Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме
правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать содержание механизма правового регулирования
- необходимо изучить понятие правового регулирования
- выделить методы, способы и типы, как составляющие механизма правового регулирования
- изучить стадии правового регулирования.

Файлы: 1 файл

курсач ОТП.docx

— 51.43 Кб (Скачать)

Вместе  с тем достаточно очевидно, что общёдозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способом достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

В теории права входит в научно-практический обиход термин "правовой режим". Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы  общественных отношений с помощью  различных юридических средств  и способов. Как правило, различные  сферы общественных отношений требуют  разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается  как внутри каждой отрасли, так и  в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и  вспомогательной роли других.

Так, внутри отрасли административного права  правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных  учреждениях и организациях существенно  отличается от правовой регламентации  управленческих отношений в сфере  государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современны* условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

Достаточно  очевидно различие в правовых режимах  отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Вопрос  о методах, способах, типах, режимах  правового регулирования имеет  наряду с теоретической большую практическую значимость.

Выбор той  или иной формы правового регулирования  зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют  от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы  сделать правовое регулирование  наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов  правового общества.

С методами, способами, типами правового регулирования  связана наметившаяся дифференциация юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую, а значит, и на определенные ориентации в профессиональной подготовке, в юридическом образовании и обучении.

У юристов  публично-правовой ориентации, как  правило, в профессиональном правосознании  интересы общесоциальные превалируют над интересами частными, личностными. Их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. Юристы частноправовой ориентации мыслят и действуют в интересах суверенного индивида, свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государственной и иной власти.

Указанная дифференциация юридической деятельности должна учитываться уже при подготовке будущих юристов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стадии правового регулирования

Правовое  регулирование есть длящийся во времени  процесс. Оно предполагает активную деятельность людей их коллективов  и в процессе создания права, и  в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение  людей и общественные отношения  начинается с момента осознания  необходимости и возможности  регламентации с помощью права  каких-то жизненных ситуаций. В некоторых  условиях люди действуют по праву  даже при отсутствии или вопреки  действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях "товарного" голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи  не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного  политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных  юридических санкций, реализовали  свое естественное право на свободу  мысли и ее высказывание. [ 4, с. 275 ]

Правовое  регулирование представляет собой  длящийся процесс, который состоит  из стадий, в каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.

Правовое  регулирование включает следующие  стадии:

  1. Издание нормы права и её общее воздействие (регламентация общественных отношений);
  2. Возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
  3. Реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, в фактическом поведении участников общественного отношения;
  4. Применение права;

Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой и второй или второй и третьей. [1, с. 502 ]

Регулятивное  воздействие права наиболее зримо  и эффективно начинается с издания  законотворческими органами государства  нормативных актов. Возведение в  закон, придание строгих юридических  форм нормам права — первая стадия правового регулирования, когда  создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. [ 4, с. 275 ]

Норма права  представляет собой исходную юридическую  базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в её диспозиции. От вида нормы права  (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права. [ 1, с. 502 ]

  Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные  возможности права, оказывается  активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение  людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования  происходят индивидуализация и конкретизация  прав и обязанностей. После наступления  обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. [4, с. 276]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Завершая нашу работу “механизм  правового регулирования”, можно  сделать немаловажные выводы.

Наличие правового регулирования  дает возможность  посредством  правовых норм и иных юридических средств  воздействовать на общественные  отношения  в целях их упорядочения, развития и защиты.

           Механизм  правового  регулирования   призван  осуществлять   с   помощью правовых средств упорядоченность  общественных  отношений  в   соответствии  с целями  и   задачами  правового  государства.   Названный   механизм   просто  необходим  для  поддержания   законности  и   правопорядка   как   основы   и непременного  условия нормальной жизни цивилизованного  общества.

Изучение  механизма  правового  регулирования  играет  важную  роль   в понимании каждым юристом  динамики  воздействия  на  общественные  отношения всех юридических средств в комплексе. Значение единства и  взаимодействия  в механизме  правового  регулирования  весьма   существенно   для   укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

       1.Абдулаев М.И., Комаров С.А., Проблемы теории государства и права/ СПб.: Питер, 2003. – 576 с.

2.Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.

  3. Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. — 2-е изд. —

М.: Омега-Л, 2005. — 608 с.

4.Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 616 с.

 

 


Информация о работе Механизм правового регулирования