Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:42, дипломная работа
Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно
право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права
определяют позицию и возможности действия органов государственной власти
по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие
возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются
возможности регулирования посредством способов правового воздействия на
граждан
Введение……………………………………………....…………………………........3
Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6
§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6
§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19
§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29
Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35
§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35
§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового
регулирования……………………………………………………………..………43
Заключение….............................................................................................................68
Список использованной литературы.......
«Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями»35. В зависимости от сочетания дозволений и запретов, используемых при регулировании общественных отношений, принято выделять два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.
В основе общедозволительного типа правового регулирования лежат общее дозволение и частные запреты. Правовое регулирование общественных отношений строится по принципу: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. То есть государство, используя данный тип регулирования общественных отношений, дозволяет их участникам совершать любые действия, кроме прямо запрещенных законом. Этот тип правового регулирования способствует проявлению участниками общественных отношений активности и самостоятельности и наиболее всего распространен в частном праве.
Разрешительный тип правового регулирования является прямо противоположным общедозволительному. В его основе лежат уже общий запрет и частные дозволения, а правовое регулирование строится по принципу: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено. Это значит, что участники общественных отношений могут совершать только те действия, которые прямо разрешены законом. Все другие действия им совершать запрещается. Данный тип правового регулирования связан преимущественно с государственным управлением и имеет наибольшее распространение в публичном праве. Так, органы государства и должностные лица как субъекты, наделенные властными полномочиями, могут осуществлять свою деятельность только в пределах предоставленной им компетенции, т.е. того, что дозволено законом. Все, что находится за пределами их компетенции, им запрещено.
Стоит упомянуть, что в недавнем прошлом некоторые авторы36 выделяли еще один тип правового регулирования – дозволительно-обязывающий, в основе которого, по их мнению, лежат позитивные юридические обязанности. Сторонники данной точки зрения считают, что этот тип правового регулирования осуществляется применительно к государственным органам и строится по принципу: дозволено только то, что предписано законом, поскольку право государственным органам предоставляется лишь в том объеме, который необходим для выполнения ими своих обязанностей.
§ 3. Стадии правового регулирования
Правовое регулирование общественных отношений принято рассматривать как длящийся во времени процесс, который в своем развитии проходит определенные стадии. Вместе с тем различные авторы выделяют в этом процессе разное число стадий, именуя их тоже по-разному. Более того, чуть ли не принципиальным является вопрос о выделении такой стадии, как правотворчество – стадии, которая связана с установлением, изменением и отменой норм права. Одни исследователи считают правотворчество начальной стадией процесса правового регулирования, хотя и называют ее по-разному, другие же полагают, что правотворческая деятельность лежит за пределами правового регулирования и предшествует ему.
Не вдаваясь в анализ имеющихся по данному вопросу мнений, считаем возможным предложить компромиссное решение, суть которого заключается в том, что процесс правового регулирования можно рассматривать как с широких, так и с узких позиций.
«При широкой трактовке в процессе правового регулирования представляется возможным выделить две стадии: стадию правовой регламентации общественных отношений и стадию действия норм права»37. Стадия правовой регламентации общественных отношений связана с правотворчеством. На этой стадии осуществляется разработка и установление норм права (слово «регламентация» означает установление определенных правил, разработку распоряжений, предписаний). По своему характеру она является подготовительной, поскольку здесь правового регулирования как такового, т.е. реального, фактического воздействия права на общественные отношения, еще не существует. Однако разработка и установление правовых норм играют в процессе правового регулирования роль организующего начала, без которого правовое регулирование общественных отношений вообще начаться не сможет. На этой стадии создается нормативная основа, то есть создаются и возводятся в закон нормы права, которые регламентируют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса, очерчивая круг их возможных прав и обязанностей. Правовой статус гражданина устанавливается Конституцией РФ, законодательством и иными нормативно-правовыми актами, а правовое положение организаций – нормативными актами, устанавливающими их компетенцию (объем прав и обязанностей). На этой стадии осуществляется общее неперсонифицированное воздействие права, реализуются информирующие возможности права, оказывается воздействие на сознание, волю, следовательно, на активное поведение людей в сфере правового регулирования. Стадия действия норм права связана с функционированием правовых норм. На этой стадии при наличии юридических фактов правовые нормы порождают различные юридические последствия. Происходит конкретизация и индивидуализация прав и обязанностей, то есть участники ситуации наделяются способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации. У конкретного человека появляется конкретное право обращения в суд, а у суда появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению. Эта стадия работы правоотношения (активного элемента правового регулирования). Логически размышляя к двум предыдущим стадиям можно добавить стадию реализации субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии правовые нормы воплощаются в фактическом поведении участников правоотношений, достигается правовой результат, эффект. Реализуются в жизнь те права и обязанности конкретных субъектов, которые у них имеются в конкретном правоотношении. Эта стадия может занимать длительный временной период (трудовые, брачные отношения).
