Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме
правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать содержание механизма правового регулирования
- необходимо изучить понятие правового регулирования
- выделить методы, способы и типы, как составляющие механизма правового регулирования
- изучить стадии правового регулирования.

Файлы: 1 файл

курсач ОТП.docx

— 51.43 Кб (Скачать)

Если же под  воздействием законодательного акта или  его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и  противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может  считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли, спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

Нельзя  считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение  людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права  взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим  правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как  целенаправленной, результативной, нормативно-организационной  деятельности с помощью специфических  юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально знакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет правового регулирования

 

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В тех  условиях, когда сфера правового  регулирования заужена, когда не используются возможности права  для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех  областях человеческих отношений, которые  можно и нужно упорядочить  с помощью права. А когда сфера  правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного  государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу  правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют  следующие признаки.

Во-первых, это  отношения, в которых находят  отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых  идет на какое-то ущемление своих  интересов ради удовлетворения интересов  другого.

В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена  достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования  входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую  группу составляют отношения людей  по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными) - здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в Денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую  группу образуют отношения по властному  управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так й общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению  правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие  из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных  сферах.

Общественные  отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействия и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности  правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напря-правового воздействия на общественные отношения.

[ 1, c. 266 -267 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы, способы, типы, правового регулирования. Правовые режимы

 

Разнообразие  общественных отношений, входящих в  сферу правового регулирования, порождает различия в методах  и способах юридического воздействия.

Сравнение выделенных в главе 3 групп общественных отношений достаточно очевидно свидетельствует о различиях между отношениями первой и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во вторую и третью группы — отношения между властвующим и подвластным. Это характерно и для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, в частности между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

[ 4, с. 268 ]

Метод правового регулирования есть совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. [ 1, с.503 ]

В зависимости  от указанных различий в теории правового  регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного, диапозитивного регулирования построен на координации целей и интересов  сторон в общественном отношении  субъектов гражданского общества, удовлетворяющих  в первую очередь свои частные  интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового  характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками  общественного отношения. При его  помощи регулируются отношения, где  приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административно- уголовном праве). [ 4, с. 269 ]

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений, они зависят от особенностей правовых норм:

  1. Запрещение есть возложение обязанности воздержаться от совершения действий (запрещающие нормы);
  2. Дозволение есть предоставление права на активные действия

     ( управомачивающие нормы);

  1. Обязываюшие есть возложение обязанности по активному поведению – что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);
  2. Рекомендование (совет) [ 1, с. 503-504 ]

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия  на поведение людей.

В качестве дополнительных способов правового  воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих  возможность применения правового  принуждения. В частности, нормы  Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести  стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают  влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

Со способами  правового регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют  неюридические способы влияния  на сознание, волю, а значит, и поведение  людей в обществе. Например, нормы  права, правовые акты (нормативные и  индивидуальные), другие правовые явления  обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей  доводится информация, которую они  могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Особое  место в сложном построении правового  регулирования занимают общие юридические  запреты и общие юридические  дозволения. Определение "общие" применительно к запретам и дозволениям  означает, что соответствующее правовое предписание является основным, исходным направляющим для определенной сферы  общественных отношений.

[ 4, с. 271 ]

Тип правового регулирования представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.

На основе соотношения общих дозволений и  запретов в юридической литературе и в правовой жизни сложились  две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

В основе общедозволительного типа регулирования (первая формула): лежит общий запрет. Дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. Субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных. [ 1, с. 504 ]

На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

В основе разрешительного типа регулирования (вторая формула правового регулирования) лежит общий запрет, соответственно он звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. [ 4, с. 272]

Субъекты  могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев  еще нужно компетентное решение  государственного органа. [ 1, с. 514 ] 

Сказанное означает, что участник правовых отношений  подобного типа может совершить  только действия, которые прямо разрешены  законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования  принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые  связаны, например, с государственным  управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции  властвующего субъекта, категорически  запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское вкраплены" элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительноцу типу.

Информация о работе Механизм правового регулирования