Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:33, контрольная работа
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители, исполнители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.
Введение………………………………………………………………………….….3
Законодательная защита прав потребителей………………...……………………4
Основные понятия, применяемые в Законе ………………………………………5
Понятие и особенности защиты прав потребителей……………………………..6
Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)………………………...7
Последствия продажи товара ненадлежащего качества………………………..14
Судебная защита прав потребителей……………………..……………………...15
Заключение………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы……..……………………………….……..…18
Введение…………………………………………
Законодательная защита прав потребителей………………...……………………4
Основные понятия, применяемые в Законе ………………………………………5
Понятие и особенности защиты прав потребителей……………………………..6
Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)………………………...7
Последствия продажи товара ненадлежащего качества………………………..14
Судебная
защита прав потребителей……………………..……………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……..……………………………….…….
Введение
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители, исполнители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.1
Экономические трудности середины 80-х годов привели к тому, что из лексикона практически исчезло слово "купить". Потребление представляло собой одну сплошную и непрерывную трудность, выразимую лишь одним роковым вопросом: "где достать".
Затем пришли рыночные реформы, вслед за ними - законы, защищающие интересы потребителей. Казалось бы, достаточно добиться появления справедливых законов, предоставляющих потребителям реальную возможность защитить себя от произвола производителей и продавцов, и все изменится. Однако жизнь показала, что закон – ничто, если его никто не применяет.
Ежедневно,
каждый из нас, покупая продукты, одежду,
предметы обихода, украшения и так далее,
не обращает внимания на правовую сторону
этих отношений. Необходимость оценки
своих действий, как потребителя и действий
продавца (изготовителя) с точки зрения
закона возникает у нас, к сожалению, лишь
после нарушения каких-либо прав. Однако,
даже зная свои права, отстоять свои интересы
бывает очень не просто. Именно поэтому
каждому потребителю необходима государственная
поддержка.
Законодательная защита прав потребителей
Российское законодательство либо полностью базируется, либо учитывает основной международно-правовой документ в данной области подготовленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС. Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе:
Конституции Российской Федерации- согласно статьям 20,30,37,41,42,43 граждане имеют право на жизнь, объединения в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и так далее, при нарушении прав каждый гражданин может обратиться в суд.
Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях
– статьи 146,147,149,150,157 и другие определяют
административную ответственность
за нарушения работниками
Уголовный
кодекс Российской Федерации –статья
200 предусматривает уголовную
Гражданский кодекс Российской Федерации. Первая его часть введена в действие с 1 января 1995 года, в ней говорится о предприятиях, юридических лицах, статусе граждан, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства и так далее. Вторая часть Гражданского кодекса введена в действие с 1 мая 1996 года, и регулирует предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан и так далее.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9января 1996 года, - регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.
Кроме
перечисленных законодательных
актов отношения в сфере защиты
прав потребителей регулируются другими
нормативными актами, применяемыми правительством
Российской Федерации, органами межотраслевого
управления.
Основные понятия, применяемые в Законе РФ « О защите прав потребителей»
В 1992 году в России был принят Закон "О защите прав потребителей", который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых в России. Тысячи потребителей с помощью этого Закона сумели защитить свои права. 16 января 1996 года вступила в действие новая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей".
Закон
издан для регулирования отношений, возникающих
между потребителями и предпринимателями,
установления прав потребителей на приобретение
товаров надлежащего качества, на безопасность
их жизни и здоровья, получения информации
о товарах и их изготовителях, просвещения
потребителей, государственной и общественной
защитой их интересов, объединения
в общественные организации потребителей,
а также определении механизма реализации
этих прав.
Понятие и особенности защиты прав потребителей
15 марта 1962 г. президент США Джон Кеннеди произнес речь, в которой провозгласил 4 основных права потребителей:
9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", которая закрепила 8 основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба.
Практически
все эти права нашли отражение
в российском законодательстве о
защите прав потребителей.
Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)
Право потребителя на качество товара предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере. . Нормы и характеристики, определяемые качество товара. Устанавливаются в государственных стандартах и в технических условиях предприятий-изготовителей. В этих же документах, а также в иной технической документации изготовителя определяется целевое назначение изделия.
Прежде всего, законодательство о защите прав потребителей распространяется на потребителей. Потребителем, согласно Закону, является гражданин, который приобретает и использует товары, либо намерен приобрести и использовать их для личных бытовых нужд. Из этого определения следует, что потребитель может быть только гражданин. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей не распространяется на предприятия, организации и учреждения, которые приобретают товары. Не распространяется оно и на коммерческие организации, приобретающие товары для использования их в предпринимательской деятельности, то есть для извлечения с их помощью прибыли.
Поэтому,
если гражданин, занимающийся предпринимательской
деятельностью в целях
Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов и другой литературы и так далее. 2
Вторым критерием качества товара в пункте 2 статьи 4 указана пригодность для целей обычного использования товара
Следующее право потребителя вытекает из права и обязанности изготовителя (продавца) в области установления строка службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар, (статья 5 Закона "О защите прав потребителей".)
На
товар, предназначенный для
Срок службы товара может исчисляться единицами времени, а также иными единицами изменения (километрами, метрами и прочими).
На продукты питания , парфюмерно-косметические товары, медикаменты , товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан установить срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара на который должен быть установлен срок службы или годности, но не установлен, запрещается.
Изготовитель обязан установить срок службы и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. 3
Первый перечень включает в себя восемь групп товаров: для детей, для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары , культтовары , спортивные товары прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.
Второй
перечень содержит большой описок продовольственных
товаров (включая продукцию
Согласно этому постановлению срок службы товаров должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации и товаре, предоставляемой потребителю.
На мой взгляд, в данной статье необходимо еще прокомментировать отличие гарантийного срока, от срока службы срока годности.
Гарантийный срок, в отличие от срока службы и срока годности, не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями Основное его назначение - установить период обнаружения недостатков товара, за которые виновное лицо несет ответственность.