Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 01:06, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших прав потребителя является установленное законом право на получение товара, соответствующего по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах, а также, чтобы товары при обычных условиях их использования, при хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняли вред имуществу.

Файлы: 1 файл

Защита прав потребителей.docx

— 40.64 Кб (Скачать)

Невозможность или недопустимость использования  товара в соответствии с его целевым назначением устанавливает товарная экспертиза, хотя в некоторых ситуациях ее проведение не требуется, так как невозможность или недопустимость использования товара и так очевидна. Например, если в автомобиле вышел из строя двигатель, то понятно, что использовать такой товар невозможно, а если тормозная система - то просто недопустимо.

Факт  невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для выявления недостатка вновь после его устранения достаточно справки или квитанции о его устранении ранее, а также подтверждения его повторного возникновения.

Хотя  закон не обязывает потребителя  ремонтировать товар, экспертным заключением  может быть установлено, что недостаток устранять бесполезно, так как  он проявится вновь.

Могут возникнуть трудности, если потребителю  необходимо доказать, что для устранения недостатка требуются большие затраты. Понятие "большие затраты" законодательством  не определено. Поэтому при рассмотрении такого спора в суде судья будет  оценивать все обстоятельства по своему усмотрению, как это и предусмотрено  ст. 56 ГПК РФ.

Следует отметить, что также не определено понятие "дорогостоящий товар" (к ним, например, относятся дорогие  ювелирные изделия). Поэтому эти  вопросы, как правило, определяются судом или органом управления потребительским рынком (торговлей).

     К технически сложным товарам относятся:

  1. автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
  2. мотоциклы, мотороллеры; снегоходы;
  3. катера, яхты, лодочные моторы;
  4. холодильники и морозильники;
  5. автоматические стиральные машины;
  6. персональные компьютеры с периферийными основными устройствами;
  7. сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы.

     По  остальным товарам требования могут  быть предъявлены при наличии  любого недостатка.

     Также следует иметь в виду, что при  недостатках товара, свойства которого не позволяют устранить их, - а это продовольственные товары, парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие, - или заменяют его, или возвращают уплаченные денежные суммы (причем недоброкачественный товар по требованию продавца возвращается). Покупатель вправе потребовать вместо этого соразмерного уменьшения покупной цены (п. 27 Правил продажи). Но там же предусмотрено, что при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы не допускается удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его использования, потери товарного вида и других подобных обстоятельствах.

     Нужно иметь в виду, что требования потребителя  рассматриваются только при предъявлении им товарного или кассового чека, а по товарам, на которые установлены  гарантийные сроки, — технического паспорта иди иного заменяющего его документа с отметкой о дате продажи. В связи с этим продавец, обязан выдать ему товарный, кассовый чек. Отказ продавца должен рассматриваться как грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей.

     Ч. 3 п. 5 ст. 18 закона устанавливается обязанность  продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) принять у потребителя товар с недостатками и удовлетворить его требования, В той же статье устанавливаются основания освобождения указанных лиц от требований потребителей: это, во-первых, нарушение потребителем правил пользования товаром или его хранения; во-вторых, действия третьих лиц; а третьих, непреодолимая сила. Наконец, важно иметь в виду, что бремя доказывания наличия данных обстоятельств возлагается на продавца, изготовителя (предприятие, выполняющее их функции).

     Пункт 6 ст. 18 закрепляет обязанность продавца, изготовителя (а также предприятий, выполняющих их функции) безвозмездно доставить крупногабаритные и тяжелые товары (весом более 5 кг) с недостатками для ремонта, уценки, замены и затем возврата потребителю. В случае неисполнения этой обязанности потребитель может осуществить доставку и возврат товара своими силами. При этом продавец должен возместить ему необходимые расходы.

     Прием от покупателя недоброкачественного товара оформляется накладной в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар. Предприятие торговли в случае спора о причинах возникновения недостатков товара обязано произвести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе участвовать в проверке качества (п. 28 Правил продажи).

     В дальнейшем при установлении факта вины изготовителя (поставщика) недоброкачественного товара произведенные расходы могут быть востребованы магазином с поставщика (изготовителя), как убытки, причиненные в случае ненадлежащего исполнения договора между покупателем (торговым предприятием) и поставщиком (изготовителем). В противном случае произведенные предприятием торговли расходы будут отражены за счет чистой прибыли, так как методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом РФ по торговле 20 апреля 1995 г. Мо 1-550/32-2 и согласованными с Минфином РФ 20 апреля 1995 г., предусмотрено отнесение в состав издержек обращения и производства лишь расходов, возникших в процессе движения товаров до потребителей. В то же время, если экспертизой будет установлено, что потеря качества произошла по вине потребителя, то товар не только не принимается для обмена, но с потребителя можно взыскать расходы по экспертизе, хранению и транспортировке товара. Правда, покупатель в этом случае может оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

