Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8

1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13

1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25

2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44

3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62

Файлы: 1 файл

диплом Климантович 4.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

    Безусловно  все три цели взаимосвязаны друг с другом. Например, действия надзорных органов, направленные на обеспечение платежеспособности и ликвидности финансовых институтов, оказывают влияние на предотвращение банкротств и, следовательно, возникновение убытков для индивидуальных клиентов. Эти действия могут также как стимулирующие эффективность работы всей кредитно-финансовой системы. С другой стороны, возможны и противоречия между ними. К примеру, правила и нормативы, предназначенные для обеспечения стабильности банковской системы, зачастую направлены на ограничение рыночных сил и, следовательно, на конкуренции между банками. Эти обстоятельства приводят к необходимости более тщательно продумывать политику регулирования деятельности всех институтов финансового рынка [1, с.26].

    В настоящее время Банковский кодекс Республики Беларусь концентрирует все функции по регулированию и надзору за деятельностью коммерческих банков в руках Национального Банка. В соответствии со статьей 34 Банковского кодекса в целях поддержания стабильности банковской системы республики Национальный Банк осуществляет надзорные функции в отношении банков, что является его исключительной компетенцией. При этом законодательство устанавливает три группы полномочий:

    во-первых, Национальный Банк проверяет законность создания банков при рассмотрении вопроса  о его регистрации и выдаче лицензии на право осуществления банковских операции;

    во-вторых, разрабатывает и устанавливает  банкам экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность, т.е. осуществляет так называемый пруденциальный надзор;

    в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за точным исполнением банковского законодательства и применяет соответствующие санкции в отношении нарушителей.

    Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как  процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в Республике Беларусь в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. Президент Республики Беларусь и Национальное Собрание Республике Беларусь контролируют Национальный банк Республики Беларусь, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью.

    Цели  государственной политики в финансово  – правовой сфере определяют цели системы государственного управления в данной сфере как обеспечение стабильности и развития государства. К ним относятся обеспечение стабильности финансовой системы, эффективности использования банками общественных средств, мобилизация банковской системы на решение стоящих перед государством финансовых и политических задач, обеспечение сохранности денежных средств населения, организация денежного рынка страны и платежной системы, регулирование конкуренции на банковском рынке, обеспечение открытости рынка банковских услуг для всех социальных групп населения. Также в качестве одной из целей государственного регулирования банковской системы выделяют определение правовых рамок для осуществления банковской деятельности и основ структуры банковской системы, поскольку только при эффективном управлении государством достигается стабильное развитие банковской системы.

    Конкретное  содержание государственного регулирования  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций  формируется под воздействием ряда факторов:

    макроэкономическая  ситуация в стране, состояние банковской системы;

    социально-экономические  приоритеты развития общества;

    совершенство  законодательной базы;

    степень независимости Национального банка Республики Беларусь от органов законодательной и исполнительной власти;

    исторически сложившиеся особенности организации  банковского надзора в стране. [15, с.23]

    Согласно  ст.18 БК государственное регулирование  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством:

    государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

    лицензирования  банковских операций;

    установления  запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

    установления  экономических нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

    надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления  нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;

    выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей  лицензии и применения мер ответственности  к лицам, осуществляющим такие операции.

    Банковское  регулирование (надзор)  может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор (рис. 1.1)

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Механизм  государственного регулирования и  надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

    Административные  методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

    Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые , нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения национального банка поведение коммерческих банков).

      Национальный банк Республики Беларусь широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. [21, с.34]

    Регулирующие  методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные  Национальным банком Республики Беларусь  инструктивные материалы, базирующиеся на Банковском  кодексе и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.  Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением банковского законодательства и инструкций национального банка. Государственное регулирование  за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций  может осуществляться в следующих формах:

     - анализ отчетности коммерческих  банков, регулярно представляемой в Национальный банк Республики Беларусь;

     - проверка отдельных направлений  деятельности или банка в целом  представителем Национального банка  – ревизия на месте;

    - проведение внешнего аудита аудиторской  организацией, сведения о которой и ее аудиторское заключение представляются в Национальный банк Республики Беларусь.

    Таким образом, в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Сосредоточив в своих руках все функции по регистрации и выдаче лицензий, перерегистрации, установлению экономических нормативов, надзору за деятельностью банков, применению санкций и прекращению их деятельности, Национальный Банк фактически является единственным распорядительным банковским органом в республике и единственным органом осуществляющим банковское регулирование и надзор. Объясняется это прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые происходили почти одновременно и в очень сжатые сроки.

    Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.
  2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.
  3. Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов. [25, с.48]

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций является необходимым атрибутом функционирования банковской системы Республики Беларусь, которое начинается на стадии создания и регистрации банка. Государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством воздействия на банки Национального банка Республики Беларусь и законодательно закреплено в Банковском Кодексе Республики Беларусь и иных нормативно-правовых актах.

 
 

    1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

 

    В Беларуси банки создаются как  акционерные общества или унитарные  предприятия. Будучи юридическими лицами, они подлежат обязательной государственной регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. Банки могут открываться на средства инвесторов-резидентов (юридических и физических лиц), или с использованием иностранных инвестиций, или как дочерние банки иностранного банка. Представительства иностранных банков, не являясь юридическими лицами, подлежат обязательной регистрации. Следует отметить, что они не имеют права осуществлять банковские операции.

    Создание  банка включает следующие этапы:

    1) принятие решения о создании  банка на собрании учредителей,  определение доли участия, подготовка документов;

    2) открытие временного счета в  Национальном банке Республики  Беларусь для формирования уставного  фонда; поступление средств от  учредителей банка на этот счет;

    3) утверждение собранием учредителей  устава банка, в котором указываются наименование банка, размер его уставного фонда, перечень банковских операций и видов деятельности и иные обязательные сведения;

    4) представление в Национальный банк Республики Беларусь документов согласно установленному перечню и должным образом оформленных (заявление, устав, документы, подтверждающие формирование уставного фонда, информация об учредителях и кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера, документы, подтверждающие техническую возможность проведения определенных банковских операций, бизнес-план, и другие документы);

    5) принятие Правлением Национального  банка Республики Беларусь решения  о государственной регистрации,  подготовка соответствующего свидетельства, запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача банковской лицензии. [15, с.57]

    До  подачи документов, необходимых для  государственной регистрации банка, один из учредителей банка либо уполномоченный им представитель должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка. Для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:

    - заявление о государственной регистрации;

    - устав банка;

Информация о работе Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь