Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:51, контрольная работа
Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования".Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Вопрос: Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.
Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.
Каждый из этапов и
Механизм правового регулирования — это система правовых средств, которые организованы наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права, правовых отношений. Вообще, правовое регулирование призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивать при этом реализацию позитивных интересов субъектов права, правовых отношений. В рамках данного процесса встречаются различные препятствия, которые можно классифицировать следующим образом:
1) препятствия,
которые поддаются управлению, и
препятствия, не поддающиеся
2) препятствия,
которые выражаются в наличии
конкурирующих в управлении
Исходя из изложенного материала, механизм правового регулирования — это система правовых средств, которые позволяют наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, удовлетворять интересы субъектов права.
В теории правоведения выделяют следующие основные признаки механизма правового регулирования:
1. Цель
механизма правового
2. Механизм
правового регулирования — это
система различных по своей
природе и функциям правовых
средств, которые позволяют
3. Механизм
правового регулирования — это
организационное воздействие
В структуре механизма правового регулирования можно выделить следующие основные элементы и соответствующие им основные стадии правового регулирования:
1) норма права;
2) юридический
факт или фактический состав (особенно
организационно-исполнительный
3) правоотношение;
4) акты
реализации прав и
5) охранительный
правоприменительный акт (
Норма права.
На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.).
Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового
регулирования, как нормы права.
Юридический факт.
На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.
Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.Иначе данный элемент можно назвать фактическим составом с таким показателем, как организационно-исполнительный, правоприменительный акт. На данной стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ, которые преобразуются в конкретные правила поведения.
Правовое отношение.
Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение. На данной стадии происходит установление конкретной юридической связи с весьма условным разделением субъектов на управомоченных и правообязанных.
Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов
Выделяют
три основные формы
выражения актов реализации
субъективных прав и
юридических обязанностей:
а) соблюдение
— воздержание от совершения противоправных
действий,
б) исполнение
юридических обязанностей,
в) использование
субъективных прав на благо, различные
ценности.
Однако во всех названных формах субъект права не должен препятствовать удовлетворению интересов противостоящей стороны, а также интересов в охране и защите, которые составляют основу правового порядка.
Названная
стадия механизма правового
Охранительный правоприменительный акт.
Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.
Данная стадия механизма правового регулирования
является факультативной и вступает в
действие лишь в том случае, если беспрепятственная
форма реализации права не удается, т.
е. на защиту неудовлетворенного, незащищенного
интереса субъекта права должна встать
соответствующая правоприменительная
деятельность, меры государственного
принуждения.
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
В современных
условиях можно
выделить следующие
направления повышения
эффективности правового
регулирования:
1. Совершенствование
правотворчества, в процессе
2. Совершенствование
правоприменения "дополняет"
действенность нормативного
Соединение
нормативного регулирования и
3. Повышение
уровня правовой культуры
Интересы
человека - вот главный ориентир
для совершенствования
Задание:
На семинарском
занятии по арбитражному процессу студенты
пытались дать толкование норм Арбитражного
процессуального кодекса РФ. Так, были
сопоставлены тексты п.1 ст.29 АПК РФ, где
говорится о том, что арбитражные суды
рассматривают дела об оспаривании нормативных
правовых актов, затрагивающих права и
законные интересы заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, а
также п.1 ч.2 ст.34 АПК РФ, гласящего, что
дела об оспаривании нормативных правовых
актов Президента РФ, Правительства РФ,
федеральных органов исполнительной власти,
затрагивающие права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности в первой
инстанции рассматриваются Высшим Арбитражным
Судом РФ. В итоге был сделан вывод о том,
что из содержания указанных норм вытекает
невозможность оспаривать в арбитражном
суде положения федеральных законов, которые
тем или иным образом ущемляют права и
интересы субъектов предпринимательской
деятельности. Определите, какие способы
толкования правовых норм были использованы
в данном случае и к какому виду толкования
относится данная операция.
Информация о работе Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии