нормативно-правовых актов в сфере защиты прав потребителей.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (части кодекса введены в информационный банк отдельными документами).
Комментарии:
Анализ норм Закона о защите прав потребителей (ст.4, 5) и соответствующих положений ГК (ст.469, 470, 721 и 722) свидетельствует об отсутствии единства в законодательстве в понимании таких основополагающих понятий, как «качество» и «гарантийный срок», что нельзя расценивать в как явление позитивного плана.
3) Приказ МАП РФ от 20.05.1998 N 160 (ред. от 11.03.1999) <О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»> (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.1998 N 1669).
Комментарии:
Виды договоров, определяемых ст. 39 "Закона о защите прав потребителей" не попадают под действие данного закона и отношения по этим договорам регулируются Гражданским кодексом и другими законами.
Законодательство
регулирует не все отношения о
защите прав потребителя. Гражданско-правовые
отношения граждан с организациями, членами
которых являются граждане, отношения
между гражданами и органами, выполняющими
возложенные на них государственно-властные
и административно-
4) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.2009). Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Гражданин-потребитель является менее защищенным субъектом гражданского оборота, по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися профессиональными участниками рынка и располагающими неизмеримо большими финансовыми и иными возможностями для защиты своих интересов и воздействия на потребителя в этих целях. В связи с этим требуется наличие в законодательстве особых регулятивных и правоохранительных норм, которые бы учитывали особенности отношений с участием гражданина-потребителя. Центральное место среди нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие при реализации товаров (выполнении работ и оказании услуг), занимает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010). Данный закон содержит целый комплекс основополагающих прав потребителей, к числу которых относятся права на получение качественных и безопасных товаров (работ, услуг), на просвещение, информацию, полное возмещение причиненного вреда, включая компенсацию физических и нравственных страданий, на судебную защиту и другие.
2.2. Комментарии к законам.
1) «Комментарий к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (постатейный) (Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Шевченко М.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008).
2)
«Постатейный комментарий к
Комментарии:
В «Законе о защите прав потребителей» расшифровка понятия недостатка товара (работы, услуги), его качества дается размыто, поэтому, чтобы определить является какое-то свойство товара его недостатком, необходимо проводить полный анализ: выявить обязательства продавца или изготовителя, определить установленные законом обязательные требованию к качеству данного товара, выявить сообщал продавец покупателю о недостатках в товаре и т.д.
3. Существующая практика исполнения действующего законодательства и решения коллизий.
3.1. Путеводители по судебной практике.
1) Путеводитель по судебной практике. Розничная купля-продажа
1.
Условия договора при
2) Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг.
14. Условия договора, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей».
3) Путеводитель по судебной практике. Кредит.
11.1. По вопросу о том, нарушает ли возложение на потребителя обязательства по оплате услуг по открытию и ведению ссудного счета в связи с предоставлением кредита Закон РФ «О защите прав потребителей», существует три позиции судов.
3.2. Постановления и решения Верховного Суда «О защите прав
потребителей».
1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 (ред. от 29.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
2) Решение Верховного Суда РФ от 28.04.2004 N ГКПИ04-418 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими некоторых положений Разъяснений «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителя», касающихся договора страхования», утв. Приказом МАП РФ от 20.05.1998 N 160>.