Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно
право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права
определяют позицию и возможности действия органов государственной власти
по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие
возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются
возможности регулирования посредством способов правового воздействия на
граждан

Оглавление

Введение……………………………………………....…………………………........3
Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6
§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6
§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19
§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29
Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35
§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35
§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового
регулирования……………………………………………………………..………43
Заключение….............................................................................................................68
Список использованной литературы.......

Файлы: 1 файл

Дипломная_по_ТГП.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Правоприменение же – это форма государственно-властной, юридически значимой деятельности, в ходе которой осуществляется индивидуально-правовое регулирование. Правомерные поведенческие акты, посредством которых оно воплощается в жизнь, носят государственно-властный характер, всегда конкретны. Субъект, наделенный властными полномочиями, всегда реализует не свою собственную волю, а волю государства, общества.

Необходимо отметить, что такой акт правомерного поведения, как применение права, выступает на разных стадиях механизма формирования правопорядка. В одном случае правомерное поведение может выступать как юридический факт (для того, кому акт применения адресован), в другом – как акт реализации прав и обязанностей (для органа, издавшего этот акт). Это весьма важно с точки зрения тех последствий, которые влечет акт применения права. Действительно, ведь качество юридического факта и качество акта реализации прав и обязанностей в различных актах применения права имеет неодинаковое значение. В таком акте применения права, как решение суда о передаче имущества собственнику, наиболее контрастно выступает свойство юридического факта. В приговоре суда, содержащем общественное порицание осужденного, более ярко вырисовывается свойство акта реализации норм права. При этом отметим, что в любых случаях задача правоприменения – внести организующее начало в те акты правомерного поведения, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии правового порядка.

Резюмируя, можно сказать, что правомерное поведение участников общественных отношений на различных этапах действия механизма реализации права проявляется по-разному и роль его неодинакова. На стадии юридического факта правомерное поведение выполняет роль средства, при помощи которого происходит переход от одной стадии механизма реализации права к другой, важнейшей функцией правомерного поведения на этом этапе является то, что оно влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Помимо нее, правомерное поведение играет роль индивидуального регламентатора регулируемых правом общественных отношений. На этапе реализации субъективных прав и юридических обязанностей правомерное поведение выступает перед нами уже как тот результат, на достижение которого направлено действие всего механизма реализации права. Анализ реализации норм права в этом аспекте позволяет уяснить, каким образом непосредственно достигается ее результат. Такой анализ вскрывает активную роль самих субъектов общественных отношений в их движении, стабилизации, осуществлении. Здесь фактически происходит саморегулирование участниками общественных отношений собственного поведения, поскольку само это поведение согласуется с предписаниями правовых норм по воле самих этих субъектов без вмешательства каких-либо специальных органов.

Вместе с тем довольно часто в реальной жизни правовая ситуация складывается таким образом, что субъект самостоятельно не может достичь желаемого результата или же его достижение связано с определенными трудностями. Правоприменение имеет специальную направленность на претворение права в жизнь, правоприменительные органы оказывают специальную помощь в реализации прав и обязанностей другими субъектами права. Правоприменитель направляет, организует, стимулирует поведение других субъектов, реализующих нормы права. Именно эти факторы оказывают огромное влияние на динамику правового порядка.

Венцом работы механизма реализации права и всего механизма правового регулирования является правовой порядок. Вообще эффективность права с чисто юридической, специально-правовой стороны характеризуется безотказной и четкой работой всех компонентов правовой системы, всех элементов механизма реализации права, слаженностью, действенностью всей взаимосвязанной цепи юридических средств. В плане рассмотренного нами вопроса о роли и месте правомерных действий в механизме реализации права следует подчеркнуть, что эффективность воздействия права на поведение субъектов общественной жизни должна оцениваться с точки зрения того, в какой мере удалось средствами права обеспечить правомерное поведение. В связи с этим небезынтересно проследить за тем, как влияют такие звенья механизма реализации права, как юридические факты и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, на его эффективность.

