Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно
право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права
определяют позицию и возможности действия органов государственной власти
по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие
возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются
возможности регулирования посредством способов правового воздействия на
граждан

Оглавление

Введение……………………………………………....…………………………........3
Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6
§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6
§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19
§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29
Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35
§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35
§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового
регулирования……………………………………………………………..………43
Заключение….............................................................................................................68
Список использованной литературы.......

Файлы: 1 файл

Дипломная_по_ТГП.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

 


 


Содержание

Введение……………………………………………....…………………………........3

Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»......................................6

§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования.................6

§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования....................................19

§ 3. Стадии правового регулирования..............................................................29

Глава II. Элементы механизма правового регулирования.....................................35

§ 1. Правовые средства: понятие и виды………………………………………...35

§ 2. Свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового регулирования……………………………………………………………..………43

Заключение….............................................................................................................68

Список использованной литературы........................................................................70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право – это инструмент давления государства на общество. Одновременно право – это инструмент защиты общества от давления. Нормы права определяют позицию и возможности действия органов государственной власти по отношению к управляемому социуму, при этом предоставляя власти большие возможности по регламентированию этих отношений. Реализуются возможности регулирования посредством способов правового воздействия на граждан.

У стороннего человека может возникнуть вопрос – зачем вообще воздействовать правом? На человека издревле воздействуют такие регуляторы поведения как культура, экономика, социальные (семейные) отношения, обычаи, традиции, и, кажется, что право может стать одним из них, влияя на общество лишь номинально. Но, как известно, с правом ситуация несколько иная.

Право в основном чисто механически воспринимается и реализуется человеком, но вместе с тем начинают уже формироваться и устойчивые навыки правового поведения в различных регулируемых правом жизненных ситуациях. В данном случае уже можно говорить о первичной осведомленности личности о тех или иных событиях, имеющих правовое значение. Последующее ознакомление с правозначимыми фактами и событиями происходить под влиянием целенаправленного процесса погружения члена общества в правовую ауру, то есть посредством демонстрации функционирования права.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов, как отдельного человека, так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также  органов, институтов  и  учреждений, способных обеспечить защиту  и  охрану  от  нарушений  тех  прав,  свобод  и законных интересов граждан и иных  лиц, которые  закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования  преследуют достижение социально полезных результатов  и,  в  первую  очередь,  создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Наличие правового регулирования просто  необходимо  для  обеспечения  и

гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование –  это  явление,  необходимость  которого  возникает из ряда предпосылок,  например  таких  как,  утверждение  справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе  экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в  общественной  жизни  и  жизни людей.

Тема настоящего исследования – механизм правового регулирования – актуальна в силу того, что, во-первых, правовое регулирование осуществляется при помощи правовых средств воздействия на общественные отношения,  а, значит, затрагивает все общество в целом; во-вторых, именно правовому регулированию принадлежит важная роль в системе социального регулирования; в-третьих, правовое регулирование как инструмент социального управления призван упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов.

 

Цель работы – рассмотреть механизм правового регулирования как систему правовых средств воздействия на общественные отношения.

Задачи дипломной работы определены в соответствии с поставленной целью, а именно:

  • проанализировать сущность правового регулирования;
  • рассмотреть способы, метод, типы, стадии правового регулирования
  • определить понятие механизма правового регулирования;
  • ознакомиться с понятием «правовые средства» и их видами;
  • выявить свойства и особенности составляющих компонентов механизма правового регулирования.

Методологическую основу представленной работы составили, главным образом, общенаучные методы научного познания, позволяющие проводить исследование, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, в его взаимосвязях с другими элементами действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ категории «правовое регулирование»

§ 1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования

Для того чтобы изучить вопрос механизма правового регулирования, необходимо отметить, что в данном разрезе, существует также такое понятие как правовое воздействие, которое традиционно изучается в учении о государстве и праве в разделе реализации права. Реализация права, т.е. воплощение регуляторов общественных отношений в естественных повседневных ситуациях осуществляется путем воздействия норм права на поведение людей. Влияние права на сознание и поведение людей оказывается на основе самого факта существования правовых требований. Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций.

Воздействие права и регламентация (регулирование) правом – смежные и близкие по значению понятия. В литературе, и особенно периодике, часто происходит смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Бесспорно, в определенных ситуациях допустима подмена одного понятия другим – например: исходя из того, что право само по себя является регулятором общественных отношений, в своем действии, функционировании оно оказывает регулирующее воздействие на эти отношения – т.е. упорядочение. Таким образом, правовое воздействие в целом можно определить как одну из функций права – регулирующую.

Однако для четкого их разграничения, обратимся к толкованию понятий «воздействие» и «регулирование».

«Воздействие», представляет собой систему действий, имеющих целью повлиять на что-либо1, добиться необходимого результата2. Иными словами воздействие – это влияние. Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону.

«Регулирование» (от лат. regulo – устраиваю, упорядочиваю, налаживаю, привожу что-то в соответствие с чем-то) – это частный случай, один из элементов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей и др. Иными словами «регулирование» предполагает вмещение чего-либо в определенные рамки, границы – создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.).

Отсюда, «воздействие» представляет собой более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным.

Согласно юридическому словарю «правовое регулирование – это процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права)»3. Такое определение используют большинство юристов.

По мнению В.М. Корельского, под правовым регулированием понимается «воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития»4.

На наш взгляд достаточно точно определяет различие между правовым воздействием и правовым регулирование С.А. Комаров:

1. Предмет правового регулирования  несколько уже предмета правового  воздействия (в последний входят  и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом  не регулируются, но на которые  оно, так или иначе, распространяет свое влияние).

2. Если правовое регулирование  как специально-юридическое воздействие  в любом случае связано с  установлением конкретных прав  и обязанностей субъектов, с прямыми  предписаниями о должном и  возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы5.

По мнению С.С.Алексеева, правовое воздействие характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора.

По сути, правовое (юридическое) воздействие, с учетом особенностей права как формы общественного сознания, имеет такое же влияние на общественную жизнь, как и иные средства и формы влияния – духовные, идеологические (средства агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания, просвещения и пр.). И эта духовная составляющая правового воздействия не является приоритетной.

Иными словами, правовое регулирование в отличие от общего духовного идеологического воздействия права всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы. В этом, собственно, и состоит социальный смысл существования права как нормативного институционного образования6.

Есть мнение, что правовое воздействие закрепляет статику в праве, так как в данном случае нет прямого опосредования общественных отношений, поведения их участников. Правовое регулирование – это динамика в праве, так как право активно вмешивается в жизнь людей, регулируя их поведение7. На наш взгляд это не совсем верно.

С точки зрения развития и сменяемости основного способа правового регулирования – норм права (нормативных актов), правовое регулирование, безусловно, динамичный, кинетический процесс, но с точки восприятия его объектом регулирования – это процесс пассивный. То есть регулирование – это нечто даваемое сверху, процесс, в котором объекту отводится пассивная роль принимающей стороны.

Воздействие же является активным, динамическим началом, близким по значению к словам «действие», «влияние». Действие всегда представляет собой объективированный акт, который может быть регламентирован законом непосредственно либо определен через правовые начала и смысл законодательства, а также подвергнуться юридической оценке. Как справедливо замечает М.Н. Марченко, «о воздействии можно говорить лишь тогда, когда сила субъекта воздействия способна вызвать определенные изменения в объекте воздействия»8. В данном случае даже возможно противодействие, т.е. нежелание и посильное сознательное сопротивление объекта внешнему воздействию.

Правовое воздействие динамичнее, более гибкое, чем правовое регулирование, поскольку может влиять на общественные отношения, не только напрямую вмешиваясь в них, но и через правовые идеи, ориентиры, оказывая не совпадающее по времени с нормой права воздействие на общественную жизнь. В качестве основного средства воздействия на поведение людей в сфере правового регулирования государство использует правовую норму. Ее свойства оказываются наиболее подходящими для того, чтобы распространить государственное веление на неопределенный круг общественных отношений и относительно определенный круг лиц9.

В процессе правового воздействия правовая норма может отсутствовать, она может существовать в своем прообразе - правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму.

В результате воздействия не обязательно возникает упорядоченность, происходят лишь изменения, которые могут привести и к разрушению объекта. Регулирование же должно быть направлено на достижение поставленных целей, определенного, заранее осмысленного результата, существующего в виде абстрактной модели. Отличие правового регулирования от правового воздействия не в «степени» или в применяемом инструментарии, а в сознательности, рациональности волевого фактора, в логичности и целесообразной направленности его действия, в его полезности.

Информация о работе Механизм правового регулирования