«При узкой трактовке процесс правового регулирования – это процесс функционирования, действия норм права. При таком подходе правотворчество из процесса правового регулирования исключается, а правовое регулирование рассматривается только как процесс фактического воздействия норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования, при его узкой трактовке, можно выделить три основных и одну дополнительную (факультативную) стадии. К основным стадиям относятся: стадия общего действия норм права, стадия возникновения субъективных прав и обязанностей и стадия реализации субъективных прав и обязанностей. К дополнительной стадии относится стадия применения права»38.
Стадия общего действия норм права является начальной стадией процесса правового регулирования (при его узкой трактовке). На этой стадии правовое регулирование носит самый общий характер и выражается в упорядочении не конкретных (единичных) общественных отношений, а тех или иных их видов. Нормы права, являясь правилами поведения общего характера, рассчитаны не на единичные отношения, а на неопределенное множество типичных отношений. Поэтому вступив в силу, они распространяют свое действие прежде всего на соответствующие виды общественных отношений, подчиняя их единому общему порядку. Они определяют: кто может быть участником (субъектом) данного вида общественных отношений; какие юридические права и обязанности эти субъекты могут иметь; при каких условиях, обстоятельствах данные права и обязанности у субъектов могут возникнуть; какие неблагоприятные последствия ожидают субъектов в случае злоупотребления ими своими юридическими правами, неисполнения ими своих юридических обязанностей и вообще отступления от того, что предписано правовыми нормами.
Общее действие норм права – это по сути своей нормативный уровень правового регулирования, на котором происходит упорядочение тех или иных видов общественных отношений. Однако правовое регулирование не сводится к упорядочению только видов общественных отношений. В процессе правового регулирования осуществляется упорядочение также конкретных, единичных общественных отношений. Поэтому всякий раз, когда осуществляется упорядочение конкретных общественных отношений, происходит переход с нормативного уровня правового регулирования на его индивидуальный уровень. Этот переход связан, как правило, с вступлением правового регулирования в стадию возникновения субъективных прав и обязанностей, которая является второй стадией процесса правового регулирования.
Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей характеризуется возникновением у конкретных субъектов, участников конкретных общественных отношений, конкретных юридических прав и обязанностей, которые в юриспруденции принято называть субъективными. Юридические права и обязанности, закрепленные в нормах права, при наличии обстоятельств, предусмотренных этими же нормами (гипотезами этих норм) и именуемых юридическими фактами, становятся субъективными правами и обязанностями, поскольку начинают принадлежать конкретным субъектам-участникам конкретных общественных отношений. В связи с эти данные общественные отношения складываются как правоотношения. Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования связана с возникновением правоотношений, в которых регулирующую роль выполняют субъективные права и обязанности, ибо они выступают в качестве меры возможного (субъективные права) и должного (субъективные обязанности) поведения.
После возникновения субъективных прав и обязанностей и соответственно правоотношений процесс правового регулирования переходит обычно в стадию реализации субъективных прав и обязанностей, которая является третьей, заключительной стадией. Реализация субъективных прав и обязанностей получает свое выражение в поведении участников конкретных правоотношений. Реализуя свои субъективные права, участники конкретных правоотношений совершают дозволенные нормами права действия, а реализуя свои обязанности, либо совершают предписанные нормами права действия, либо воздерживаются от запрещенных нормами права действий.
При регулировании конкретных общественных отношений процесс правового регулирования нередко проходит еще одну стадию – стадию применения права. Под применением права принято понимать деятельность государственных (в некоторых случаях и негосударственных) органов и организаций, связанную с конкретизацией (индивидуализацией) предписаний правовых норм, которая оформляется официальным документом, именуемым актом применения права. Акт применения права, конкретизируя предписания правовых норм, определяет меру возможного или должного поведения участников конкретных правоотношений, т.е. их субъективные права и обязанности, а также обеспечивает реализацию этих прав и обязанностей.
Необходимость в стадии применения права возникает в двух случаях: во-первых, когда субъективные права и обязанности, а, следовательно, и конкретные правоотношения, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности и, во-вторых, когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения. В первом случае стадия применения права вклинивается между первой и второй основными стадиями процесса правового регулирования, во втором – между второй и третьей. Поскольку процесс правового регулирования конкретных общественных отношений проходит стадию применения права не всегда, эта стадия и считается дополнительной или факультативной.
В связи с тем, что правовое регулирование общественных отношений может проходить либо три, либо четыре стадии, можно выделить три модели процесса правового регулирования. Первая модель имеет три стадии: стадию общего действия норм права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей и стадию реализации субъективных прав и обязанностей. Вторая модель имеет четыре стадии: стадию общего действия норм права, стадию применения права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей и стадию реализации субъективных прав и обязанностей. Третья модель имеет тоже четыре стадии: стадию общего действия норм права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей, стадию применения права и стадию реализации субъективных прав и обязанностей.
Глава II. Элементы механизма правового регулирования
§ 1. Правовые средства: понятие и виды
Хотя термин «правовые средства» можно встретить уже в трудах дореволюционных русских ученых-юристов, единство взглядов в вопросе о сущности правовых средств пока еще не достигнуто, и признаваемое всеми научное определение данных феноменов до сих пор не выработано. Например, по мнению Б.И. Пугинского, правовые средства представляют собой «сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества», а в более узком значении – «юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов)»39. В этом определении заложено понимание правовых средств исключительно в деятельностном аспекте, который представляет собой систему действий и операций субъектов с использованием правовых форм и установлений, который направлен на выполнение поставленных перед правовой деятельностью задач – правотворчество, правореализация, правоприменение, толкование.
Другой точки зрения придерживается С.С. Алексеев, который определяет правовые средства и способы как субстанциональные институционные установления и формы, использование которых приводит в действие силу (энергию) права и благодаря этому способствует наступлению реального, фактического социально-экономического результата, дает нужный эффект в социальной жизни40. В другой работе он характеризует их как «объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу»41. В этом вопросе его поддерживает В.А. Сапун: «Правовые средства – институционные образования (установления, формы) правовой действительности, использование которых в специальной правовой деятельности приводит к достижению определенного результата в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на современном этапе»42. Данный подход характеризуется публичностью и обозримостью, то есть институциональностью. Институциональность присуща как праву в целом, так и отдельным его инструментам43. Кроме того, в данных определениях основное внимание акцентируется на правовых средствах как правовых установлениях. В отличие от правовой деятельности правовые установления составляют субстанцию права, т.е. явления-регуляторы, образующие вещество, узловые пункты права, первичные центры правовой действительности, вокруг которых группируются иные правовые явления: нормы права, правоотношения, правоспособность, правомочия и компетенция, субъективные права и обязанности, договоры, юридическая ответственность и меры защиты и др. Разновидностью такой категории являются технико-юридические средства преодоления правоприменительных ошибок. В нее также входят и разнообразные правовые формы, которые в силу единства содержания и формы права, его институционного характера находятся в неразрывном единстве с правовыми установлениями – законодательные и иные нормативно-правовые акты, индивидуальные акты и иные юридические документы, юридическая техника как система правил и приемов подготовки законодательных и других нормативно-правовых актов, иных юридических документов.