Права потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 00:21, реферат

Краткое описание

Законодательство о защите прав потребителей Закон об охране прав потребителей появился во многих западноевропейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

Файлы: 1 файл

о защите прав потребителей.docx

— 24.66 Кб (Скачать)

В течение этого  срока изготовитель (исполнитель) несет определенные обязанности, направленные на обеспечение возможности использования продукции, и ответственность за их неисполнение или не надлежащее исполнение.

Согласно Закону продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок реализации, который устанавливается  для ряд скоропортящихся товаров (молоко и молочные изделия и т.д.) . Предельный срок реализации указывается на упаковке, таре, в накладной.

Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими  свои потребительские свойства и  не могут быть реализованы потребителю. Но Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.

Закон не содержит никаких разъяснений о существе понятия “гарантийный срок” . Впервые  он упоминается в ст. 12 Закона как  срок, в течении которого могут выявляться недостатки товара. В ст. 18 гарантийный срок также трактуется как временной период обнаружения недостатков товара. При этом указывается, что он устанавливается изготовителем. таким же образом характеризуется гарантийный срок и на выполненную работу (оказанную услугу) в ст. 30 Закона. Однако кем он устанавливается, в этом случае не указано.

Гражданский кодекс РСФСР в главе о договоре поставки продукции (ст. 263 Гк) предусматривает, что сроки и порядок установления покупателем недостатков поставленной ему продукции которые не могли быть обнаружены при обычных условиях приемки, и предъявления поставщику претензий, вытекающих из поставки продукции не надлежащего качества определяются законодательством.

Таким образом, речь идет о сроках, в течение  которых могут устанавливаться  скрытые недостатки. Той же статьей  предусмотрено, что в отношении  продукции, предназначенной для  длительного пользования или  хранения, стандартами и техническими условиями могут предусматриваться  более длительные сроки для установления покупателем указанных недостатков - гарантийные сроки.

Договорами могут  устанавливаться гарантийные сроки, если они не предусмотрены стандартами  или техническими условиями, а также  гарантийные сроки более продолжительные чем предусмотренные ГОСТ и ТУ.

Статьей 248 ГК указанные  положения по существу, распространены на договор розничной купли-продажи.

В соответствие с Законом гарантийный срок это  удлиненный (по сравнению с установленным  в законе) срок для выявления недостатков  товаров (работ, услуг) которые не могут  быть обнаружены при его обычной  приемке (скрытые недостатки) .

Гарантийные сроки  и сроки службы (сроки, установленные  Законом) исчисляются со дня продажи  товара потребителю. Если день продажи  установить невозможно, эти сроки  исчисляться со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обувь, одежда и т.п.) такие сроки  исчисляются с момента наступления  соответствующего сезона, определяемого  правительствами РФ и республик  в его составе исходя из территориальных  климатических условий местонахождения  потребителя.

При продаже  товаров по образцам, по почте, а  также в других случаях, когда  момент заключения договора купли-продажи  не совпадает с передачей товара потребителю, эти сроки исчисляются  со дня доставки товара потребителю, а если товары нуждаются в специальной  установке (подключении или сборке) со дня их производства.

Гарантийные сроки  на результаты работ, услуг должны исчисляться  со дня принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее принятия по вине потребителя - со дня установленного договором срока исполнения услуги.

Последствия продажи  товара с недостатками. Под товаром  с недостатками понимается товар  ненадлежащего качества, не соответствующий  требованиям ст. 14 Закона.

Ст. 17 Закона установлено  что потребитель, которому продан товар  с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: · безвозмездно устранить недостатки товара или  возместить расходы на исправление  недостатков потребителем ибо третьим  лицом; · заменить на товар аналогичной  марки (модели, артикула) ; · заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; · расторгнуть договор и возместить убытки.

Упомянутые требования могут быть предъявлены потребителем по своему выбору продавцу или торговому  предприятию, по месту нахождения потребителя, которое создано продавцом или  выполняет соответствующие функции  на основе договора с ним.

Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о  безвозмездном устранении недостатков  товара и по истечении гарантийных  сроков. Такое требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если он не установлен - в течение 10 лет, когда в товаре выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если требование не удовлетворено в предусмотренный  срок 10 дней, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные ст. 17 Закона.

При расторжении  договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения  цены исходя из стоимости товара на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости товара на момент покупки.

Все обязанности, которые возлагает Закон на продавца некачественного товара, могут быть выполнены им непосредственно, за исключением  одной - устранения недостатков товара. В связи с этим необходимо рассмотреть  не только вопрос о субъекте, несущем  ответственность перед потребителем, а также обязанности третьих  лиц, предусмотренные Законом.

Должники несут  перед потребителем солидную ответственность. В случае, если изготовитель полностью или частично отказался удовлетворить требование третьего лица о возмещении расходов и уплате вознаграждения, спор должен решаться в судебных органах в общем порядке по иску третьего лица.

Информация о работе Права потребителей