Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 01:06, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших прав потребителя является установленное законом право на получение товара, соответствующего по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах, а также, чтобы товары при обычных условиях их использования, при хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняли вред имуществу.

Файлы: 1 файл

Защита прав потребителей.docx

— 40.64 Кб (Скачать)

Введение

     Одним из важнейших прав потребителя является установленное законом право  на получение товара, соответствующего по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах, а также, чтобы товары при обычных условиях их использования, при хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняли вред имуществу. Товары, которые соответствуют указанным требованиям, принято называть товарами надлежащего качества.

     Следует иметь в виду, что соответствие качества товара обычно предъявляемым  требованиям означает соответствие качества товара уровню развития науки, техники и технологии пригодности товара целям, для которых он обычно используется.

     Качество  продукции должно соответствовать  всем этим требованиям. При несоответствии хотя бы одному из них она должна считаться продукцией ненадлежащего качества (с недостатками) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Все вышеуказанные требования относятся  не только к товарам, но и к результатам работ и услуг, выполняемых продавцами и исполнителями независимо от их форм собственности и организационных форм. 

Право потребителя на получение  информации о товаре.

     Информация  потребителя об изготовителе товара и его продавце является основополагающим моментом в обеспечении защиты прав потребителей.

     Потребитель должен знать, кто является продавцом  товара, его изготовителем, кто будет выполнять для него работу, оказывать услугу. Эта информация необходима не только для того, чтобы избрать производителя (продавца), который пользуется доверием потребителя, но - самое главное - для того, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения. Поэтому закон о защите прав потребителей (ст. 8, 9) предусматривает право потребителя на указанную информацию. Продавец обязан представить потребителю точные сведения о его юридическом адресе, изготовителе, фирменное его наименование, а если это предприниматель - свое название. Изготовитель может сообщить эту информацию через производственную марку. В этой связи торговым предприятиям предписывается иметь вывеску с необходимой информацией: фирменное наименование, указание на правовую форму организации и деятельности, режим работы и местонахождение. Если предприятие имеет иной юридический адрес, указывается и это адрес. На вывеске могут быть и другие обозначения, которые, однако, не должны вводить потребителя в заблуждение относительно характера деятельности предприятия. Торговые предприятия должны информировать потребителей о правилах продажи реализуемых ими товаров.

     Большое значение имеет информация о самом  товаре. По продовольственным товарам потребитель может узнать их состав, включая пищевые добавки, вес или объем содержимого в единице товара, калорийность товара, а также наличие вредных веществ (если таковые имеются). Если в продтоварах имеются вещества, которые противопоказаны при отдельных заболеваниях, на упаковке или иным способом делается предупредительная надпись. На упаковке продтоваров (а также иных товаров, потребительские свойства которых могут ухудшиться со временем) должны быть указаны срок годности и правила хранения.

     По  непродовольственным товарам должны перечисляться их потребительские свойства и указаны гарантийные обязательства изготовителя (если такие имеются), а также правила и условия их безопасного использования, срок службы.

     Ко  всем товарам относятся и такие  общие требования информации, как  наименование (номер) стандарта, а если товар подлежит обязательной стандартизации -сертификат соответствия. Следует подчеркнуть, что продукты питания, в том числе упакованные или расфасованные, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения (это относится и к продовольственным товарам). Необходимо отметить, что информация  о товаре,  предложенная на иностранном языке, не является ее представлением.

     Для импортных товаров допускается  обозначение нормативного или технического документа не наносить. Особо установлен порядок обеспечения информации на русском языке на импортных продуктах питания.

     Правительством  РФ в целях усиления контроля за качеством и безопасностью ввозимых в страну продуктов питания, с 1.05.1997 г. запрещена продажа импортных продуктов питания без информации на русском языке и в связи с этим утверждены правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке.

     В соответствии с этими Правилами  информация должна быть размещена на упаковке или этикетке. В случае небольших размеров упаковки или этикетки, на которых невозможно поместить необходимый текст полностью, допускается изложение информации о товаре или части ее на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

     Информация  о продуктах питания с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения:

  1. наименование продукта и его вид;
  2. страна, фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено

     буквами латинского алфавита);

  1. вес или объем продукта;
  2. наименование   основных   ингредиентов,   входящих   в   состав   продукта,

      включая пищевые добавки;

  1. пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для продуктов,

     предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);

  1. условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности

     или требующих специального хранения);

  1. срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок

      хранения);

  1. способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского

      питания продуктов);

  1. рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых

     добавок);

  1. условия  применения,  включая  противопоказания  при  отдельных  видах

     заболеваний;

  1. иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов, санитарных правил и правил продажи отдельных видов товаров.

