Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 20:58, реферат

Краткое описание

В Международной практике защита прав потребителей осуществляется со стороны государственных органов и общественности.

Консъюмеризм - это организованное движение потребителей за защиту их прав и возможностей более сильного воздействия на товаропроизводителей и продавцов.

Файлы: 1 файл

защита прав потребителей.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

       

      Тема: Защита прав потребителей

      В Международной практике защита прав потребителей осуществляется со стороны  государственных органов и общественности.

      Консъюмеризм - это организованное движение потребителей за защиту их прав и возможностей более  сильного воздействия на товаропроизводителей и продавцов.

      15.03.1962 г. президент США Дж. Кеннеди  в своем выступлении определил  основные права потребителей, которые считаются международными и сформулированы следующим образом:

    1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя.
    2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца.
    3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение.
    4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием.
    5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.
    6. Право на получение потребительского просвещения, приобретения всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.
    7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.
 

      Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году приняла  резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», согласно которой правительства и потребительские движения государств- членов ООН, должны руководствоваться при разработке и укреплении политики и законодательства в области защиты прав и интересов потребителей.

      «Руководящие  принципы для защиты интересов потребителей» включают в себя следующие разделы:

      I Цели: содействовать странам в обеспечении защиты потребителей, способствовать созданию структур производства и распределения, поощрять высокий уровень этических норм поведения продавцов, расширять международное сотрудничество

      II      Общие принципы:

      III     Руководящие принципы:

    1. физическая безопасность;
    2. содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов;
    3. нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг;
    4. система распределения основных потребительских товаров и услуг;
    5. меры, позволяющие потребителям получить компенсацию;
    6. программы просвещения и информирования;
    7. меры, касающиеся конкретных областей (продовольствие, водоснабжение, лекарственные препараты);
    8. международное сотрудничество.
 

      Закон Республики Беларусь '' О защите прав потребителей'' принят 09.01.2002 г и  состоит из 7 глав:

      1. Общие положения.

      2. Гражданско-правовая ответственность  за нарушение прав потребителя.

      3. Защита прав потребителя при  продаже товара потребителю.

      4. Защита прав потребителя при  выполнении работ (оказании услуг).

      5. Государственная защита прав  потребителя.

      6. Общественная защита прав потребителя.

      7. Заключительные положения.

      Права потребителя по Закону Республики Беларусь: (ст.3 гл.1)

      Потребитель имеет право на:

    1. Просвещение в области защиты прав потребителей.
    2. Информацию о товарах, работах, услугах, а также об их изготовителях, исполнителях, продавцах.
    3. Безопасность товаров (работ, услуг). (Обязательным требованием к качеству товаров является их безопасность для жизни, здоровья и имущества человека, остальные требования считаются второстепенными).
    4. Свободный выбор товаров (работ, услуг).
    5. Надлежащее качество товаров (работ, услуг).
    6. Возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных в следствие недостатков товара (работы, услуги).
    7. Государственную защиту своих прав.
    8. Общественную защиту своих прав.
    9. Обращение в суд или другие уполномоченные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров действительными для Республики Беларусь.
 

    Одно  из основных прав потребителей – право на информацию о продавце, изготовителе, исполнителе и товаре.

    Необходимая информация включает следующее:

    1. точные сведения о юридическом адресе продавца и о правилах реализации товаров;
    2. о качестве товаров, основных потребительских свойствах, цене, гарантийных обязательствах изготовителя;
    3. режим работы продавца.

    Информация, предоставляемая потребителю должна быть достоверной.

      В отношении продовольственных товаров потребитель должен точно знать их состав, включая пищевые добавки, вес, объем калорийность, если в состав продукта  входят вещества противопоказанные при некоторых заболеваниях, то в таких случаях должна быть предупредительная надпись.

      Что касается непродовольственных товаров, то обязательно должны быть перечислены основные потребительские свойства (на некоторые товары это требование не распространяется: письменные принадлежности, сумки), гарантийные обязательства (если тиковые имеются), правила эффективного и безопасного использования, срок службы, адреса изготовителей и предприятий, производящих ремонт.

      Продавец  должен доводить информацию о товарах  в наглядной и доступной форме, на русском или белорусском языках, извещать потребителя о его правах.

      Требования  о предоставлении информации относятся  и к стационарной и к передвижной торговой сети.

      Информация  о цене указывается на ценниках. На товаре должна быть обязательная маркировка - подписи, знаки, символы.

      Требования  к маркировке:

    1. место маркировки (на продукции, ярлыках, таре и т. д.);
    2. способ нанесения (гравировка, травление);
    3. содержание маркировки (наименование изделия, тип, серия, заводской номер) наименование предприятия и торговый знак.

      В стандартах на продукцию предусмотрено, что для обеспечения безопасности  жизни и здоровья людей необходимо выполнять определенные условия, поэтому    маркировка должна содержать следующие указания:

  1. Об условиях применения и мерах предосторожности при транспортировании, хранении и потреблении товаров;
  2. О безопасности товаров (пожаро- и взрывобезопасности);
  3. О сроках периодического осмотра и контроля товаров.

      Во  всем мире принята определенная система  предупреждений потребителя об опасности, которую может представлять тот или иной товар в определенных условиях.

Символы опасности сопровождаются надписями, выполняются черным цветом на оранжевом или желтом фоне.

      Все импортные товары сопровождаются аннотацией на русском или белорусском языке. Американская бытовая техника должна быть адаптирована  к существующей электрической сети. К нашим условиям подходит техника с европейскими стандартами (американская бытовая техника адаптирована для меньшего напряжения в электрической сети).

      Электротовары западных фирм должны соответствовать определённым стандартам. На приборе должен стоять знак соответствия стандартам (приложение 1).

      На  продовольственных товарах указываются  пищевые добавки:

      Пищевые добавки с буквой ''Е''.

      В странах европейского сообщества разработана  система цифрового кодирования пищевых добавок с литерой ''Е'' (Европа):

      Е 100 – 182 – красители;

      Е 200 – 297 – консерванты;

      Е 300 – 391 – регуляторы кислотности;

      Е 399 – 501 – загустители;

      Е 530 – 560 – препятствуют спеканию компонентов;

      Е 620 – 641 – ароматизаторы;

      Е 901 – 915 – желирующие вещества;

      Е 916 – 930 – препятствуют слёживанию муки;

      Е 950 – 967 – подсластители.

      Пример: Е–330-лимонная кислота, Е-102-аскорбиновая кислота, Е-150-карамель, жженый сахар.

       

       

      Одним из важных условий обеспечения прав потребителей является качественное обслуживание, поэтому потребитель должен знать о существующих правилах поведения продавца и о порядке предъявления претензий продавцу в случаях ненадлежащего обслуживания покупателя.

      Правила поведения продавца.

      Продавец  обязан:

      1. вежливо, предупредительно обслуживать покупателей;
      2. обеспечивать на рабочем месте порядок, сообщать администрации об отсутствии товаров и о замечаниях покупателей, соблюдать правила торговли, консультировать покупателей о товарах, предлагать новые взаимозаменяемые и сопутствующие товары, подготавливать товар к продаже.

      Продавец  не имеет права: продавать недоброкачественные  товары, обслуживать покупателей  сидя, принимать пищу на рабочем  месте, курить, читать, вести частные  разговоры, покидать рабочее место, не закончив обслуживание покупателей.

      Порядок предъявления претензий  продавцу осуществляется в следующей последовательности:

    1. Устные претензии излагаются продавцу.
    2. Если со стороны продавца не приняты меры по устранению претензий, то покупатель в праве предъявить письменные претензии. Письменные претензии оформляются в 2-х экземплярах. Один экземпляр предоставляется  продавцу,  на втором экземпляре должна быть подпись ответственного работника с сопровождающей надписью ''С претензией ознакомлен дата, подпись''.
    3. Если ответственный работник отказывается подписать претензию или отсутствует на рабочем месте, то покупатель отправляет претензию  по почте заказным письмом с уведомлением, с описью  вложения и копией кассового или товарного чека на приобретенный товар.
    4. В случае неудовлетворения претензии потребитель обращается в суд.

    Ответ на претензию даётся в течение 14 дней.

    В претензии  обязательна должна быть ссылка на статью закона ''О защите прав потребителей''. 

    Основные  правила ведения  розничной торговли в Республике Беларусь.

    1. На предприятии обязан соблюдаться режим работы и товарный профиль.
    2. Режим работы государственных предприятий устанавливается местными исполнительными органами, на предприятиях других форм собственности режим работы устанавливается собственником и согласовывается с исполкомом.
    3. Торговые и производственные помещения оборудуются в соответствии с  существующими  требованиями.
    4. На фасаде предприятия должна быть вывеска на государственном языке с указанием названия, собственника и режима работы.
    5. Запрещается прекращать доступ покупателей в связи с приближением перерыва или окончания работы. За 10 минут до закрытия торгового предприятия покупателей предупреждают об этом. Вход в кафе и ресторан прекращается за 30 минут до закрытия, а в другие предприятия общественного питания за 15 минут.
    6. О закрытии на ремонт покупатели извещаются за 5 дней до закрытия и на соответствующем объявлении указываются местонахождения ближайших аналогичных предприятий.
    7. В витринах выставляются только товары, имеющиеся в продаже.

Информация о работе Защита прав потребителей