Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:29, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ;
- ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ решение споров в судебном порядке.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…..3
1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ……...…..5
1.1. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками..5
1.2. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Замена товара ненадлежащего качества……….…………8
1.3. Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатком или расторжения договора…………………………………………………………12
1.4. Порядок обмена товара надлежащего качества……………………13
2. РЕШЕНИЕ СПОРОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ…………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………………..20
1.2. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Замена товара ненадлежащего качества……….…………8
1.4. Порядок обмена товара надлежащего качества……………………13
2. Решение споров в судебном порядке…………………………15
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
В
наших условиях, когда создан свободный
рынок, конкуренция, а продавцы заинтересованы
в полном удовлетворении запросов граждан,
вопросы защиты прав интересов граждан-
7
февраля 1992 года был принят
Федеральный Закон о Правах
Потребителей. В преамбуле этого
Закона указано - «Настоящий Закон
регулирует отношения,
Уже 19 лет Закон растет и развивается вместе с ростом и развитием нашей экономики. Последние поправки к закону 2007 года уже поспешили назвать потребительской революцией.
В связи с вышеперечисленным, выбранная тема контрольной работы является актуальной.
Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить защиту прав потребителей при продаже товаров;
-
проанализировать решение споров в
судебном порядке.
25 октября 2007 г. Президент подписал Федеральный закон "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации". Законопроект готовился более года. Его с нетерпением ждали миллионы российских потребителей, поскольку он направлен на ликвидацию ряда «дыр» в действующем законодательстве, позволяющих недобросовестным предпринимателям нарушать законные права и интересы граждан. Он также важен и для предпринимательского сообщества, поскольку делает более прозрачными их отношения с потребителями.
В
настоящее время, когда все большее
число покупок
Интересно, что, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные недостатки. Под недостатками понимается "несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара".
Недостатки
могут быть двух типов: явные, которые
обнаруживаются при принятии, осмотре
товара, и скрытые, которые выявляются
лишь только в процессе эксплуатации,
хранения или употребления товара.
Следует отметить, что если продавец
указал потребителю на явные и
скрытые недостатки товара при покупке,
то потребитель не имеет права
воспользоваться положениями
Однако, если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества и это не было оговорено продавцом, он имеет право по своему выбору предъявить одно из нижеуказанных требований:
-
безвозмездного устранения
-
соразмерного уменьшения
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула);
-
расторжение договора купли-
При
этом потребитель обязан возвратить
продавцу товар с недостатком, а
также потребовать полного
Что
касается технически сложных товаров,
потребитель имеет право
Анализ показывает, что сегодня наиболее часто нарушаются права потребителей при гарантийном обслуживании бытовой и электронной техники. Сроки устранения выявленных дефектов растягиваются на многие месяцы. Заменить неисправный товар становится невозможным, поскольку он объявляется дорогостоящим, а в этом случае для замены надо выявить в товаре существенный недостаток. К тому же в последнее время сложилась судебная практика, когда и требование вернуть деньги за вышедший из строя товар также стало обуславливаться наличием в нем существенного недостатка. В законе дано определение, что существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. Однако что можно считать несоразмерными расходами или затратами времени – определяет предприниматель. Вот и получалось, что доказать существенность недостатка потребителю удается далеко не всегда. С учетом всего этого в принятых поправках в статье 20 жестко регламентируется максимальное время на гарантийный ремонт – 45 дней. Если в этот срок не уложились, то потребитель вправе предъявить другое требование, предусмотренное законом: например, заменить товар ненадлежащего качества на другой товар или же потребовать вернуть уплаченные за него деньги. Также обговорена и ситуация, когда в товаре в течение гарантийного срока выявляются разные недостатки, также требующие устранения. Теперь, в статье 18 записано, что если срок устранения различных недостатков в течение одного года гарантийного периода в совокупности превысит 30 дней, у потребителя также появляется право на предъявление других требований.
По тем товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе по своему выбору предъявить следующие требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования предъявляются только продавцу и лишь в случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
Основным
условием для удовлетворения требований
потребителя является предъявление
им товарного или кассового чека,
а в отношении товаров, на которые
установлены гарантийные сроки,
- достаточно технического паспорта или
иного заменяющего его
Закон возлагает обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у определенного продавца.
На основании договора между потребителем и продавцом (изготовителем) доставка и возврат товара могут осуществляться силами потребителя, а расходы потребителю оплачивают продавец (изготовитель) или организация, выполняющая их функции.
Для устранения недостатков в товаре Законом устанавливаются разные сроки. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие год, месяц и число (например, 20 июля 2011 г.). Если срок исчисляемого месяца приходится на такой месяц, в котором нет соответствующей даты, то срок считается истекшим в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями по трудовому законодательству РФ являются выходные и праздничные дни.
Ст. 19 Закона определяет сроки устранения недостатков в купленном товаре.
Если недостатки товара проявились в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем, то потребитель имеет право на устранение этих недостатков.
Если
же гарантийный срок или срок годности
не установлены, потребитель имеет
право предъявить свои требования в
течение шести месяцев с
По окончании сроков, указанных в п.1 ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов на устранение недостатков товара в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности, а если срок годности не установлен, - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с момента их предъявления, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные п.3 ст.18 Закона, т. е. соразмерное уменьшение покупной цены товара или замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).
На
комплектующие детали технически сложного
товара могут быть установлены тоже
гарантийные сроки. Гарантийный
срок на комплектующие изделия
Недостатки,
выявленные в товаре, устраняются
изготовителем (продавцом) или организацией,
выполняющей функции
Согласно
п.2 ст.20 и п.1 ст.21 Закона на период устранения
недостатков, ремонта или замены
товаров длительного
В
случае устранения недостатков в
товаре гарантийный срок продлевается
на время, когда товар не эксплуатировался.
При устранения недостатков комплектующего
изделия или составной части
товара гарантийный срок на новое
комплектующее изделие и
Требования
о замене товара (ст.21 Закона) удовлетворяются
продавцом (изготовителем) или организацией,
выполняющей функции продавца (изготовителя),
на основании договора с ними в
течении 7 дней с момента предъявления
такого требования. Если возникает
необходимость дополнительно
Если в день обращения потребителя аналогичный для замены товар отсутствует, тогда он заменяется в течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.