Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8

1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13

1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25

2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44

3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62

Файлы: 1 файл

диплом Климантович 4.doc

— 498.50 Кб (Скачать)
ign="justify">    - выписка из протокол общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;

    - документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;

    - копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом;

    - сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости; справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

    - документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;

    - анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения: для руководителя исполнительного органа банка - о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;

    - документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;

    - бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период; документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;

    - платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка. [23, с.54]

    Решение о государственной регистрации  банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

    Национальный  банк до принятия решения о государственной  регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации.

    Зарегистрированному банку выдается свидетельство о  его государственной регистрации. Национальный банк в пятнадцатидневный срок со дня внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сообщает данные о государственной регистрации банка в налоговые органы, органы государственной статистики и иные органы, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

    Государственная регистрация банка не проводится в случае несформирования его уставного фонда. В государственной регистрации банка может быть отказано, если один из его учредителей на дату подачи заявления о государственной регистрации банка:

    - является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;

      - имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

    - является общественным объединением, преследующим политические цели;

    - является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;

    - являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного юридического лица на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;

    - ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда. [20, с.64]

    Государственная регистрация банка не производится также в случаях несоответствия руководителей исполнительных органов  или главного бухгалтера банка квалификационным и иным требованиям, предъявляемым к ним. Под несоответствием квалификационным и иным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимаются:

    - отсутствие у кандидатуры, предлагаемой на должность руководителя исполнительного органа банка, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка;

    - отсутствие у кандидатуры, предлагаемой на должность главного бухгалтера  банка, высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка;

    - наличие непогашенной или неснятой судимости;

    - привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу на день принятия решения о государственной регистрации банка;

    - совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    - наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения ими виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к ним со стороны нанимателя;

    - недостаточность квалификации, установленная специальной квалификационной комиссией Национального банка.

    В государственной регистрации банка  может быть отказано при выявлении в представленных для государственной регистрации документах недостоверной информации, а равно в случае нарушения порядка создания банка, установленного законодательством Республики Беларусь. [19, с.54]

    Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в государственной регистрации банка либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд. Национальный банк при принятии решения об отказе в государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей с указанием причин отказа. В случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы банка в тридцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения банк обязан представить вносимые изменения и дополнения в Национальный банк. Национальный банк в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы банка, уведомляет об этом банк в письменной форме в пятидневный срок с указанием причин отказа. Отказ в государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы банка, либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения об их регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.

     Одновременно  с государственной регистрацией банков Национальный банк осуществляет их лицензирование. Однако, необходимо отметить, что в банковском законодательстве Республики Беларусь отсутствует легальное определение понятия «банковская лицензия». Так, под лицензией на осуществление банковских операций предлагается понимать специальное разрешение Национального банка Республики Беларусь на осуществление банковской деятельности (банковских операций) в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Национальным банком Республики Беларусь формы (реквизитов) право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такого документа.

    Осуществление Национальным банком функции надзора  и контроля за деятельностью коммерческих банков происходит посредством выдачи лицензий, проверки отчетности, ревизии на местах, контроль за соблюдением норм банковских операций.

    Лицензия  выдается банку после уплаты лицензионного  сбора, произведенной в установленном порядке.

    Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

    В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять. Национальный банк выдает одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

    Лицензия  на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня  банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку на основании документов, представленных для государственной регистрации банка. [14, с.74]

    Национальный  банк вправе отозвать лицензию на осуществление  банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций в случае:

    - неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

    - установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению интересов вкладчиков и иных кредиторов банка;

    - неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

    - осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

    - неоднократного (не менее двух раз) неисполнения по вине банка в течение одного года исполнительных документов судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка при наличии средств на их счетах;

    - нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к банку неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия;

    - неудовлетворительного финансового положения банка, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

    - наличия оснований для признания банка банкротом в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

    В случае устранения нарушений, по которым  лицензия на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций была отозвана, банк вправе заявить ходатайство в Национальный банк о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии на осуществление банковской деятельности. При необходимости Национальный банк вправе провести проверку достоверности представленной банком информации об устранении нарушений.

    Решения Национального банка о приостановлении  и о восстановлении действия лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций вступают в силу с момента уведомления банка об их принятии.

    Сообщения о приостановлении и о восстановлении действия лицензии на осуществление  банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций подлежат опубликованию Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

    Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что в надзорной деятельности Национальный банк Республики Беларусь реализует функции государственного органа, регламентирующего институциональный и операционный характер отечественной банковской системы. Для этого он осуществляет свои лицензионные и регистрационные полномочия. Для возникновения специальной финансово-правовой правосубъектности банков и небанковских кредитных организаций необходимо и достаточно двух юридических фактов: государственной регистрации в качестве юридического лица и получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Тем самым можно предложить следующее определение банковской деятельности: «банковской деятельностью является, подлежащая обязательному лицензированию Национальным банком Республики Беларусь, совокупность банковских операций банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, осуществляемых систематически с целью извлечения прибыли».

Информация о работе Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь