Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ;
- ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ решение споров в судебном порядке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…..3
1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ……...…..5
1.1. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками..5
1.2. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Замена товара ненадлежащего качества……….…………8
1.3. Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатком или расторжения договора…………………………………………………………12
1.4. Порядок обмена товара надлежащего качества……………………13
2. РЕШЕНИЕ СПОРОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ…………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………………..20

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 41.47 Кб (Скачать)

     В районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза, если отсутствует  товар в момент заявления потребителя  об обмене, это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый  для очередной доставки товара. Это  происходит только в том случае, если необходимый для замены товар  отсутствует в день обращения  потребителя.

     Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть такой, который не был в употреблении.

     При замене товара гарантийный срок на новый товар исчисляется заново - со дня передачи его потребителю.

     Закон позволяет потребителю в каждом конкретном случае самому решить: оставить ли себе вещь, потребовав ее незамедлительного  бесплатного ремонта или соразмерного уменьшения цены; либо отказаться от товара, заменив его на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; или потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

     Исключение  составляют случаи, когда товар, в  котором выявлен недостаток, относится  к технически сложным или дорогостоящим. В этом случае покупатель вправе требовать  возврата уплаченной за такой товар  суммы либо предъявить требование о  его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю  такого товара.

     По  истечении этого срока указанные  требования подлежат удовлетворению в  одном из следующих случаев:

     - обнаружение существенного недостатка  товара;

     - нарушение установленных настоящим  Законом сроков устранения недостатков  товара;

     - невозможность использования товара  в течение каждого года гарантийного  срока в совокупности более  чем тридцать дней вследствие  неоднократного устранения его  различных недостатков.

     Недостаток  товара признается существенным, если:

     - носит неустранимый характер;

     - не может быть устранен без  несоразмерных затрат времени;

     - выявляется неоднократно;

     - проявляется вновь после его  устранения и т.п.

     Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать  ненадлежащим, а товар - имеющим существенный недостаток.

     Перечень  технически сложных товаров, в отношении  которых требование о замене может  быть предъявлено потребителем только при обнаружении в нем существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575. В этом списке - автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; мотоциклы, мотороллеры, снегоходы; катера, яхты, лодочные моторы; холодильники и морозильники; стиральные машины автоматические; персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

     Пленум  Верховного Суда РФ (Постановление  от 17 января 1997 года N2) также добавил, что наличие существенного недостатка в дорогостоящих и технически сложных товарах необходимо лишь при предъявлении потребителем требования об их замене.

     Согласно  п.5 ст.13 Закона требования потребителя  об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель  не предъявил требование об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишается возможности обратиться в суд с требованием о взыскании  неустойки. Это требование заявляется как самостоятельное, а также  может быть заявлено вместе с другими  требованиями. Как свидетельствует  судебная практика, суд при удовлетворении требования потребителя о взыскании  неустойки исходит из стоимости  товара в день вынесения решения  суда.

    1. Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатком          

                           или расторжения договора

     потребитель право товар обмен

     Ст.24 Закона определяет порядок перерасчета  цены товара, приобретенного потребителем. При замене товара с недостатком  на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.

     Требования, сформулированные в п.2 ст. 24, предполагают замену товара на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом цены за товар. Если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, представляемого взамен, то потребитель должен оплатить разницу, если же - наоборот, то потребителю выплачивается  разница суммы за товар. Цена товара, предоставляемого взамен, определяется в день предъявления требований потребителем, а в случае понижения цены - на день покупки товара потребителем. Если требования потребителя о перерасчете цены не были добровольно удовлетворены продавцом, то согласно п. 2 ст. 504 ГК РФ потребитель имеет право произвести расчеты исходя из цен товара на момент вынесения решения суда. Указанное требования должно быть исполнено в те же сроки, что и требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). За просрочку этого требования также предусмотрена неустойка.

     При расторжении договора купли-продажи  потребитель обязан возвратить товар  с недостатком и имеет право  на возмещение убытков. Если никаких  убытков у потребителя нет, то расчет между ним и продавцом  производится просто.

     При расторжении договора в случае повышения  цены на товар, расчеты, с потребителем производятся аналогичные возвращенному  товару с недостатками, исходя из цены на день удовлетворения требования потребителя  о расторжении договора купли-продажи. В случае снижения цены товара следует  исходить из цены товара на день его  покупки.

              1.4 Порядок обмена товара надлежащего качества

 

     Часто встречаются случаи, когда товар, купленный потребителем, - качественный, но по определенным причинам потребитель  не имеет возможности использовать его по назначению. Ст.25 Закона устанавливает  право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный  товар, в случае: если товар не подошел  ему по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону либо по иным причинам.

     Потребитель имеет право обменять товар в  течение 14 дней (не считая дня его  покупки). Если товар необходимо установить, подключить, то этот срок исчисляется  со следующего дня после осуществления  этих действий.

     Продавец  должен обменять товар, если: товар  не был в употреблении; сохранен его товарный вид, потребительские  свойства; сохранены пломбы, фабричные  ярлыки; у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.

     Требования  об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.

     Если  в день обращения потребителя  к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель имеет  право расторгнуть договор купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или  ожидать поступления необходимого товара в продажу. На продавца возлагается  обязанность сообщить потребителю  о поступлении в продажу аналогичного товара. Для этого потребитель  должен оставить продавцу свои адрес  и телефон, по которым он будет  извещен о поступлении в продажу  товара.

     Однако  не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждается Правительством РФ. В него входят: изделия  из драгоценных металлов, драгоценных  и полудрагоценных камней; ткани  из всех волокон и другие метражные товары; бельевой трикотаж для взрослых и детей; купальники, нижнее белье, в том числе и спортивные; белье для новорожденных и ясельного возраста; белье постельное; предметы женского туалета; чулочно-носочные изделия; штучные текстильные товары; парфюмерно-косметические товары; товары бытовой химии; изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи; предметы личной гигиены.

 

                 2. Решение споров в судебном порядке

 

     Если  все-таки продавец отказывается в досудебном порядке удовлетворять просьбу  потребителя о замене товара, уменьшении цены или возврате уплаченной за него суммы, у потребителя есть возможность  обращения в общественные организации  по защите прав потребителей, таких  как «Союз покупателей РФ»  или Союз Потребителей Российской Федерации  с претензиями или напрямую в  судебную инстанцию.

     Законодательство  предусматривает имущественную, административ-

ную и  уголовную ответственность за нарушение  прав потребителей.

     Согласно  Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», где в статье 17 этого закона говорится: потребитель  освобождается от уплаты государственной  пошлины (п.3 ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей") за предъявления иска по защите прав. Иск предъявляется  в один из судов по выбору потребителя (п.7 ст.29 ГПК РФ). А именно: по месту  жительства (т.е. по месту жительства истца), или по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или месту  исполнения договора. Исковое заявление  подается судье на личном приеме или  же посылается по почте (то есть заказным письмом с уведомлением о вручении). Если документы отправляются в суд  по почте, то следует сохранить почтовую квитанцию (на тот случай, если конверт  потеряется на почте). Если потребитель  оказался не доволен решением суда, то он имеет право обжаловать вынесенное решение в судах высшей инстанции  и в кассационном суде. Решения  всех судов России, Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в кассационном порядке (полностью или частично). Так, кассационная жалоба подается потребителем, ответчиком (продавцом, изготовителем, исполнителем) или другими лицами, которые принимают участие в  деле. Затем прокурор или его заместитель  приносит кассационный протест. Это  протест может быть принесен по любому делу, даже по тому делу, в рассмотрении которого прокурор не принимал никакого участия. Согласно статье 283 ГПК кассационные жалобы и протесты рассматриваются вышестоящим судом. Так, к вышестоящим инстанциям относят областной и краевой суды. Потребитель подает кассационную жалобу в вышестоящие органы и по ней прокурор имеет право принести протест против решения суда, который рассматривал ваш спор с ответчиком в районном суде. Самым быстрым и доступным способом проверки правильности судебного решения является кассационное обжалование. Стоит иметь в виду, что право на обжалование ограничено определенным сроком. Так, согласно статье 284 ГПК кассационная жалоба может быть подана только в течение 10 дней после вынесения решения суда. Жалоба, поданная позже, остается без рассмотрения и возвращается. Однако в случае пропуска срока по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.д.), срок может быть судом восстановлен и жалоба принимается к рассмотрению.

     Одна  из примет последних лет - появление  ранее не встречавшихся в судебной практике категорий гражданских  дел, предметом которых стали  требования о защите прав неопределенного  круга лиц.

     Традиционно российские суды общей юрисдикции в  порядке гражданского судопроизводства осуществляли защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей. При рассмотрении же названных категорий  дел защищаются однородные права  и интересы неопределенного круга  лиц. Например, при массовой продаже  через торговые сети некачественных товаров. При применении норм статьи был решен вопрос о допустимости иска о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя) денежных сумм в возмещение морального вреда, причиненного неопределенному  кругу лиц. Суммы взыскиваются во внебюджетные фонды районов, областей и краев.

     В случае удовлетворения такого иска суд  обязывает ответчика прекратить противоправные действия и обязывает  правонарушителя сообщить о решении  суда в установленный срок через  средства массовой информации или иным способом потребителю, а именно посредством  печатных изданий и местного телевидения. Такое извещение необходимо для устранения последующих аналогичных нарушений в области защиты прав потребителей.

 

                                            Заключение

 

     Законодательство  защищает права и определяет механизмы  реализации этой защиты. Знание своих  основных прав поможет правильно  вести себя в ситуациях нарушений  этих прав, с которыми приходится сталкиваться.

     Право на качество: означает, что продавец должен передать потребителю  качественный товар, а исполнитель  качественно выполнить работу (оказать  услугу).

     Право на безопасность: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны  для жизни, здоровья, имущества потребителя  и окружающей среды. Требования, которые  должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются  в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

     Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую  и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и  кем это изготовлено, как и  когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель  должен получить точное представление  об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Информация о работе Защита прав потребителей