Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 00:21, реферат
Законодательство о защите прав потребителей Закон об охране прав потребителей появился во многих западноевропейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.
Законодательство о защите прав потребителей Закон об охране прав потребителей появился во многих западноевропейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации, является закон РФ “О защите прав потребителей” введенный в действие 7 апреля 1992 года.
Закон регулирует
отношения, возникающие между
Закон не содержит каких либо общих критериев разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.
Закон не распространяется на потребителей юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан) , если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.
Под личными
бытовыми нуждами следует понимать
удовлетворение бытовых потребностей
не только гражданина, который непосредственно
приобрел данный товар, но также и
любых других граждан, которые пользуются
вещью на законных основаниях с согласия
непосредственного
Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т.е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.
Одним из важнейших прав потребителя является право на получение товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона) .
Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245 Гк) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям.
Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.
1. Закон в отличие от Гк не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов.
Законом РФ от 28 мая 1992г. "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и “Закона о защите прав потребителей” .
В законе РФ “О
поставках продукции и товаров
для государственных нужд”
2. ГК отсылает
обычно предъявляемым
Закон предал обычно
предъявляемым требованиям
3. Закон дополнительно
ввел новый критерий
Специфическим
правом потребителя в сфере торгового
обслуживания является право на обмен
товаров ненадлежащего
Согласно Закону (ст. 23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.
Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.
Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск. Безопасность товаров (работ, услуг) .
Введеный в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг” , “О стандартизации” , “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.
Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг) , потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.
Закон “О защите
прав потребителей” (ст. 5) устанавливает,
что потребитель имеет право
на то, чтобы товары (работы, услуги)
при обычных условиях их использования,
при их хранении и транспортировке
были безопасны для его жизни,
здоровья, окружающей среды, а также
не причиняли вреда его имущества.
В целях обеспечения
Безопасность
должна обеспечиваться при разработке
и изготовлении товаров, путем обеспечения
возможности его ремонта и
технического обслуживания. Ответственность
за определение необходимости и
разработку специальных правил несет
изготовитель (исполнитель) . это обстоятельство
важно, поскольку распределение
обязанностей между государственными
органами, исполнителями (изготовителями)
и продавцом может иметь
Закон требует
не только довести до сведения потребителя
специальные правила
Каждый из органов,
контролирующих безопасность товаров,
реализует предоставленные ему
полномочия в закрепленной области
или по определенной группе товаров
(работ, услуг) в соответствии со своей
компетенцией, установленные
Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка) , который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально-исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.
Закон “О защите
прав потребителей” не ограничивается
установлением порядка и формы
правового регулирования
На сертифицированные товары в установленном порядке выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.
Продукция прошедшая сертификацию и выпускаемая предприятиями может оказаться фактически не соответствующей установленным требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред - принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.
Закон недостаточно
четко дифференцирует обязанности
изготовителей (исполнителя) и продавцов
в случае выпуска продукции с
нарушением требований к безопасности.
Необходимые меры должны приниматься
немедленно, независимо от того, кем
установлены эти факты и
Законом установлено, что за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п. 5 ст. 5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п. 2 ст. 41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации) .
Изготовитель обязан: ·
обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству; ·
представить продукцию на сертификацию; ·
разработать специальные
правила использования
установить срок службы (годности) продукции; ·
обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации; ·
в установленных
случаях приостановить
в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб;
Продавец обязан: ·
обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности; ·
обеспечить доведение
до потребителя необходимой
в установленных
случаях приостановить
в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.
Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст. 12 Закона.
Срок службы (годности) Гарантийный срок Согласно п. 2 ст. 5 Закона на товары (результаты работ) , использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей устанавливается срок службы (годности) .
Сущность этих сроков состоит в том, что использование соответствующих товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или даже невозможно ввиду достижения предельного технического состояния или приобретения каких-либо вредных качеств в результате их использование становится опасным.
Сроки службы устанавливают
обычно для машин, приборов и других
товаров длительного