Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

Целью работы является определение основных направлений развития, основ законодательства правового регулирования предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение……………….3
1.Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности в современном законодательстве Российской Федерации
1.1. Понятие, признаки предпринимательской деятельности в современном законодательстве…….….7
1.2. Правовой статус предпринимателя, требования к осуществлению предпринимательской деятельности ………..13
1.3. Имущественные основы предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     1.Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности в современном законодательстве Российской  Федерации

     1.1. Понятие, признаки предпринимательской  деятельности в современном законодательстве……………………………………………….….7

     1.2. Правовой статус предпринимателя, требования к осуществлению предпринимательской деятельности …………………………………………..13

     1.3. Имущественные основы предпринимательской деятельности …………………………………………………………………………………….25

 

      Введение

     Российская Федерация в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. В настоящее время система государственной поддержки предпринимательства стала более эффективна и целенаправленна. Этому послужили рассмотрение и одобрение Государственным Советом РФ Концепции государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, большое внимание, уделяемое Президентом и Правительством РФ по созданию благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса в стране.

     Для улучшения предпринимательской  деятельности в РФ, на заседании членов  правительства Государственной думы РФ и главы государства  РФ, были  рассмотрены с целью «изменения и  внесения поправок»   нормативно правовые акты такие, как   ГК РФ, НК РФ, ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другие НПА, а так же были сделаны следующие предложения :

     - улучшить налоговое законодательство,

     - заменить государственное регулирование  процессов развития малого бизнеса  активной деятельностью саморегулирующихся  организаций в регионах,

     - предусмотреть в рамках отраслевых  федеральных целевых программ квоты заказов для малого и среднего бизнеса, поднять престиж рабочих профессий, в том числе поменять требования к некоторым рабочим местам, что касается даже названия некоторых рабочих профессий,

     - минимизировать случаи «общения»  малого бизнеса с таможенными службами,

     - проработать вопрос упрощения  системы кадрового учета на  предприятиях малого бизнеса,  а также   упростить и стандартную систему налогообложения в рамках одного предприятия,

     - сделать возможным совмещения на одном предприятии двух систем налогообложения - упрощенной и общей, а также продолжить проведение политики импорта замещения в промышленной сфере.

     Кроме того при непосредственном участии и поддержке ТПП России был принят ряд ключевых законов в сфере малого и среднего бизнеса. К ним, в первую очередь, следует отнести:

     Федеральный закон «от 26.12.2008 № 294 ФЗ» "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

     Федеральный закон от «28.11.2010 № 338 ФЗ» "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", повышающий предельный размер годового дохода налогоплательщика в целях применения упрощенной системы налогообложения.

     Большое значение для бизнеса также имело  принятие Федерального закона от «17.07.2009 № 162 ФЗ» (О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающего освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности от обязанности применять контрольно-кассовую технику).

     Законодательством РФ малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Действующая в настоящее время в Российской Федерации нормативная правовая база регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивает в полной мере правового решения проблем, стоящих на пути развития малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем предпринимательство является рыночным институтом, обеспечивающим решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в первую очередь - в местные и региональные бюджеты).

     Актуальность  темы исследования обусловлена возникновением многообразных форм собственности существенно повлиявших на процесс реформирования системы законодательства в сфере правового регулирования предпринимательства, что привлекают внимание ученых и практиков. Предпринимательство  является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги. Ориентация на малый бизнес улучшает психологический настрой в обществе и повышает ответственность людей за собственную судьбу. Поэтому разносторонняя поддержка предпринимательства со стороны Государства, должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных норм законодательства.

              Целью работы  является определение основных направлений развития ,  основ законодательства правового регулирования предпринимательской деятельности.

     В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:

     - анализ современного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

     -  изучение современного этапа развития предпринимательской деятельности в России и законодательных норм, определяющих организационно-правовую форму предприятий;

     - характеристика основных форм  предпринимательской деятельности;

     - выявление существующих пробелов  в законодательстве, регулирующих  предпринимательскую деятельность;

     Объектом  исследования являются обязательственные отношения и деятельность органов управления в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности.