Юридические факты – правомерные действия являются одним из тех моментов, которые влияют на эффективность действия механизма реализации права. Прежде всего, это связано с выполнением юридическими фактами своей основной функции – оснований возникновения, изменения, прекращения правоотношений. С наступлением правомерных юридических фактов появляется возможность конкретизировать субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений, что позволяет им действовать со знанием дела. В этом плане велика роль такой разновидности юридических фактов – правомерных действий, как юридические акты. Выполняя функцию индивидуального, поднормативного регулирования общественных отношений, они в значительной мере оказывают влияние на эффективность действия механизма реализации права. Например, с помощью договоров достигается необходимая гибкость правового регулирования общественных отношений. Кроме того, юридические (и тем более фактические) составы, закрепленные в гипотезе нормы, способны выполнять функцию «предварительного регулятора» общественных отношений. Это особенно проявляется тогда, когда правовым последствием выступает предоставление того или иного блага – жилья, пенсии, премии и т.д. Вместе с тем данная функция юридических фактов приобретает важное значение в сфере охраны прав и законных интересов граждан, правопорядка. В качестве примера сошлемся на такой юридический факт, как разрешение органов внутренних дел на приобретение охотничьего и газового оружия. Как справедливо отмечает В.Б. Исаков, «признание за разрешением значения юридического факта повышает положительное его воздействие на общественные отношения еще до возникновения (на базе всего юридического состава) правоотношения в целом»82. Это также один из путей влияния юридических фактов - правомерных действий на эффективность действия механизма реализации права.

Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей являются уже прямым показателем эффективности действия механизма реализации права, его желаемым результатом. В этом плане следует согласиться с мнением о том, что «эффективность - это проблема процесса реализации права, в котором важную роль играют факторы, способствующие превращению нормы права в общественное отношение»83. Именно на стадии осуществления субъективных прав и юридических обязанностей мы можем оценить эффективность той или иной правовой нормы. Как раз на этой стадии механизма реализации права сверяется уровень практического воплощения в общественных отношениях правовых принципов с нормативными требованиями. Более того, процессы реализации Конституции органично связаны с данным компонентом механизма формирования правового порядка - с саморегулированием участниками правореализации собственного поведения. Речь идет в первую очередь о принципе прямого, непосредственного действия конституционных норм. Он нашел закрепление в части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации и конкретизацию в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (статья 18 Конституции Российской Федерации). Эти конституционные новеллы создают все необходимые юридические предпосылки для превращения Основного Закона в непосредственно действующее право, позволяют говорить о Конституции как непосредственной юридической основе правопорядка.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать, на наш взгляд, следующие выводы.

Вопросы совершенствования всего механизма правового регулирования не могут быть положительно решены без учета правомерного поведения субъекта, реализующего права и обязанности, определяемые правовыми предписаниями государства.

В процессе реализации права представляется возможность обнаружить те «сбои», те слабые места, которые нельзя предусмотреть при издании правовой нормы.

От решения этой задачи во многом зависит и улучшение деятельности правоохранительных органов, на которые возложена обязанность обеспечения правопорядка. Своевременное обнаружение этих «сбоев» и слабых мест и отыскание путей их устранения в значительной степени влияет на эффективность действия механизма реализации права.

В этой связи представляется, что наиболее емким мерилом эффективности действия механизма реализации права является состояние реального правового порядка в стране, который в концентрированном и обобщенном виде позволяет оценивать работу этого механизма. Целью исследования в данном случае становится сопоставление состояния правопорядка с действием всех звеньев механизма реализации права, выяснение факторов, являющихся причиной эффективности или неэффективности его работы (поскольку часть социальных факторов в зависимости от конкретной ситуации может играть как положительную, так и отрицательную роль).

Все это приводит к выводу о том, что проблемы эффективности действия механизма реализации права невозможно изучать умозрительным путем, без сбора и анализа информации, раскрывающей социальные, юридические, организационные и психологические факторы, оказывающие существенное влияние на правомерное поведение членов общества, на состояние реального правового порядка в нем.

 

Заключение

Воздействие права на общественные отношения есть необходимый элемент становления и функционирования правового государства и гражданского общества. Более того, правовое воздействие это прямая функция права, соответственно, способы правового воздействия – есть инструменты реализации функции права.

Разграничение «правового воздействия» и «правового регулирования», однако, достаточно четко проводится основной массой исследователей. Различные авторы в целом сходятся в мысли, что правовое воздействие – понятие широкое, охватывающее кроме регулирования также иные формы. Правовое регулирование – это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения).

Наличие правового регулирования дает возможность  посредством  правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные  отношения  в целях их упорядочения, развития и защиты.

Механизм  правового  регулирования  призван  осуществлять с помощью правовых средств упорядоченность общественных  отношений  в  соответствии  с целями  и  задачами  правового  государства. Названный механизм просто необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества.

На современном этапе исследования  механизма  правового  регулирования,

когда   накоплен   в   значительном   объеме   новый   материал,  назрела необходимость,  как  мы   думаем,   нового   видения   механизма   правового регулирования – в виде «объемного» явления. Такого  явления,  которое  имеет несколько срезов, уровней  и  в  котором  средства  правового  регулирования выстраиваются не только линейно (что характерно для главных звеньев),  но  и в  нескольких  плоскостях. С  данной  точки  зрения  механизм   правового регулирования   можно   подразделить   на   такие    компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного принуждения, где охранительную направленность выполняет механизм процессуального регулирования.

Хотелось  бы  также  отметить,  что  вопрос о механизме правового регулирования является важным и довольно  дискуссионным  в  правовой  науке.

Как мы смогли убедиться, каждый из известных правоведов имеет  собственную точку  зрения,  отличную  от  других,  что  делает  этот  вопрос  еще  более интересным.  Интересы  человека  –  вот  главный  ориентир  для  развития  и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической  технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования  должен  быть  постоянно ценным по своему  характеру,  должен  создавать  режим благоприятствования, осуществлению  законных  стремлений  личности,  упорядочению  её   правового статуса.

Изучение  механизма  правового регулирования играет важную роль в понимании каждым юристом  динамики  воздействия  на  общественные  отношения всех юридических средств в комплексе. Значение единства и  взаимодействия  в механизме  правового  регулирования  весьма   существенно   для   укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

I. Монографии, учебники, книги

 

