Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:42, дипломная работа
Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно
право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права
определяют позицию и возможности действия органов государственной власти
по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие
возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются
возможности регулирования посредством способов правового воздействия на
граждан
Введение……………………………………………....…………………………........3
Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6
§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6
§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19
§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29
Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35
§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35
§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового
регулирования……………………………………………………………..………43
Заключение….............................................................................................................68
Список использованной литературы.......
Правовое воздействие относится к числу социальных феноменов, которым присуща социальная субъективность, выражаемая в сознательном отношении, как к цели, так и к выбору способов и методов, продолжительности, степени интенсивности и т.п. воздействия. Именно сознательное, рациональное начало предопределяет начало волевое, т.е. динамизм, силу и активность воздействия.
Сознание должно непременно присутствовать при правовом воздействии, поскольку воздействовать правом можно лишь в той мере, в какой действия людей подвластны их сознанию. Именно действия людей, а не сами люди как таковые, имеют значение для закона, а, следовательно, для регулирования и воздействия.
С.А. Комаров определяет правовое воздействие как результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)10. Например: решение суда или иного органа, вступившее в законную силу, где участвуют ответчик, истец и непосредственно суд, применяя соответствующие правовые нормы, а далее судебные приставы, исполняющие решение суда.
По мнению А.П. Баранова, «правовым регулированием стоит считать совокупность правовых норм, определяющих порядок общественных отношений в определенной области права независимо от того, насколько активно они воздействуют на эти общественные отношения»11. Однако позволим себе не согласиться с данным утверждением, поскольку в данном случае среди элементов (составных частей) правового регулирования выделяются только правовые нормы, хотя его элементный состав ими не ограничивается.
Правовое регулирование, в свою очередь, представляет собой организованное упорядоченное, институционное воздействие на поведение и деятельность социальных субъектов и их отношения юридическими средствами с целью получить необходимый развитию общества результат. Цель этих возможных воздействий диктует необходимые формы и средства - запреты, дозволения, позитивные обязывания, но во всех случаях регулятивное воздействие адресовано человеку, каким бы ни было его социальное место, каким бы статусом он ни обладал.
Исходя из изложенного выше, дадим собственные определения основным понятиям данного исследования:
Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.
Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.
Процесс правового воздействия начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цель всех средств в совокупности – обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения. Воздействие – это в конечном итоге результат. Регулирование – процесс, инструмент, способ.
Исследователи выделяют основные признаки правового регулирования:
- правовое регулирование – это один из видов социального регулирования, т.е. регулирования, существующего в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений. Социальное регулирование осуществляется разными регуляторами, среди которых первостепенную роль играют социальные нормы – право, мораль, обычаи и т.д. Право – один из важнейших социальных регуляторов в условиях государственно организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование – один из важнейших видов социального регулирования.
- правовое регулирование – это в основе своей государственное регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и, следовательно, является государственным регулятором общественных отношений. Тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными органами и организациями или непосредственно народом, не меняет существа дела, так как негосударственные органы и организации, а также народ устанавливают нормы позитивного права с согласия или прямого разрешения (санкции) государства.
- правовое регулирование – это определенное воздействие на общественные отношения. Право, регулируя общественные отношения, известным образом воздействует на них, в связи, с чем правовое регулирование рассматривается в юридической науке обычно в качестве одной из форм воздействия права на общественные отношения.
- правовое регулирование – это
воздействие на общественные
отношения, осуществляемое при помощи
норм позитивного права и
- правовое регулирование – это
такое воздействие на
Другой авторский коллектив13 выделяет особенности механизма правового регулирования, среди которых:
- тесная связь с государством, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;
- опора на возможность
применения принудительной
- наличие пределов воздействия на общественные отношения;
- направление на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений;
- содействие развитию
и утверждению новых
- осуществляется при помощи
системы правовых средств и
методов правового
Особенность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения. Здесь проявляется искусство правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие последствия.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется посредством различных способов, которые в своей совокупности представляют собой механизм. В связи, с чем в нашем исследовании появляется новое понятие – механизм правового регулирования. Данное понятие большинством ученых трактуется почти одинаково, за основу они берут слово механизм, который в обыденном сознании представляет собой совокупность средств. Вопрос заключается только в том, из каких элементов состоит эта совокупность и для каких целей она образована.
Вообще механизм (от греч. mechane – машина) – система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел14. Механизмом также называют систему, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности15.
Слово механизм применительно к явлению правового регулирования трактуется по-разному. Например, А.В. Малько представляет «механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»16.
Понятие «механизм правового регулирования» уже встречается в российских законодательных актах. Тем не менее, в настоящее время существует несколько подходов к его пониманию. Взгляды разных ученых на механизм правового регулирования имеют по своей сути несущественные отличия, им свойственны дополнения, но, тем не менее, способствуют дискуссиям и не приводят к единому однозначному определению. И это естественный процесс, так как теория права продолжает развиваться.
Изучение механизма правового регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С.С. Алексеева, в частности его монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» и «Теория права», где отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм правового регулирования» стала употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д.
По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время понятие «механизм правового регулирования» применяется как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде17.
В связи с тем, что механизм правового регулирования является сложным понятием, включающим систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другого сложного понятия, такого, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении. Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система – более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: право, юридические учреждения, осуществляющие юридическую политику, правовую идеологию и т.д. Механизм правового регулирования – динамично работающий компонент правовой системы общества, одной из тенденций развития которой, является как раз совершенствование этого механизма. Кроме того, следует помнить, что механизм правового регулирования – такая совокупность юридических инструментов, которая всегда нацелена на содействие удовлетворению конкретных интересов субъектов. Правовая же система нацелена на более широкую сферу отношений, призвана гармонизировать с помощью имеющихся в обществе юридических рычагов практически все существующие в рамках права интересы.
«Однако уровень механизма правового регулирования зависит не только от состояния законодательства, - считает А.И. Бобылев. – Важно и реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права»18. По нашему мнению, - это одна из насущных проблем Российского права, в решении которой должен быть заинтересован каждый член общества.
А.В. Малько указывает, что цель механизма правового регулирования – обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права19.
В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.20
Понятие механизма правового регулирования призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны. «Оно позволяет:
- собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и обрисовать их как целостность;
- представить их в работающем
виде, что характеризует
- выявить специфические
функции, которые выполняют те
или иные юридические явления
в правовой системе, показать
их связь между собой и
Анализируя сказанное, по нашему мнению, под механизмом правового регулирования понимается система правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового регулирования позволяет:
Рассмотренная позиция понимания механизма правового регулирования как совокупности правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, является дискуссионной, по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является работа механизма в целом как единого целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового регулирования, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.22