Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:42, дипломная работа
Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно
право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права
определяют позицию и возможности действия органов государственной власти
по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие
возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются
возможности регулирования посредством способов правового воздействия на
граждан
Введение……………………………………………....…………………………........3
Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6
§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6
§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19
§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29
Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35
§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35
§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового
регулирования……………………………………………………………..………43
Заключение….............................................................................................................68
Список использованной литературы.......
Таким образом, определяя правовые средства в зависимости от особенностей их природы и сферы функционирования, можно разделить на средства права (инструменты) и средства-деяния. Средства-деяния представляют собой акты практической реализации установленных в законе положений, прав и обязанностей субъектов. Каждое из средств реализации права выражается в отдельно взятом случае в виде юридически значимого действия либо бездействия, воздержания от совершения какого-либо запрещенного деяния, выполнения возложенной обязанности, заключения договора, подачи иска, проведения следственного действия и т.д.44
Исследование основных разновидностей и классификация правовых средств позволяют выявить весь их объем, массив, изучить качественные особенности, общие черты, а значит, избежать односторонности в познании изучаемых правовых явлений.
Правовые средства многочисленны и разнообразны, они выполняют различные функции на отдельных участках правового регулирования, в различных видах юридической деятельности. При этом рубрики правовых средств, их деление по различным классификационным делениям частично перекрещиваются. Одноименные правовые средства могут быть причислены к различным группам, ибо выполняют разные задачи на отдельных участках правового регулирования: находятся в статике, приводятся в «боевую готовность», находят практическое использование в предметной деятельности при решении конкретных жизненных ситуаций.
В начале выделим классификационные основания деления правовых средств на отдельные группы, рубрики, учитывая известную долю условности всяких классификаций45.
1). По уровню
решаемых в правовом
2). Деление правовых
средств по характеру
3). Правовые средства с точки зрения содержания и функций в процессе их использования. Здесь три рубрики:
К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, вравосозна-ние, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.
Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.
Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.
Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.
Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.
Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.
Продолжающееся реформирование
социальной и государственной
сфер, в жизни достаточно неоднозначно
отражается на многих ведущих институтах
общества, что не может не влиять как на
характер правовых общественных отношений,
так и на эффективность действия права.
При этом правосознание, являясь выражением
духовных начал в праве, неизбежно фокусирует
уровень этих изменений, что выражается
в элементах социально-правовой активности
личности: в социально-правовых установках
личности; отношении к предписаниям норм
права; готовности реализовывать право;
реальном участии в правовых отношениях.
Изменения политического, экономического,
правового бытия, наряду с определенными
позитивными аспектами, повлекли за собой
углубление социальных, политических
противоречий, обострение межнациональных-
и межконфессиональных противоречий,
падение жизненного уровня значительной
части населения страны и как следствие
- криминализацию общества. К сожалению,
государственные меры противодействия
этим социально-деструктивным явлениям
зачастую не эффективны, что приводит
к усилению нигилистических настроений,
снижению авторитета, как правоохранительных
органов, так и государства в целом. В данной
ситуации, как нам видится, массовое правосознание,
базирующееся на традиционных духовных
принципах добра и справедливости, становится
одним из ведущих факторов поддержания
должного правового порядка в стране.
Н.Л. Гранат отмечает, что «правосознание - это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Однако оно всегда остается необходимой формой жизнедеятельности человека и общества, разумеется, желательно в своем положительном варианте»46.
Цель правосознания «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации общества соответствовал определенный порядок общественных отношений»47. Конкретизируя данное положение, Н.Я. Соколов считает, что «основной целью правосознания является обеспечение правопорядка и законности»48.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что цель правосознания заключается, в конечном счете, в достижении определенного идеала в регулировании отношений между субъектами права, путем систематизации имеющихся и выработке новых правовых знаний и оценок.
Подытоживая все вышесказанное можно прийти к выводу, что среди элементов механизма правового регулирования выделяют основные и факультативные. Среди основных элементов самая главная роль отводится норме права, которая является так сказать кирпичиком, базисом, для существования других элементов.
Поскольку данная работа ограничена определенным количеством страниц, предлагаем во втором параграфе второй главы подробней рассмотреть только основные элементы механизма правового регулирования.
§ 2.2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового регулирования
В теории права существует достаточно много разнообразных определений понятия «нормы права», и, вероятно, само рассмотрение только лишь вариантов определений названного термина могло бы потребовать колоссальной работы. Разные ученые, находясь в конкретных исторических условиях, отдавали предпочтение тем или иным признакам категории «норма права», расставляя акценты в этих определениях сообразно существовавшим на тот момент достижениям науки теории права и собственным представлениям о сущности права в целом. «В самом общем понимании норма права есть правило, регулирующее общественные отношения, и первичный элемент содержания права»49.
Среди признаков норм права ведущие специалисты в области теории права выделяют следующие50:
1) нормы права всегда
являются выражением воли
2) нормы права имеют
характер общеобязательного
3) нормы права обладают формальной определенностью;
4) нормы права рассчитаны на многократность применения;
5) нормы права обеспечены возможностью государственного принуждения.
К вышеназванным признакам можно было бы добавить и достаточно часто упоминаемый в теории права признак формальной определенности предписаний, содержащихся в норме права. В отличие от иных социальных норм, нормы права должны обладать строгой формальной определенностью. Задачей органа, формулирующего правовую норму, является такое выражение воли государства, которое бы не оставляло каких-либо сомнений или противоречивых трактовок относительно реальной воли государства.