     Предметом исследования стала система

     Последовательность  изложения материала определяется предметом исследования, поставленной целью и решаемыми задачами.

        Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1Понятие, признаки предпринимательской деятельности в современном законодательстве

     Одним из ключевых понятий в гражданском и, особенно, в предпринимательском праве является понятие "предпринимательская деятельность", которое имеет общее значение для индивидуальных предпринимателей (физических лиц) и коллективных предпринимателей (юридических лиц). Следует обратить внимание на то, что физические лица и коммерческие организации, по общему правилу, участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях. Согласно пункту 3 статьи 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. На предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.

     В настоящее время нормативное  определение понятия предпринимательской  деятельности содержится в абзаце 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ. Предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Исходным и самым существенным в понимании предпринимательства является норма части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, гласящая, что предпринимательская деятельность - это разновидность деятельности экономической. Законной предпринимательской деятельностью может признаваться только та деятельность, которая характеризуется всеми указанными ниже признаками в совокупности.

     1. Самостоятельность осуществления  предпринимательской деятельности. Самостоятельность предполагает, прежде всего, то, что физическое или юридическое лицо - предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно от своего имени и в своем интересе.

     2. Эта деятельность всегда осуществляется  предпринимателем на свой риск. Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск предполагает экономическую самостоятельность и тесно связанную с этим ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности. Этот признак предпринимательской деятельности состоит в тесной связи с первым, названным признаком. Ведь, образно говоря, самостоятельно выбирая путь движения, предприниматель сам на этом пути убирает из-под ног «сорняки», рискует столкнуться с трудностями и проблемами. Выбранный курс определяет, в конечном счете, результат. Однако представляется, что это понятие является больше лингвистическим, чем юридическим. В законодательстве есть попытки дать правоприменителю представление о том, что представляет собой предпринимательский риск. Так, в статье 929 ГК РФ предпринимательский риск понимается как риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, например, риск неполучения ожидаемых доходов, а также другие страховые риски, то есть предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности. 
 

     3. Предпринимательская деятельность  имеет целью систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для достижения этой цели естественно требуется и систематическое осуществление самой деятельности. Следует согласиться с мнением, что системность осуществления деятельности должна пониматься как наличие свойства, объединяющего все совершаемые действия в единое целое. Следовательно, предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, для чего ее субъекту необходимо совершить ряд сделок, целью которых является получение прибыли. Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если по ней получен доход, ведь единичная сделка не носит систематического характера. Интересно, что неоднозначное толкование этого признака предпринимательской деятельности на практике приводит к многочисленным неразберихам, которые зачастую заканчиваются судебными процессами.

     4. Субъектами предпринимательства  могут быть лица (физические лица  и юридические лица), зарегистрированные  в установленном законом порядке, то есть имеющие соответствующий гражданско-правовой статус. Иными словами, регистрация субъекта предпринимательской деятельности, постановка на учет в налоговом органе, а в особых случаях, предусмотренных российским законодательством, получение специального разрешения (лицензии) - это путь к началу предпринимательской деятельности.1

     В условиях современной российской действительности важно учитывать функции предпринимательской деятельности. Необходимо отметить значение существования и дальнейшего развития предпринимательства. Развитие и укрепление предпринимательской деятельности является рычагом развития экономики страны в целом. Основные функции предпринимательской деятельности:

     Ресурсная функция для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы - факторы производства. К ним относятся, прежде всего, естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, леса и воды). Важными представляются инвестиционные ресурсы (машины, оборудование, инструменты, транспорт и другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю), а также финансовые ресурсы. Особый вид ресурсов - это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости. За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимость еще одного ресурса - предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства - земли, капитала и труда, - способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики.

     Добивается  предприниматель этого, осуществляя  вторую функцию предпринимательской  деятельности - организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, которой является получение высокого дохода.

     Третья  функция предпринимательства - творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологии. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных.2

Информация о работе Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности