Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 03:00, реферат
В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни. Организацию способов воздействия на человечество в целом в настоящее время осуществляет государство. Самый распространенный способ воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуация является административно - правовой, т.е. построение системы государственного управления, таким образом, что бы она была способна не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватны и объективны ко всем субъектам.
Введение
Глава 1 Теоретические основы правового регулирования
1. Понятие и предмет правового регулирования, и его виды
2. Способы, типы и методы правового регулирования
Глава 2 Механизм правового регулирования
1. Понятие механизма правового регулирования
2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Общедозволительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это привело бы к неупорядочению их деятельности и т. п.
Разрешительный тип регулирован
Разрешительный тип
Указанные два типа применимы лишь
к регулированию отдельных
Дозволительно-обязывающий - этот тип регулирования основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей. Этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам. Его можно сформулировать так: "дозволено только то, что предписано законом".
В теории права появляется термин
"правовой режим" - регулирование
определенной сферы общественных отношений
с помощью различных
Глава 2 Механизм правового регулирования
1. Понятие и содержание механизма правового регулирования
Правовое регулирование по своей сущности призвано упорядочивать общественный отношения, выражая при этом позитивные интересы общества. В связи с выполнением данной задачи возникают различные трудности - препятствия, которые отрицательно влияют на правовое регулирование, занижая его эффективность.
К препятствиям можно отнести факторы, мешающие и создающие преграды для процесса упорядочивания социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами.
Классификации препятствий различны. Например, в зависимости от управляемости препятствующего фактора, они делятся на: поддающиеся управлению и неподдающиеся. К первым относятся пробелы в законодательстве, какие либо коллизии, которые не составляет огромного труда устранить или урегулировать. А ко вторым относятся природные катаклизмы, стихийные бедствия, климатические условия и т.д.
В зависимости от наличия определенных
факторов при управленческом процессе
препятствия принято
Именно в таких ситуациях и возникает такое понятие как механизм правового регулирования.
Механизм правового регулирования (далее МПР) - это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
Цель МПР - это обеспечение
Роль МПР заключается в снятии возможных препятствий, которые стоят на пути осуществления интересов субъектов.
Механизм правового
На первой стадии общенормативн
На второй стадии регулирования появляется такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях.
К этому элементу примыкают юридические
факты как фактические
Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование).
Особое место в механизме
правового регулирования
Важным элементом, которому отведено место в механизме является правосознание. Оно встречается на всех стадиях и затрагивает все элементы правового регулирования. В соответствии с ним создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты. Его влияние на акты выражается в непосредственных формах реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Результатом действия механизма правового регулирования выступают законность и правопорядок.
В настоящее время с точки
зрения реализации норм права не уделяется
достойное внимание такому специальному
элементу механизма правового
В общей теории права выделяют,
как правило, следующие элементы
механизма правового
И.И. Лукашук отмечал, что "существуют три различные точки зрения о правовом регулировании и, соответственно его механизме".
Одни авторы сводят действия нормы и правовое регулирование к конкретным правоотношениям., другие исходят из того, что правовое регулирование начинается после создания нормы и сводится к различным средствам воздействия последней на общественные отношения. Наконец, самое широкое понимание включает в понятие правового регулирования и правотворческую стадию.
Правотворчество не только является
стадией правового
И хотя конечная цель правового регулирования
достигается на стадии реализации правовых
норм, от стадии правотворчества во
многом зависит, как будет осуществляться
стадия реализации, а соответственно
и эффективность правового
Особенностью правового
2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения
Все нормы права издаются в связи с тем, что возможны разные варианты поведения, отклонения от типичного, социально приемлемого образа поведения человека в различных ситуациях.
Целью правового регулирования является координация поведения и действий людей, чтобы они совершались в соответствии с установленными правовыми нормами. Чтобы в результате появилась польза и прогрессивное развитие различных сфер общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т.д.
Эффективность правового регулирования и есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм.
Другими словами:
Эффективность правового регулирования
- это соотношение между
Различаются цели непосредственные (поведенческие) и опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой эффективностью. Опосредствованные цели достигаются уже поведением, деятельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической.
Цели правового регулирования могут быть ближайшими и перспективными. Ближайшей целью законов и иных нормативных актов, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной и т. д.), а перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики. Поведенческая эффективность норм права является условием эффективности фактической (конечной), когда реализуются цели ближайшие и тем более перспективные в разных сферах общественной жизни: достигаются цели экономические (повышение производительности труда, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, наполнение рынка товарами, повышение зарплаты и т. д.), политические (развитие демократии, формирование правового государства, расширение прав и свобод граждан, повышение уровня их гарантированности и т. д.), праксеологические (совершенствование структуры каких-либо органов, повышение уровня их профессионализма, эффективности их деятельности и т. д.), нравственно-воспитательные и др.
Цели правового регулирования
бывают еще не только позитивными, направленными
на изменения, связанные с возникновением,
формированием отдельной
Чтобы повысить эффективность правового регулирования используются следующие пути:
1. Совершенствование правотворчества. Именно в этом процессе в нормах права наиболее полно выражаются интересы общества и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Таким образом следует создавать такой закон, которой в силу психологических свойств лучше будет соблюдать, а не нарушать. Также следует повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.
2. Совершенствование
3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и правопорядка.
Интересы человека - вот главный
ориентир для развития и совершенствования
элементов МПР, повышения их эффективности.
Выступая своего рода юридической технологией
удовлетворения данных интересов, механизм
правового регулирования должен
постоянно быть социально ценным
по своему характеру, должен создавать
режим благоприятствования
Заключение
Рассмотрев все основные понятия, элементы, типы, группы и виды правового регулирования я могу сделать следующий вывод. Правовое регулирование выступает как инструмент социального управления. Оно призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В этом ему помогает механизм правового регулирования общественных отношения во всех сферах. Действие права изучает общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других.