Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:42, дипломная работа
Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно
право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права
определяют позицию и возможности действия органов государственной власти
по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие
возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются
возможности регулирования посредством способов правового воздействия на
граждан
Введение……………………………………………....…………………………........3
Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6
§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6
§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19
§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29
Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35
§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35
§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового
регулирования……………………………………………………………..………43
Заключение….............................................................................................................68
Список использованной литературы.......
Дополнительной функцией юридических фактов является функция гарантий законности. В принципе любой юридический факт, закрепленный в норме права, выступает гарантией законности. Закрепление в нормах права юридических фактов, их установление правоприменительными органами призвано очертить точные условия, при которых могут наступать правовые последствия.
Специальные функции юридических фактов связаны с включением их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов. Они выполняют, прежде всего, правопорождающую и правопрепятствующую функции70.
В.Н. Синюков пишет о двойственности понимания юридического факта, во-первых, как реального события, действия (факт-явление) и, во-вторых, как правовой модели (в виде приговора, решения суда, различных актов компетентных органов), выступающей отражением реального явления (факт-модель)71.
Оценивая роль и значение юридических фактов, А.М. Васильев подчеркивает, что «юридические факты играют роль рубежей, отмечают вехи развития правоотношений. Поэтому они имеют определяющее значение среди юридических условий правового регулирования на уровне движения реальных правоотношений»72. Кроме того, юридические факты (имеются в виду юридические факты - правомерные действия) составляют необходимое звено в переходе от государственного нормативного регулирования общественных отношений к индивидуальному, поднормативному регулированию через предусмотренные в нормах права субъективные права и корреспондирующие с ними юридические обязанности. Таким образом, юридические факты позволяют приблизить правовое регулирование к конкретной жизненной ситуации. Выполняя в механизме реализации права свою основную функцию оснований возникновения, изменения правоотношений, юридические факты тем самым обнаруживают тесную связь с юридическими обязанностями и субъективными правами. Например, В.Б. Исаков выделяет и такие функции юридических фактов в механизме правового регулирования, как функция предварительного регулятора общественных отношений; функция юридической реакции на правонарушение, и ряд других дополнительных функций73.
При этом в ряде правоотношений юридические факты выполняют функцию гарантий законности. Так, Н.П. Воронина отмечает: «Юридические факты служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права, позволяющей устранить произвол обязанных лиц и контролирующих органов, так как являются объективным критерием, с помощью которого компетентный орган судит о наличии (отсутствии) субъективного права»74. Таким образом, на стадии юридического факта уже находит свое проявление законность, которая, по всеобщему мнению, является основой, стержнем механизма правового регулирования.
Юридическим актам в российском праве принадлежит основное место среди всех юридических фактов, и они имеют место во всех его отраслях. Поэтому юридические акты отличаются большим разнообразием. К ним относятся: административные акты, процессуальные акты, договоры, заявления, жалобы граждан и др. Однако с точки зрения роли юридических актов в механизме реализации права целесообразнее выделить такие из них, как административные акты и договоры. Несмотря на то, что и те и другие относятся к общей разновидности юридических фактов, они разнятся между собой в зависимости от метода правового регулирования, под которым понимается «устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений в данной области общественной жизни»75. Особенности того или иного метода правового регулирования проявляются по-разному: в определении субъектов правоотношений, в определении содержания их субъективных прав и юридических обязанностей и т.д.
Среди правомерных действий юридические акты (административные акты и договоры в первую очередь) выделяются не случайно. Являясь юридическими фактами, они могут выполнять функцию индивидуального регламентатора регулируемых правом общественных отношений, т.е. иметь характер индивидуального предписания76. Юридические акты – правомерные действия – не только рычаг, при помощи которого приводится в действие механизм реализации права, но и средство, при помощи которого в большей или в меньшей степени конкретизируется содержание правоотношений. Однако было бы неверным связывать юридические факты лишь с динамикой правоотношений. Имеется в виду более отдаленная реакция юридического факта на поведение сторон. К примеру, договор служит не только основанием для возникновения и развития конкретного правоотношения, но и вместе с тем является регулятором поведения его участников, моделью поведения. Более того, стороны вольны выбрать любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, сами вправе сконструировать неизвестную действующему гражданскому законодательству модель, а также могут включить в договор по соглашению между собой любое, не противоречащее закону условие.
