Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8

1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13

1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25

2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44

3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62

Файлы: 1 файл

диплом Климантович 4.doc

— 498.50 Кб (Скачать)
 

    Из  таблицы видно, что ОАО «Белагропромбанк» имеет достаточно хорошие показатели ликвидности и достаточности капитала, что еще раз подтверждает высокую конкурентную позицию данного банка. Все показатели, кроме текущей ликвидности имеют устойчивую тенденцию к росту.

    Ликвидность имеет немаловажное значение не только для самого банка, но и для его  клиентов. Высокая ликвидность является показателем того, что клиент в любой момент сможет вернуть вложенные средства или получить кредит в банке. Акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

    Ликвидность является динамичным показателем, т.е. показателем, который отражает способность  банка отвечать по обязательствам, как в настоящем, так и в будущем – краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная ликвидность. Однако для более четкого понимания проблемы необходимо выделить из понятия ликвидности банка понятие его платежеспособности.

    Платежеспособность  банка означает способность проводить расчеты и отвечать по обязательствам клиентов в полном объеме в установленные сроки на конкретный момент, определенную дату. Понятие платежеспособности является более узким, чем понятие ликвидности, поскольку платежеспособность является статическим показателем деятельности банка. Данные понятия необходимо различать потому, что в банковской практике часто складываются ситуации, характеризующиеся краткосрочными разрывами в платежеспособности, когда банки, оставаясь ликвидными, не могут выполнить обязательства перед клиентами по проведению платежей.

    Для поддержания ликвидности банк должен стремиться к максимальному снижению издержек в ходе реализации активов  и привлечения пассивов, что является неотъемлемым условием поддержания устойчивости его финансового состояния. Показателем, характеризующим вероятность наступления нежелательных для банка потерь, является риск ликвидности. Риск ликвидности для банка связан с невозможностью быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства по приемлемым ценам без потерь или привлечения дополнительных обязательств.

    Деятельность  банка находится в зависимости  от ряда факторов, которые оказывают  существенное влияние на эффективность  работы и устойчивость его функционирования. К числу основных таких факторов относятся:

    - низкий уровень экономической  эффективности значительной части  обслуживаемых банком юридических лиц, усиливающийся сезонным характером их деятельности, что приводит к существенной диспропорции между аккумулируемыми на их счетах денежными средствами и потребностью в кредитной поддержке.

     - неадекватность возлагаемой на  банк кредитной нагрузки его  возможностям по самостоятельной мобилизации необходимых для этого ресурсных источников, что приводит к росту зависимости банка от наличия в кредитно-финансовой системе страны временно свободных денежных средств и подверженности повышенному риску утраты ликвидности в случае их изъятия. В результате банк не имеет возможности сформировать необходимый для выполнения нормативов ликвидности запас высоколиквидных активов, а также в условиях повышенного спроса на ресурсы в национальной валюте обеспечить их эффективную трансформацию в доходоприносящие активы;

    - рост объемов инвестиционного  кредитования, в первую очередь  жилищного строительства на селе, при недостатке у банка соответствующих по срокам ресурсных источников, что приводит к несбалансированности обязательств и активов банка, и, как следствие, к сложностям с соблюдением норматива краткосрочной ликвидности;

    - неустойчивое финансовое состояние отдельных организаций, пользующихся кредитной поддержкой банка в рамках принимаемых органами государственного управления решений, что отрицательно сказывается на качестве кредитного портфеля банка и в условиях ужесточающихся подходов к классификации банковских активов требует отвлечения значительных финансовых ресурсов банка в соответствующие резервы.

    Степень влияния перечисленных факторов зависит от дальнейшего изменения макроэкономической ситуации в стране, финансово-экономического состояния организаций агропромышленного комплекса, а также участия государства, как основного собственника, в обеспечении стабильной работы банка.

    Для обеспечения на должном уровне банковского  сервиса в Банке есть современное  оборудование и необходимые технологические  решения. Банк работает на рынке ценных бумаг, также оказывает любые услуги по операциям с банковскими векселями и депозитами сертификатами. Район наш - сельскохозяйственный, поэтому Банк вкладывает денежные средства в форме кредита непосредственно в производство, поддерживая село и жителей.

