Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 20:58, реферат
В Международной практике защита прав потребителей осуществляется со стороны государственных органов и общественности.
Консъюмеризм - это организованное движение потребителей за защиту их прав и возможностей более сильного воздействия на товаропроизводителей и продавцов.
Тема: Защита прав потребителей
В Международной практике защита прав потребителей осуществляется со стороны государственных органов и общественности.
Консъюмеризм - это организованное движение потребителей за защиту их прав и возможностей более сильного воздействия на товаропроизводителей и продавцов.
15.03.1962 г. президент США Дж. Кеннеди в своем выступлении определил основные права потребителей, которые считаются международными и сформулированы следующим образом:
Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», согласно которой правительства и потребительские движения государств- членов ООН, должны руководствоваться при разработке и укреплении политики и законодательства в области защиты прав и интересов потребителей.
«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» включают в себя следующие разделы:
I Цели: содействовать странам в обеспечении защиты потребителей, способствовать созданию структур производства и распределения, поощрять высокий уровень этических норм поведения продавцов, расширять международное сотрудничество
II Общие принципы:
III Руководящие принципы:
Закон Республики Беларусь '' О защите прав потребителей'' принят 09.01.2002 г и состоит из 7 глав:
1. Общие положения.
2.
Гражданско-правовая
3. Защита прав потребителя при продаже товара потребителю.
4.
Защита прав потребителя при
выполнении работ (оказании
5. Государственная защита прав потребителя.
6.
Общественная защита прав
7. Заключительные положения.
Права потребителя по Закону Республики Беларусь: (ст.3 гл.1)
Потребитель имеет право на:
Одно из основных прав потребителей – право на информацию о продавце, изготовителе, исполнителе и товаре.
Необходимая информация включает следующее:
Информация,
предоставляемая потребителю
В отношении продовольственных товаров потребитель должен точно знать их состав, включая пищевые добавки, вес, объем калорийность, если в состав продукта входят вещества противопоказанные при некоторых заболеваниях, то в таких случаях должна быть предупредительная надпись.
Что касается непродовольственных товаров, то обязательно должны быть перечислены основные потребительские свойства (на некоторые товары это требование не распространяется: письменные принадлежности, сумки), гарантийные обязательства (если тиковые имеются), правила эффективного и безопасного использования, срок службы, адреса изготовителей и предприятий, производящих ремонт.
Продавец должен доводить информацию о товарах в наглядной и доступной форме, на русском или белорусском языках, извещать потребителя о его правах.
Требования о предоставлении информации относятся и к стационарной и к передвижной торговой сети.
Информация о цене указывается на ценниках. На товаре должна быть обязательная маркировка - подписи, знаки, символы.
Требования к маркировке:
В стандартах на продукцию предусмотрено, что для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей необходимо выполнять определенные условия, поэтому маркировка должна содержать следующие указания:
Во всем мире принята определенная система предупреждений потребителя об опасности, которую может представлять тот или иной товар в определенных условиях.
Символы опасности сопровождаются надписями, выполняются черным цветом на оранжевом или желтом фоне.
Все импортные товары сопровождаются аннотацией на русском или белорусском языке. Американская бытовая техника должна быть адаптирована к существующей электрической сети. К нашим условиям подходит техника с европейскими стандартами (американская бытовая техника адаптирована для меньшего напряжения в электрической сети).
Электротовары западных фирм должны соответствовать определённым стандартам. На приборе должен стоять знак соответствия стандартам (приложение 1).
На
продовольственных товарах
Пищевые добавки с буквой ''Е''.
В странах европейского сообщества разработана система цифрового кодирования пищевых добавок с литерой ''Е'' (Европа):
Е 100 – 182 – красители;
Е 200 – 297 – консерванты;
Е 300 – 391 – регуляторы кислотности;
Е 399 – 501 – загустители;
Е 530 – 560 – препятствуют спеканию компонентов;
Е 620 – 641 – ароматизаторы;
Е 901 – 915 – желирующие вещества;
Е 916 – 930 – препятствуют слёживанию муки;
Е 950 – 967 – подсластители.
Пример: Е–330-лимонная кислота, Е-102-аскорбиновая кислота, Е-150-карамель, жженый сахар.
Одним из важных условий обеспечения прав потребителей является качественное обслуживание, поэтому потребитель должен знать о существующих правилах поведения продавца и о порядке предъявления претензий продавцу в случаях ненадлежащего обслуживания покупателя.
Правила поведения продавца.
Продавец обязан:
Продавец не имеет права: продавать недоброкачественные товары, обслуживать покупателей сидя, принимать пищу на рабочем месте, курить, читать, вести частные разговоры, покидать рабочее место, не закончив обслуживание покупателей.
Порядок предъявления претензий продавцу осуществляется в следующей последовательности:
Ответ на претензию даётся в течение 14 дней.
В претензии
обязательна должна быть ссылка на
статью закона ''О защите прав потребителей''.
Основные правила ведения розничной торговли в Республике Беларусь.