     Особо следует отметить, что на импортные  продукты питания должна быть и информация об их сертификации. Информацию о сертификации серийно изготовляемых пищевых продуктов наносит изготовитель в виде знака соответствия.

     Отсутствие  знака соответствия является информацией  о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация о сертификации пищевых продуктов должна быть представлена с каждой партией продукта в виде сертификата, выданного в установленном порядке на конкретное наименование продукта.

     Информацию  о сертификации неупакованных пищевых  продуктов проставляют в сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.

     На  этикетке должна быть указана информация о специальных способах обработки пищевых продуктов, таких, как облучение ионизирующим излучением сырья, полуфабрикатов, самого продукта или его ингредиентов, информацию о такой обработке располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а в случае использования облученного основного ингредиента - рядом с его наименованием в списке ингредиентов.

     Продукт может сопровождаться и другой информацией, в том числе рекламной, характеризующей продукт (кроме продуктов детского питания для детей первого года жизни).

     Согласно  закону Российской Федерации “О защите прав потребителей” информация о  товарах в обязательном порядке  должна содержать цену товара (п. 2 ст. 10). 

Ответственность за непредставление потребителю необходимой   информации.

     Если  информация отсутствует, покупатель вправе ее потребовать от продавца, изготовителя, их представителя, и за уклонение от выполнения такого требования виновное предприятие несет ответственность. Такая ответственность может быть не только имущественной, административной, но и может выразиться как крайняя мера в ликвидации самого предприятия.

     Закон предусматривает и ответственность  изготовителя (продавца), наступающую при представлении потребителю недостоверной или недостаточно полной информации о товаре. Так, если потребитель в результате этого приобрел товар, не обладающий необходимыми свойствами, то он вправе расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке и потребовать возмещения ему ущерба.

     А если в этих случаях невозможно использовать товар, то можно потребовать замены товара или вернуть товар, В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя при неправильной информации о товаре предусмотрена особая, полная имущественная ответственность.

     В законе г. Москвы “О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий  потребительского рынка и услуг г. Москвы”, предусмотрено, что даже при наличии ценников на товары, имеющиеся в продаже, но неправильно оформленных (в ценниках отсутствует наименование, вес, выход, цена за единицу измерения, подпись материально-ответственного лица, дата и штамп) на нарушителя - предприятие или гражданина-предпринимателя, соответствующие контролирующие органы налагают штраф в размере 15 ММОТ.

     Из  этого следует, что в Москве на ценнике, кроме указанных реквизитов должен быть и штамп предприятия  или гражданина-предпринимателя (п. 2.5.1), а при отсутствии ценников на товары или прейскурантов на оказываемые услуги указанным законом г. Москвы предусмотрен штраф в размере 100 ММОТ.

     Отсутствие  или неполнота обязательной информации о товаре, особенно в части, касающейся безопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться как основание для запрещения его реализации, а в случае реализации - 

     в качестве основания для признания  договора купли-продажи недействительным, как совершенного с нарушением указанных законодательных актов. 

Право потребителя на обмен  товара.

     Если  потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.

     Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных  последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).

     Требования  о безвозмездном устранении недостатков  или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара могут быть предъявлены также непосредственно организации-изготовителю.

     В случае, если были проданы недоброкачественные продовольственные товары, то в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.

     При обнаружении в товаре недостатка потребитель вправе предъявить по своему усмотрению любое из перечисленных требований. Однако по сложно-техническим товарам, перечень которых утвержден Правительством РФ 13 мая 1997 г. № 575, а также дорогостоящим товарам для замены либо его возврата необходимо, чтобы недостаток был существенным.

Таковым, в соответствии с Законом "О  защите прав потребителе " является недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, либо тот, что не может быть устранен или после ремонта проявляется вновь, либо для его исправления требуются большие затраты, либо он в значительной степени лишает потребителя того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, его качество считается ненадлежащим, а товар -имеющим существенный недостаток.

Несколько расшифруем указанные понятия существенных недостатков.

Информация о работе Защита прав потребителей