    Важнейшей задачей банка на перспективу  является дальнейшее развитие и наращивание  ресурсного потенциала и совершенствования  системы размещения ресурсов с целью выполнения установленных Национальным банком экономических нормативов безопасного ведения банковского дела.

 

    2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности

 

    Регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - это система мер, посредством  которых государство через национальный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

    Контроль  за деятельностью ОАО «Белагропромбанк»  проводится с целью обеспечения  устойчивости отдельных банков и предусматривает целостное и непрерывное регулирование за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Регулирование за деятельностью банка основано на таких принципах как:

    - реальность – зафиксированные операции действительны и подтверждены документально;

    - полнота – все фактически совершенные  операции записаны, ни одна не  пропущена;

    - разрешение – операции санкционированы  в соответствии с политикой  банка;

    - точность;

    - классификация;

    - учет;

    - периодизация. [28, с.98]

    Аудитором деятельности ОАО «Белагропромбанк» является ОДО «Владаудит» (специальные разрешения (лицензии), выданные: Министерством финансов Республики Беларусь - №02200/0495306, срок действия 15.02.2009-15.02.2014 (решение №432 от 19.12.2008) и Национального банка Республики Беларусь - №8, срок действия 14.11.2005-14.11.2010 (решение №11 от 14.11.2005)). Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

    Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Национальный банк не управляет  ОАО «Белагропромбанком», а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Национальный банк не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Банковский кодекс предоставил Национальному банку правомочия осуществлять банковское регулирование: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

    Сущность  банковского надзора состоит  в проверке соответствия решений и действий банка законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Национального банка Республики Беларусь.

    В лицензии ОАО «Белагропромбанк»  предусматривается перечень операций, выполняемых банком. Выдана на осуществление следующих банковских операций:

    1. привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (депозиты);

    2. размещение привлеченных денежных  средств от своего имени и  за свой счет на условиях  возвратности, платности и срочности;

    3. открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

    4. открытие и ведение счетов  в драгоценных металлах;

    5. осуществление расчетного и кассового  обслуживания физических и юридических  лиц, в том числе банков-корреспондентов;

    6. валютно-обменные операции;

    7. купля-продажа драгоценных металлов  в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

    8. привлечение и размещение драгоценных  металлов во вклады (депозиты);

    9. выдача банковских гарантий;

    10. доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;

    11. инкассация наличных денежных  средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и иных ценностей;

    12. выпуск в обращение банковских  пластиковых карточек;

    13. выдача ценных бумаг, подтверждающих  привлечение денежных средств  во вклады (депозиты) и размещение  их на счета;

    14. финансирование под уступку денежного  требования (факторинг);

    15. предоставление физическим и  юридическим лицам специальных  помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);

    16. перевозка наличных денежных  средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам и небанковских кредитно-финансовых организаций. [8, с.43]

    Важное  значение в работе ОАО «Белагропромбанк» является инспектирование деятельности Национальным банком Республики Беларусь.

    Проверка  банка и его филиалов была проведена  на основании графика проверок, который  до начала планируемого года утвержден  Советом Директоров Национального банка Республики Беларусь. Внеплановые проверки  могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Национального банка Республики Беларусь или его заместителей, курирующих подразделения.

    Проверка  ОАО «Белагропромбанка» и его  филиалов была проведена комплексно. В результате комплексной проверки банка была установлена достоверность отчетов, представленных Национальному банку; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Национальным банком в соответствии с законом. На основании законодательства Республики Беларусь проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с периодичностью, необходимой для целей банковского регулирования.

    По  результатам проверки был составлен  акт проверки. Акт проверки был  составлен  не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается  руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.

    Помимо  регулирования деятельности ОАО «Белагропромбанк» Национальным банком Республики Беларусь в банке, с целью саморегулирования своей деятельности и за деятельностью своей филиальной сети, создана служба внутреннего аудита, возглавляемая главным бухгалтером банка.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.2 Структура органов учета и контроля ОАО «Белагропромбанк»

 

    Главный бухгалтер ОАО «Белагропромбанк» обеспечивает организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно-операционной работы.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь