Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно
право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права
определяют позицию и возможности действия органов государственной власти
по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие
возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются
возможности регулирования посредством способов правового воздействия на
граждан

Оглавление

Введение……………………………………………....…………………………........3
Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6
§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6
§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19
§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29
Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35
§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35
§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового
регулирования……………………………………………………………..………43
Заключение….............................................................................................................68
Список использованной литературы.......

Файлы: 1 файл

Дипломная_по_ТГП.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Под нормой права, как известно, понимается установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения (веление), предназначенное для регулирования отношений в обществе. Правовую норму принято рассматривать как мельчайший «кирпичик» права51. В то же время, как видно из приведенного определения, в понятии нормы права эти первичность, предельность и неделимость не отражены. Нормативная система построена по принципу матрешки: каждое предписание входит в состав более общего правила, последнее, в свою очередь, является элементом нормы еще более высокого порядка и т.д. В результате под нормой права могут пониматься веления разного уровня обобщения – конкретное предписание, содержащееся в законе, и система таких предписаний, образующая единое правило; общее правило и конкретизирующие, развивающие и уточняющие его положения.

Пытаясь упорядочить представления о правовых нормах, некоторые ученые утверждают, что нормой права является лишь целостное правило, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а конкретные предписания образуют содержание этой нормы, не являясь сами нормами52. Учитывая такое несоответствие структуры нормы права и способов закрепления ее компонентов в тексте нормативно-правовых актов, в качестве элементарной частицы правового регулирования рассматривается не норма права или отдельный ее элемент, а нормативно-правовое предписание. Новая, оригинальная норма права согласно этой модели характеризуется, во-первых, собственным, только ей присущим содержанием, во-вторых, специфическими признаками, и, в-третьих, оригинальным составом, т.е. совокупностью образующих ее элементов. Однако при данном наборе критериев остается без ответа главный вопрос: что такое «собственное, новое содержание», как его отграничить от новых знаний о содержании имеющихся норм права? Очевидно, указанной совокупностью признаков обладает лишь норма - целостный регулятивный комплекс. Соответственно, создание новой нормы при таком подходе далеко не тождественно формулированию нового нормативного предписания. Возникновение новой нормы может быть констатировано только в случае, если имеются вполне самостоятельная гипотеза, диспозиция и санкция, не включающиеся в состав иного нормативного положения.

Альтернативная концепция предлагает сложную и разветвленную систему правовых норм. Среди норм права выделяют логические нормы права и нормы-предписания. Понятие логической нормы права в целом соответствует понятию нормы права как целостного правила согласно вышеизложенной концепции. Логическая норма права, в свою очередь, «воплощается в ряде нормативных предписаний в различных статьях и других подразделениях нормативного акта или в нескольких актах. Несколько нормативных предписаний обычно соединяются в одну логическую норму путем логических операций»53. В структуре логической нормы права явственно выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Нормы-предписания по степени конкретизированности делятся на первичные и вторичные. Первичные, или исходные, нормы устанавливают общие начала правового регулирования, его главные отправные основы, правила, первоначально регламентирующие определенные отношения, не обращаясь непосредственно к каким-либо иным правилам. Вторичные нормы являются производными от первичных, поскольку они развивают и конкретизируют первичные нормы. Впрочем, четких критериев первичности или вторичности нормы не предлагается, и таковая носит относительный характер: одна и та же норма является первичной по отношению к вытекающим из нее правилам и вторичной по отношению к более общему предписанию. В конечном счете вторичны все отраслевые предписания, так как их положения, даже самые принципиальные, восходят к нормам Основного Закона страны, источников международного права. При таком подходе для любого первичного правила можно найти еще «более первичное» (на этом, собственно, основана проверка одних актов на соответствие другим, вышестоящим). Грань между первичностью и вторичностью условна даже при попытке ограничить круг первичных норм (например, отнести к ним лишь наиболее общие предписания - цели, задачи, принципы регулирования). Поскольку нормами права согласно изложенному подходу в равной мере признаются все нормативные предписания независимо от их места в иерархии, то есть основания рассматривать формулирование каждого логически и грамматически самостоятельного нормативного предписания (не вдаваясь в его смысловое соотношение с ниже- или вышестоящей нормой) как создание новой нормы права. Однако в этом случае любые правила понимания законов, сформулированные как отдельные предписания, должны рассматриваться в качестве новых вторичных норм права.

Из понятия нормы права вытекает, что любое правило, оказывающее регулятивное воздействие на общественные отношения и являющееся общеобязательным, представляет собой норму права, будь оно результатом правотворчества или толкования.

Д.А. Марданов отмечает, что «норма права характеризуется ее реализацией и обеспечивается обязанностью ее применения государственными мерами принуждения. Реализация нормы должна быть обеспечена возможностью применения в случае ее нарушения мер ответственности. Реализация прав и исполнение обязанностей в правоотношении зависят от того, насколько точно отражены в норме права требования сегодняшнего дня и эффективны применяемые правовые средства»54. Результат действия нормы права и есть правоотношение.

«Общественное отношение означает связь между субъектами (индивидуальными или коллективными), в рамках которой действия одного субъекта влияют на положение другого. Побудительным мотивом вступления субъектов в общественные отношения является необходимость удовлетворения того или иного интереса. Вне сферы правового регулирования общественные отношения упрощаются до той степени, которая обеспечивает их участникам наибольшее, преимущественно взаимное удовлетворение интересов»55. Иными словами, определяющим началом общественных отношений является интерес его участников.

В любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивают существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) - в обязанности, запрет или правовое ограничение.

Проблема правоотношения в теории права имеет давнюю историю. Активность ее исследования в различные периоды не была одинаковой. В предвоенные годы она практически не разрабатывалась.

Разработка проблемы правоотношения активизировалась в 50-е годы, когда в теории права были высказаны соображения о необходимости обозначить понятием «право» не только юридические нормы, но и иные правовые явления, и, прежде всего правоотношения как форму реализации норм. К этому времени относится появление работ по теории правоотношений, положивших, по существу, начало систематической ее разработке. Преобладающими в этот период явились исследования, в которых понятие правоотношения анализировалось в контексте с понятием правовой нормы, как способ осуществления нормативных требований в процессе юридической регламентации общественных процессов.

В 70-80-х годах появились разработки, объясняющие правоотношение как особую разновидность общественных отношений, решающие вопрос о его форме, содержании, структуре, выясняющие функции правоотношений в механизме правового регулирования и т.д. Считается, что теория правоотношения сложилась в рамках общей теории права. Основным источником развития теории правоотношения выступает ее практическая значимость, поскольку она тесно связана с вопросами совершенствования процессов правотворчества и реализации права, а последняя предполагает, в частности, образование правоотношений.

Известно, что любое правоотношение является средством, при помощи которого общие правовые нормы (объективное право) воплощаются в реальную жизнь в конкретных юридических правах и обязанностях участников общественных отношений (субъективное право). Общие представления о правоотношении не отличаются однозначностью, хотя можно выделить наиболее распространенные точки зрения по этому вопросу. Например, можно отнести к одним из основных мнение о правовом отношении как общественном отношении, урегулированном нормой права56. И соответственно, в отраслевых науках правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами соответствующей отрасли права.

В юридической литературе было высказано мнение о правоотношении как о модели поведения лиц, взаимодействующих на основании правовых норм. В этом случае подразумевается наличие определенной юридической схемы предполагаемых действий, которые должны осуществить лица во исполнение того или иного нормативного положения. Понятием «правовые отношения» обозначается индивидуальное волевое взаимодействие между субъектами права. В работах по теории правоотношений имеются попытки объяснения природы правоотношений через понятие поведения. Весьма устойчивым в теории права можно считать представление о правоотношении как единстве материального содержания и юридической формы.

Если рассматривать правоотношения как форму реализации норм права, то мало в содержании правоотношения только быть наделенными правами и обязанностями, надо, чтобы они при этом реально воплощались в жизни в виде конкретных действий (бездействия) в рамках юридических прав и обязанностей, определенных нормами права.

Что касается состава и структуры правоотношений, то в юридической литературе эти понятия некоторые ученые различают следующим образом. В состав правоотношений включают субъекты, их права и обязанности (или содержание) и иногда их объект. Структура правоотношения может рассматриваться как единство модели и отношения. В частности, такая конструкция предложена Р.О. Халфиной. При этом выделяют: 1) модель поведения, выраженную в правах и обязанностях; 2) реальную связь участников правоотношений; 3) осуществление прав и выполнение обязанностей57.

Иногда теоретики права говорят о правоотношении как о юридической форме, в которую облечено действительное фактическое общественное отношение (это, пожалуй, наиболее предпочтительная точка зрения).

Так, профессор С.С. Алексеев дает следующее определение понятию правоотношения: «Правоотношение – это возникающая на основе норм права, индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства»58. Профессор А.В. Мицкевич определяет понятие правоотношения как отношения между людьми и их организациями, урегулированного нормами права и состоящего во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения59. Правоотношение – это охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников60. В монографических исследованиях, посвященных анализу понятия правоотношения, последнее определяется как отношение между конкретными лицами, закрепляющее взаимное поведение его участников, регулируется нормами права, установленными или санкционированными государством и в своем осуществлении обеспечивается силой государственного принуждения61.

Термин «правоотношение» употребляется для обозначения двух разнопорядковых правовых явлений. «Во-первых, им обозначают определенное средство правового воздействия на общественные отношения. Во-вторых, результат такого воздействия тоже называют правовыми отношениями»62. Здесь имеются в виду общественные отношения, которые приобрели определенную форму под регулирующим воздействием права.

Правоотношения выполняют следующие функции:

- фиксируют круг лиц, на  которых в тот или иной момент  распространяется действие данных  правовых норм;

- закрепляют конкретное  поведение, которому должны или  могут следовать лица (стороны в правоотношении);

- являются условием для  возможного приведения в действие  социальных средств обеспечения  субъективных прав и юридических  обязанностей.

Таким образом, среди общих свойств правоотношения можно выделить следующие: 1) правоотношение – это связь между его участниками; 2) урегулированность правоотношения нормами права; 3) наличие в структуре правоотношения субъективных прав и юридических обязанностей его участников; 4) обеспеченность принудительной силой государства.

Если сгруппировать признаки правоотношений, то правоотношение можно определить как «индивидуализированное, волевое общественное отношение, складывающееся на базе взаимного признания свободы и формального равенства его участников и характеризующееся наличием у сторон субъективных прав и обязанностей»63.

Юридические факты рассматриваются в правовой науке как «определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий, а именно: возникновение, изменение или прекращение правоотношений, то есть прав и обязанностей тех или иных лиц»64. Из определения понятия юридического факта вытекает, что он включает в себя два основных момента: «наличие явлений действительности - событий или действий (материальный признак) и их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент)»65.

Необходимость определенного юридического факта для возникновения и развития правоотношения с особенной четкостью и наглядностью подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность отделения одного от другого. С юридического факта начинается жизнь правовой нормы, реализуемой в правоотношении, им проверяется ее реальность, действенность. Вот почему юридические факты занимают важное место в механизме правового регулирования. «В правовой действительности они выполняют функцию связующего звена между нормой права и субъективными правами (обязанностями) субъектов правоотношений»66.

В зависимости от порождаемых ими юридических последствий юридические факты могут быть классифицированы на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. В гражданском исполнительном праве, как и в гражданском процессуальном праве, правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, как правило, при наличии совокупности юридических фактов. Совокупность нескольких взаимосвязанных юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий, называется юридическим составом. Юридический факт служит обязательным основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношения.

Роль юридических фактов предопределяется тем, что они связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм - одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативных правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов – необходимая предпосылка для применения правовых норм. В правовой науке существенное значение придается функции юридических фактов в механизме правового регулирования. Выделяются основные, дополнительные и специальные функции юридических фактов67.

Основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия. Верно оценить значение указанной функции можно лишь в тесной связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим его элементом выступают юридические нормы. Именно они содержат властную программу (модель) поведения субъектов. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение – конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации68. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. В научной литературе отмечается, что весомый процент ошибок правоприменительных органов связан с установлением юридических фактов69. Значительная часть судебных приговоров, решений, административных актов и т.п. отменяется по причине неполного либо неправильного установления фактических обстоятельств дела. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному функционированию всей системы правового регулирования.

Информация о работе Механизм правового регулирования