Отдельные виды административных актов (финансовые акты, план перевозок грузов и др.) также могут выступать в качестве модели правомерного поведения участников конкретного отношения. В этом смысле мы можем констатировать, что в данном случае имеет место тесная взаимосвязь между указанными разновидностями юридических фактов (договоры, административные акты) и правовым порядком.
Таким образом, правомерное поведение, выступая в роли юридического факта, не исчерпывает себя, как только средство решения сугубо юридической задачи – возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Правомерные действия – юридические факты призваны решать и такие важные социальные задачи, как обеспечение прав и свобод граждан, законности, укрепление правопорядка, предупреждение правонарушений.
Возникшие в результате юридических фактов субъективные права и юридические обязанности является одной из стадий механизма реализации права, ибо они содержат конкретную модель правомерного поведения субъекта. Эти права и обязанности должны быть осуществлены. Для этой цели служит заключительная стадия этого механизма - реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Здесь происходит перевод общих предписаний правовых установлений в реальное поведение субъектов права. Акты реализации прав и обязанностей выступают в виде правомерного поведения, т.е. поведения, предписываемого законом.
Интересна, на наш взгляд, позиция Ю.С. Решетова, который данный этап механизма реализации права называет «саморегулированием участниками реализации правовых норм собственного поведения». В частности, он пишет: «...реализацию норм права можно рассмотреть в плане выделения целостного участка правомерного поведения граждан, их организаций, являющихся непосредственными участниками общественных отношений, урегулированных нормами права»77.
Правовые нормы реализуются всегда поведением субъектов права, к которым они обращены. Повиновение правовым требованиям составляет сущность процесса реализации права как совокупности фактических действий. Специфика обязывания как способ правового регулирования поведения людей заключается в том, что государство требует от них строго определенного варианта поведения, возлагает на субъектов прямую обязанность - совершить определенные положительные действия. Примером обязывания могут служить статьи 57 - 59 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 года. В статье 58, в частности, говорится: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Здесь, прежде всего, говорится об активных, энергичных действиях граждан.
Отметим: из всех правовых норм в большей степени нуждаются в подкреплении соответствующими средствами обязывающие нормы. В.В. Лазарев отмечает: «Если на субъекта возлагается обязанность к определенного рода деятельности, нужно, по меньшей мере: 1) обеспечить его материальными средствами, 2) предоставить право требовать от третьих лиц содействия (или хотя бы невмешательства) в его законных действиях, 3) принять меры к осведомлению субъекта о содержании и результатах предписываемой деятельности, 4) определить формы контроля за действиями субъекта»78. Все перечисленные моменты особенно важны для характеристики деятельности органов государства.
Обязывание как юридический способ регулирования поведения людей характеризуется не просто юридической обязанностью, а обязанностью положительного содержания (совершить известные действия). Они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению.