  1. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1966. – 187 c.
  2. Алексеев, С.С. Общая теория социалистического права. Выпуск 1 /                     С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 1981. – 298 с.
  3. Алексеев, С.С. Общая теория права. Т. II / С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 1982. – 374 с.
  4. Алексеев, С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 1989. – 288 c.
  5. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. – М.: БЕК, 1994. – 410 с.
  6. Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М.: Наука, 1999. – 709 c.
  7. Васильев, А.М. Теория государства и права: Учебник / А.М. Васильев. – М.: Просвещение, 1983. – 416 c.
  8. Горшенев, В.М. Способы (методы) и организационные формы правового регулирования в современный период коммунистического строительства: Дис. докт. юрид. наук / В.М. Горшенев. – Свердловск: Наука, 1969. – 142 с.
  9. Диаконов, В.В. Учебное пособие по теории государства и права /                            В.В. Диаконов. – М.: Эксмо, 2004. – 425 с.
  10. Евграфов, П.Б. Соотношение структуры советского права и структуры советского законодательства: Дис. канд. юрид. наук / П.Б. Евграфов. – Харьков: «Заря», 1981. – 162 с.
  11. Исаков, В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования / В.Б. Исаков. – Саратов: Издательство «Эхо», 1980. – 128 c.
  12. Исаков, В.Б. Юридические факты в советском праве / В.Б. Исаков. – М.: Просвещение, 1984. – 144 c.
  13. Кечекьян, С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе /                  С.Ф. Кечекьян. – М.: Политиздат, 1958. –  185 с.
  14. Киселева, О. М. Поощрение как метод правового регулирования: Дис. канд. юрид. наук / О.М. Киселева. – Саратов: Издательство «Эхо», 2000. – 175 с.
  15. Комаров, С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – СПб.: Питер, 2005. – 540 с.
  16. Красавчиков, О.И. Юридические факты в советском гражданском праве / О.И. Красавчиков. – М.: Госиздат, 1958. – 347 с.
  17. Кульчар, К. Основы социологии права / К. Кульчар. – М.: Просвещение, 1981. – 302 с.
  18. Лазарев, В.В. Применение советского права / В.В. Лазарев. – Казань: Искра, 1972. – 200 с.
  19. Лукашева, Е.А. Социалистическое правосознание и законность /                     Е.А. Лукашева. – М.: Юридическая литература, 1973. – 344 с.
  20. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2004. – 620 с.
  21. Матузов, Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права / Н.И. Матузов. – Саратов: «ОкО», 1972. – 290 с.
  22. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Компьютерная  справочная правовая система «Консультант Плюс». – 266 с.
  23. Мелехин, А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Мелехин // Компьютерная справочная правовая  система «Консультант Плюс». –  445 с.
  24. Нерсесянц, В.С. Философия права. Учебник для вузов / С. Нерсесянц. – М.: Юристъ, 1997. – 652 с.
  25. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 502 с.
  26. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987. – 908 с.
  27. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Азбуковник, 2003. – 710 с.
  28. Правоведение. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. М.И. Абдулаева // Компьютерная справочная правовая  система «Консультант Плюс». –  278 с.
  29. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Наука, 1999. – 510 с.
  30. Процевский, А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений / А.И. Процевский. – М.: Наука, 1972. – 288 с.
  31. Пугинский, Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях / Б.И. Пугинский. – М.: Наука, 1984. – 161 с.
  32. Решетникова, И.В. Доказательственное право в российском гражданском судопроизводстве: Дис. д-ра юрид. наук / И.В. Решетникова. – Екатеринбург: КомКнига, 1997. – 246 с.
  33. Решетов, Ю.С. Реализация норм советского права. Системный анализ / Ю.С. Решетов. – Казань: Искра, 1989. – 156 с.
  34. Сапун В.А., Турбова Я.В. Конспект лекций и терминологический минимум по учебной дисциплине «Теория государства и права»: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 153 с.
  35. Синюков, В.Н. Юридические факты в системе общественных отношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук / В.Н. Синюков. – Свердловск: Окно, 1984. –            65 с.
  36. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1981. – 684 с.
  37. Соколов, Н.Я. Профессиональное правосознание юристов / Н.Я. Соколов. - М.: Наука, 1988. – 224 с.
  38. Сорокин, В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы / В.Д. Сорокин. – М.: Просвещение, 1976. – 144 с.
  39. Сорокина, Ю.В. Государство и право: философские проблемы. Курс лекций / Ю.В. Сорокина. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. – 208 с.
  40. Сурилов, А.В. Теория государства и права / А.В. Сурилов. – Киев: Жница, 1989. – 401 с.
  41. Сырых, В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.М. Сырых. – М.: Былина, 1998. – 512 с.
  42. Теория государства и права / Под ред. Н.Г. Александрова. – М.: Статут, 2004. – 612 с.
  43. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 710 с.
  44. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Высшее образование, 2008. – 731 с.
  45. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Наука, 1999. – 503 с.
  46. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – «Зерцало», 2004. – 308 с.
  47. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 640 с.
  48. Теория государства и права (учебник для вузов) / Под ред. В.М. Корельского. – М.: НОРМА, 2000. – 616 с.
  49. Ткаченко, Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений /             Ю.Г. Ткаченко. – М.: Просвещение, 1980. – 176 с.
  50. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: АСТ, 2004. – 390 с.
  51. Халфина, Р.О. Общее учение о правоотношении / Р.О. Халфина. – М.: Просвещение, 1974. – 301 с.
  52. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. – 402 с.
  53. Шундиков, К.В. Цели и средства в праве: Дис. канд. юрид. наук /                   К.В. Шундиков. – Саратов: Издательство «Эхо», 1999. – 155 с.
  54. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. - 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 538 с.
  55. Ярков, В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права: Дис. д-ра юрид. наук / В.В. Ярков. – Екатеринбург: КомКнига, 1992. – 152 с.

Информация о работе Механизм правового регулирования