Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме
правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать содержание механизма правового регулирования
- необходимо изучить понятие правового регулирования
- выделить методы, способы и типы, как составляющие механизма правового регулирования
- изучить стадии правового регулирования.

Файлы: 1 файл

курсач ОТП.docx

— 51.43 Кб (Скачать)

Введение

 

        Право является важным средством регулирования взаимоотношений индивидов, социальных групп, всего общества в целом, в нем закрепляются права и свободы личности, оно само выступает как социальная ценность.                                                   

Основное  назначение права – организовывать отношения граждан, их поведение, учитывая их индивидуальные потребности, направить  действия членов общества в русло  общественных интересов.

       Определяя  актуальность  данной  темы,  следует  выделить,  что  именно механизм правового регулирования является двигателем  права,  справедливости и законности.

     При  раскрытии  темы  курсовой  работы  мы  использовали  такие   методы

научного  познания, как: метод материалистической диалектики, сравнительный, конкретно-социологический, логический, формально-юридический методы.

    Данная работа состоит из введения, пяти глав и заключения.

          Цели и задачи данной работы  – раскрыть суть вопроса о  механизме

правового регулирования.

    Для достижения поставленной  цели необходимо решить ряд  задач:

- исследовать  содержание механизма правового  регулирования

 - необходимо изучить понятие правового регулирования

 - выделить методы, способы и типы, как составляющие механизма правового регулирования

- изучить  стадии правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание механизма правового регулирования

 

Регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию  права и государства. Отсюда значение, которое приобретает тот механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства, т.е. механизм правового регулирования. Данное понятие позволяет:

1) собрать  вместе все части юридической  надстройки и факторы, на нее влияющие;

2) расставить  их по своим местам;

3) увидеть  те основные функции, которые  выполняют юридические, социальные, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т.е. в процессе выполнения правом своих функций;

4) понять  процесс трансформации правовых  принципов и норм в поведение  (правомерное и противоправное), возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;

5) обосновать  необходимость совершенствования  правового регулирования в обществе, повышения эффективности и качества реализации права, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех работников правоохранительных органов.

Категория механизма правового регулирования является емкой и многогранной, допускающей разные подходы и позволяющей рассматривать ее в различных аспектах. Считают, например, что механизм правового регулирования состоит из двух основных полярных элементов: во-первых, это способы воздействия: дозволения и запреты, а также позитивное обязывание (активная сторона), во-вторых, это способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, в совершении действий или в воздержании от действий (результативная сторона). Между названными способами признается наличие промежуточных звеньев - правосубъектности, юридических фактов, правоотношений, представляющих собой последовательные стадии перевода правовых предписаний в упорядоченность общественных отношений. Упускаются из виду нормы права, акты реализации права и другие правовые средства. Дозволения и запреты, а также обязывания представляют собой наиболее глубинный слой рассматриваемого механизма и содержатся в нормах права. К тому же они пронизывают и приводят в действие все звенья МГПР: правоотношения, правоприменение, акты реализации права, во многом предопределяя их содержание и особенности. Механизм государственно-правового регулирования включает следующие главные стадии:

- стадию  формирования и общего действия  юридических норм, которая предполагает  тесную связь права с государством, зависимость его от последнего  или, точнее, единство и взаимосвязь  права и государства при относительной  самостоятельности того и другого;

- стадию  возникновения на основе юридических  фактов у конкретных субъектов  права прав и обязанностей - правоотношений как индивидуализированной меры поведения. В жизни нередко этой стадии предшествует факультативная стадия - применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут. Она имеет место, если существует правовая патология в форме спора о праве или правонарушениях; осуществляется оперативно-исполнительная, государственно-властная организующая деятельность;

- стадию  реализации прав и обязанностей, осуществления их в фактическом  поведении, деятельности субъектов  права.

Указанным стадиям процесса правового регулирования  соответствуют элементы:

- юридические  нормы;

- индивидуальные  государственно-властные предписания  или акты применения права;

- правоотношения;

- акты  реализации прав и обязанностей (соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения права).

Считается, что существует два главных метода:

1) централизованное  регулирование (метод субординации), при котором регулирование «сверху  донизу» осуществляется на властно-императивных началах (в наиболее чистом виде этот метод используется в административном праве);

2) децентрализованное  регулирование (метод координации), на ход и процесс которого  оказывают влияние участники  регулируемых отношений путем договоров, односторонних правомерных юридических действий (в наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве).

В других отраслях права - семейном, трудовом, земельном  и др. - существуют различные сочетания, вариации этих главных методов.

Способы или пути регулирования отношений  со стороны государства раскрывают специфику методов регулирования в отдельных областях общественных отношений и выражаются в особенностях юридических норм. Есть три основных способа: запрещение, дозволение и обязывание. В правовом регулировании используются различные комбинации этих трех способов. На основе обязывающих норм складываются правоотношения активного типа, а на основе запрещающих и управомочивающих - правоотношения пассивного типа. В централизованном регулировании преобладают запрещение и обязывание, а в децентрализованном - дозволение.

Собственно  правовые средства регулирования общественных отношений подвергаются существенному  влиянию социальных и иных факторов, соответственно принято выделять социальный механизм действия права, т.е. всю систему социальных и иных факторов, влияющих на перевод требований правовых принципов и норм в правовое поведение субъектов права. [2, с. 238-240]

Механизмом  правового регулирования как  одного из видов социального регулирования становится при этом совокупность способов воздействия права на участников общественных отношений: дозволения, запреты, позитивное связывание. Эти способы правового регулирования и формируют в конечном счете правовое состояние общества, поведение его членов, их коллективных образований. Однако сводить нормативно-правовое регулирование исключительно к классовым интересам, к воле господствующего класса было бы принципиально неверным. [ 3, с.357 ]

К основным стадиям перевода требований правовых принципов и норм в правового поведения субъектов права следует отнести: доведение правовых принципов и норм до всеобщего сведения; направление правового поведения путем формулирования в правовых актах социально полезных целей - целеполагание; формирование с помощью правовых предписаний социально полезного правомерного поведения; социально-правовой контроль. Названным стадиям соответствуют следующие элементы социальной действительности:

- правовая  образованность и воспитанность  всего населения, профессионально-юридическая  культура должностных лиц, в  том числе работников правоохранительных  органов;

- устойчиво  положительные правовые установки  и ценностные ориентации населения, должностных лиц и особенно работников правоохранительных органов, которые должны к тому же отличаться умением применять право, привычкой соблюдать закон и правовой активностью;

- прочная  законность и правопорядок;

- правосудие  и другие способы защиты и  охраны прав, свобод и законных  интересов человека и гражданина.[2, с.238-240]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие правового регулирования

 

       Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как  внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). [ 4, с. 264 ]

В юридической  литературе тема правового регулирования  не является новой. В 60-х гг. прошлого столетия появился повышенный интерес  к этой проблеме, который объясняется  необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни  общества, важностью выяснения путей  его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение  людей, рассмотрения соотношения воздействия  и регулирования, анализа особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования.

Под правовым регулированием общественных отношений  мы понимаем лишь одну из форм воздействия  права на общественные отношения  – воздействие при помощи специфически-правовых средств: норм права, правоотношений, актов  реализации. [ 1, с. 499 ]

Правовое  регулирование - один из видов социального  регулирования, и все те закономерности, которые действуют в сфере социального регулирования, относятся и к правовому регулированию. Но механизм правового регулирования имеет большие особенности, которые позволяют его выделить в самостоятельный вид. Его воздействие на общественные отношения превращает их в правоотношения, которые и становятся основным каналом воздействия права на поведение адресатов. Эти адресаты - участники общественных отношений - наделяются взаимными правами, обязанностями, ответственностью, иначе, запретами, дозволениями, разрешениями. И действие всего механизма правового регулирования обеспечивается возможностью государственного принуждения [ 3, с. 355 ]

На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей.

Средства  отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы —  как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам  социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма — хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, Меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.

В системе  социального регулирования важнейшая  роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических  средств на поведение людей и  на общественные отношения в целях  их Упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен понимать правовое регулирование как  разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в  том числе правовых идей, принципов  правовой жизни общества, не воплощенных  в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и  др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего  понимать роль, значение правового  регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного  права.[ 4, с. 265 ]

Позитивное  право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового  принуждения позволяют перевести  правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение  правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить  будущих юристов к пониманию  регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в  их взаимосвязи и взаимодействии.

Исходя  из этих задач можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Из определения  вытекает, что регулированием можно  назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в  целях упорядочения использования  земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие  норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Информация о работе Механизм правового регулирования