Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 03:00, реферат
В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни. Организацию способов воздействия на человечество в целом в настоящее время осуществляет государство. Самый распространенный способ воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуация является административно - правовой, т.е. построение системы государственного управления, таким образом, что бы она была способна не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватны и объективны ко всем субъектам.
Введение
Глава 1 Теоретические основы правового регулирования
1. Понятие и предмет правового регулирования, и его виды
2. Способы, типы и методы правового регулирования
Глава 2 Механизм правового регулирования
1. Понятие механизма правового регулирования
2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения
Заключение
Список использованных источников и литературы
"Правовое регулирование и его механизм"
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы правового регулирования
1. Понятие и предмет правового регулирования, и его виды
2. Способы, типы и методы
Глава 2 Механизм правового регулирования
1. Понятие механизма правового регулирования
2. Эффективность правового
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Организацию способов воздействия на человечество в целом в настоящее время осуществляет государство. Самый распространенный способ воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуация является административно - правовой, т.е. построение системы государственного управления, таким образом, что бы она была способна не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватны и объективны ко всем субъектам.
С целью обеспечить такую согласованную систему осуществляется социальное регулирование, которое, в свою очередь делится на внешнее и внутреннее. К первому относится воздействие на самого человека с помощью различных способов. Ко второму- саморегулирование.
Таким образом, государство осуществляет целенаправленное воздействие на поведение людей с помощью средств и способов.
Средства социального
Способы социального регулирования - это как осуществляется целенаправленное воздействие.
Своевременность реагирования на возникающие угрозы объясняет использование особых форм и методов управления. Применение органами исполнительной власти обычных правовых механизмов в некоторых условиях является недостаточным.
Во время кризисных ситуациях различного вида государство изменяет организацию государственного управления, структуру и систему органов исполнительной власти, начинает формироваться и реализуется в практической деятельности специальная система законодательства - чрезвычайное законодательство Российской Федерации. Это связано с возможностью возникновения новых общественных отношений на основе введения в действие качественно иных правовых регуляторов, которыми выступают особые правовые режимы.
Социальное регулирование
Правовое регулирование это разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, включая идеи и принципы правовой жизни, которые не нашли свое отражение в законах и иных нормативно - правовых актах.
Совокупность всех средств воздействия
права на общественные отношения
представляют собой механизм правового
регулирования. Именно механизм правового
регулирования позволяет
Особый интерес к этой проблеме в настоящий момент обуславливается необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, необходимостью исследования проблемы его воздействия на экономические отношения, на сознание и поведение людей.
Актуальность темы данной курсовой работы заключена в том, что в теории государства и права существует ряд направлений, исследующих новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная техника и т.д. Слабо разрабатывались такие вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных и экономических процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.
В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и показать, что такое правовое регулирование, его механизм, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, так как это играет важную роль в нашей жизни.
Глава 1 Теоретические основы правового регулирования.
1 Понятие, виды и предмет правового
Пpaвoвoе регулирование - это целенаправленный процесс регулирования общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).
Исходя из определения, можно выявить, что регулированием можно назвать воздействие на поведение людей, при котором очень ясно обозначается цель. Например, в целях упорядочения пользования жилыми помещениями, установления прав и обязанностей собственников и арендаторов жилых помещений, создается жилищный закон. Именно воздействие норм Жилищного законодательства и реализация поставленной цели и являются правовым регулированием.
Однако, следует отметить, что не является правовым регулированием, воздействие, последствия которого, не предусмотрены законодательством или противоречат ему. К примеру, с принятием Жилищного кодекса увеличилось число сделок по поводу жилья, возросла цена недвижимость. Все это негативное влияние не относиться к правовому регулированию, т.к. это не выступало целью при принятии закона.
Также к правовому регулированию не относиться воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. СМИ в настоящее время являются четвертой неформальной ветвью власти. И, несмотря на это, воздействие на сознание людей через СМИ, агитация, пропаганда, обучение, нравственное и психическое воздействие никак не может быть отнесено к правовому регулированию.
Конечно, в повседневной жизни люди
постоянно встречаются с
Определиться, что же именно регулирует
и на что воздействует правовое регулирование,
поможет предмет правового
Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут.
Право, регулируя поведение людей, воздействует на такие отношения между ними, как экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т.д. Хотя надо заметить, что правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения. Поэтому следует точно разграничивать сферу правового регулирования.
В истории правовой жизни сложилось три группы общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования:
1) Отношения людей по обмену
материальными, а также не
2) Отношения по властному
3) Отношения по обеспечению
Таким образом, к предмету правового
регулирования относятся
Во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, так как право регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, предусмотренное нормой права, субъект должен осознать требование этой нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с этой нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.
Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.
В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.
В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.
Правовое воздействие -- это более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Например, человек может никогда не оказаться в ситуации необходимой обороны, никогда не быть депутатом, но ознакомление с соответствующими законами развивает его сознание. В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок.
Возникновение правового регулирования и международно - правового регулирования в частности, обусловлено объективными законами исторического развития. Появление на определенном этапе развития общества государства вызвало к жизни особый вид нормативного регулирования - регулирование общественных отношений правовыми средствами сначала на внутригосударственном уровне, а затем и в межгосударственном общении. Особенность правового регулирования заключается, прежде всего в том, что оно исходит от государств, осуществляется при помощи системы правовых средств, опирается на возможность государственного принуждения.
Правовое регулирование
"В самом общем виде правовые
средства - это все те юридические
инструменты, с помощью
"Но как неразумно строить
дом без фундамента, не мыслимо,
даже катастрофично,
Право, являясь сферой духовной деятельность людей, формируется как внутреннее, идеальное стремление к совершенствованию общественных отношений и в этом стремлении направляемо идеалом, представлением о том, как может и должно быть.
Идеальная сущность права исходит из природы самих людей, ими воспроизводится, развивается и на деле осуществляется. Право порождается духовной деятельностью общества и на него направляет свое действие, но реализуется через специальные органы государства, что создает сложную проблему недопонимания обществом политики властей и наоборот.
В период становления советского политического
режима, наоборот, утвердился тезис
о том, что без государства
и его принудительного аппарата
право не существует. Идеологической
базой советского тоталитаризма
выступила социалистическая концепция
права, согласно которой право понималось
как продукт исключительно
С началом рыночных преобразований
советское право со всей очевидностью
показало свою неспособность к отражению
новых потребностей общества. Такое
положение обусловило постепенный
возврат отечественной
В современной России проблема осознания сущности права не потеряла своей значимости.
Правовое поведение личности скорее будет определено его внутренними, "присвоенными" духовными ценностями и ориентирами, нежели предложенными из вне, чуждыми результатами деятельности "профессионалов" - политиков. Действия человека подчинено его сознанию, которое, в свою очередь, руководствуется системой "идеальных" форм своей работы. Идеальная возникает объективно как результат творческого включения индивида в многообразие общественных отношений. Творчество всегда направлено на создание нового качества, что является приоритетом в развитии личности, общества и государства.
Виды правового регулирования
Правовое регулирование имеет
несколько классификаций и
Нормативное правовое регулирование относится к первоначальному этапу регулирования и распространяется на все общественные отношения определенного рода или вида. Примером можно привести договор купли продажи. Положения главы 30 Гражданского кодекса РФ регулируют все конкретные отношения в сфере купли - продажи, не зависимо от их вида и того где и когда они зародились. Достоинства нормативного правового регулирования состоят в том, чтобы ввести общественные от ношения в рамки, приемлемые для всех членов общества, придать им определенную устойчивость, упорядоченность, независимость от произвола отдельных личностей. Однако оно имеет свои недостатки, так как не в состоянии учесть все разнообразие особенностей конкретных отношений, следовательно, нуждается в дополнении его индивидуальным регулированием.