Правомерные поведенческие акты, совершаемые в форме исполнения обязывающих правовых предписаний, играют заметную роль в управленческой сфере. Так, важнейшей обязанностью граждан выступает уплата законно установленных налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации), а в деятельности Правительства Российской Федерации она проявляется, в частности, в исполнении федерального бюджета (пункт «а» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем следует подчеркнуть, что наиболее полно творческий потенциал права проявляется в таких формах его реализации, как использование и соблюдение. В.С. Нерсесянц справедливо отмечает, что «правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы»79. Право в этом смысле выступает как такой регулятивный и охранительный механизм, который призван дать простор и гарантирует правомерное поведение. Дозволение в механизме реализации права проявляется неодинаково. В одном случае оно реализуется активным правомерным поведением самого управомоченного лица. Например, реализация права собственности, авторского права и пр. Здесь главное заключается в том, что наиболее полно проявляются собственные возможности лица, мера его собственного активного поведения. В другом случае дозволение реализуется правомерным поведением других лиц, которые обязаны совершить определенные положительные действия в пользу управомоченного. Управомочивающие нормы определяют возможности лиц удовлетворять свои интересы в различных сферах жизнедеятельности. В отличие от обязывающих норм они не предписывают какого-то строго определенного варианта поведения. Наделяя субъектов общественной жизни определенной свободой распоряжаться своими правами, они побуждают их к положительным поступкам. Если юридическая обязанность категорически требует совершения определенных правомерных действий, то субъективное право может остаться неиспользованным, и в этом случае не будет нарушения правовой нормы. Таким образом, устанавливая субъективное право, государство устанавливает возможный, но не обязательный вариант поведения управомоченного лица.
Вместе с тем в практической деятельности довольно часто бывает так, что право субъекта есть одновременно его обязанность. Впервые на существование таких «правообязанностей» специальное внимание обратил С.Ф. Кечекьян. В частности, он писал: «Нередко возможность действовать, предоставленная лицу нормами права, является вместе с тем его обязанностью, составляет для него определенную общественную необходимость. Таковы полномочия должностных лиц, составляющие одновременно и их право, и их обязанность. Это и образует то, что можно называть компетенцией должностных лиц. Осуществление прав в отношении граждан и организаций составляет обязанность должностного лица по отношению к государству и его органам»80. Такое совпадение прав и обязанностей необычайно важно учитывать при анализе реализации права в деятельности должностных лиц. Запрет как способ регулирования поведения людей устанавливает пределы правомерного поведения, прямо указывая субъектам права, чего нельзя делать, как нельзя поступать. Соблюдение правового запрета нормы также характеризует правомерность поступка, но суть его здесь не в совершении действия, а в воздержании от него, в соответствии с запретом.
Реализация правовых норм, запрещающих какие-либо действия, состоит в том, что граждане и организации не совершают этих действий. Таким образом, механизм реализации правового запрета определяется характером содержащегося в правовой норме предписания – не совершать нежелательных для государства и общества действий. Правовые запреты в большинстве своем являются выражением простых моральных требований, обращенных к человеку. При реализации таких запретов налицо гармоничное взаимодействие общечеловеческих ценностей и правового начала.
На субъектов соблюдения правовых запретов возлагаются определенные юридические обязанности (не совершать тех или иных действий). Эти обязанности возникают непосредственно из предписаний правовых норм. При этом не требуется вспомогательных юридических действий в виде волеизъявления сторон или других юридических фактов, являющихся обязательным компонентом механизма осуществления всех иных видов правовых норм. В этом и заключается «простота» механизма реализации правовых запретов. Характерная особенность данной разновидности саморегулирования субъектами реализации норм права собственного поведения заключается в том, что адресаты нормы здесь не вступают в непосредственное взаимодействие с другими лицами, наделенными правами и обязанностями.
Изучение различных видов правомерного поведения в зависимости от способов регулирования, таким образом, требует специального внимания, так как это связано с его решающим значением в формировании правового порядка.
Механизм формирования правового порядка трудно представить без такой формы правомерного поведения, как правоприменение. Анализу применения права в современной юридической литературе уделяется самое пристальное внимание. Эти исследования имеют важное значение и для выяснения места и роли этой юридически важной деятельности в механизме реализации права. При этом отметим: включение правоприменения в этот механизм должно быть всегда целесообразным, поскольку в общей цепи реализации происходит увеличение фактического состава, в том числе и за счет правоприменительных актов.
В юридической литературе довольно
часто употребляются такие словосочетания,
как «исполнение индивидуально-правового
акта», «исполнение правоприменительного
акта», «реализация судебного решения», «исполнение приговора» и т.п.
Думается, что все названное можно охватить
понятием «поведение участников индивидуально-