     Порядок документального оформления возврата товаров изложен в пунктах 103 и 10.4 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (Письмо Роскомторга от 10.07.96 г. № 1-794/32-5). Методические рекомендации предусматривают в качестве основания для приема товаров предприятием торговли заявление покупателя с приложенными двумя экземплярами справки из мастерской гарантийного ремонта и гарантийным талоном (паспортом) на товар. Однако следует учитывать, что если покупатель (потребитель) не обращался в гарантийную мастерскую (а он это вправе делать, если обнаружены недостатки не у сложнотехнических изделий), то согласно п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей основанием для рассмотрения требований потребителя устанавливается товарный или кассовый чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технический паспорт или иной заменяющий его документ. Если возвращенный товар потерял свои потребительские свойства и подлежит уценке, то это делается в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 53), с отражением в учете согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов).

     Если  потребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула), то в случае если цена заменяемого товара на момент предъявления требования изменилась, перерасчет стоимости производится исходя из этой цены; в случае если цену заменяемого товара на момент предъявления требования установить невозможно и сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере этой цены,  то перерасчет может производиться исходя из цены заменяемого товара, установленной экспертизой.

     В случае замены товара с недостатками или расторжения договора купли-продажи  зачастую возникают споры о порядке  расчетов с потребителем, и какие  цены применить в этих случаях. В  условиях ценовой нестабильности проблема перерасчета в этих случаях для  потребителя имеет значение. И  эта проблема ст. 24 закона решается в пользу потребителя. Статья предусмотрела  случаи производства перерасчета цены, если товар оказался ненадлежащего  качества, и он заменяется или возвращается или вообще расторгается договор  купли-продажи. При предъявлении требований о безвозмездном устранении недостатков, уценки перерасчет цены не производится.

     Перерасчет  не производится при обмене надлежащего  качества, а также при замене товара на товар той же марки (модели, артикула) при повышении или снижении цены на товар. Если цена заменяемого товара на момент предъявляемого требования изменена, то перерасчет производится исходя из этой цены.

     Согласно  закону (ст. 25) обмену подлежат не все  товары надлежащего качества. Такое  право распространяется лишь на непродовольственные  товары, за исключением тех, которые  включены в специальный перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55. В этот перечень входят:

    1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми).

    2.   Предметы личной гигиены.

    3.  Парфюмерно-косметические товары.

    4.   Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и  синтетические ткани, нетканые  материалы типа тканей, метражные  товары из тканей и нетканых материалов - ленты, тесьма, кружева и другие аналогичные товары).

    5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

    6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).

    7   Товары бытовой химии.

    8.  Мебель бытовая (мебельные гарнитуры  и комплекты).

    9   Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из  драгоценных металлов со вставками  из полудрагоценных и синтетических  камней, ограненные драгоценные камни.

    10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредстаа бытового назначения.

    11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; кухонное оборудование; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные.

     Обмен доброкачественного товара в отличие  от недоброкачественного может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.

     Основания для обмена установлены достаточно широкие: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может   быть   использован   потребителем.   Такой   безграничный   перечень   делает практически нереальной возможность отказа в обмене в связи с отсутствием оснований для этого.

     Однако  отказ в обмене может последовать, если отсутствуют предусмотренные  законом условия обмена: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек. Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.

     При несогласии потребителя с отказом  в обмене он вправе предъявить к  продавцу соответствующий иск в суд.

     В случае отсутствия аналогичного товара в продаже в момент обращения  потребителя к продавцу потребитель вправе на свое в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо осуществить обмен товара при первом поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю об этом. Выбор способа действий в случае отсутствия товара в продаже принадлежит исключительно потребителю.

     Течение установленного для обмена срока  прерывается обращением потребителя в торговое предприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт обращения должен быть письменно зафиксирован. После обмена товара течение срока для нового обмена доброкачественного товара начинается заново со дня обмена, поскольку закон не ограничивает количество таких обменов.

     Если  продавец не сообщит потребителю  о поступлении аналогичного товара в продажу, последний вправе предъявить в суд иск о понуждении обменять товар или возвратить уменьшенную сумму и о взыскании причиненных убытков. 

     Право потребителя на судебную защиту.

     Защита  прав потребителей осуществляется судом.

     В случаях нарушения или оспаривания  прав потребителя, он вправе обратиться в суд с иском о защите своих прав и законных интересов. Судебное рассмотрение прав потребителей - одна из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечивает гласность и объективность разрешения конфликта, строгое соблюдение норм права, тем более что суд независим от ведомственных интересов и подчиняется только закону.

Информация о работе Защита прав потребителей