Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8
1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25
2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44
3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62
Из таблицы видно, что ОАО «Белагропромбанк» имеет достаточно хорошие показатели ликвидности и достаточности капитала, что еще раз подтверждает высокую конкурентную позицию данного банка. Все показатели, кроме текущей ликвидности имеют устойчивую тенденцию к росту.
Ликвидность имеет немаловажное значение не только для самого банка, но и для его клиентов. Высокая ликвидность является показателем того, что клиент в любой момент сможет вернуть вложенные средства или получить кредит в банке. Акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.
Ликвидность является динамичным показателем, т.е. показателем, который отражает способность банка отвечать по обязательствам, как в настоящем, так и в будущем – краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная ликвидность. Однако для более четкого понимания проблемы необходимо выделить из понятия ликвидности банка понятие его платежеспособности.
Платежеспособность банка означает способность проводить расчеты и отвечать по обязательствам клиентов в полном объеме в установленные сроки на конкретный момент, определенную дату. Понятие платежеспособности является более узким, чем понятие ликвидности, поскольку платежеспособность является статическим показателем деятельности банка. Данные понятия необходимо различать потому, что в банковской практике часто складываются ситуации, характеризующиеся краткосрочными разрывами в платежеспособности, когда банки, оставаясь ликвидными, не могут выполнить обязательства перед клиентами по проведению платежей.
Для поддержания ликвидности банк должен стремиться к максимальному снижению издержек в ходе реализации активов и привлечения пассивов, что является неотъемлемым условием поддержания устойчивости его финансового состояния. Показателем, характеризующим вероятность наступления нежелательных для банка потерь, является риск ликвидности. Риск ликвидности для банка связан с невозможностью быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства по приемлемым ценам без потерь или привлечения дополнительных обязательств.
Деятельность банка находится в зависимости от ряда факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность работы и устойчивость его функционирования. К числу основных таких факторов относятся:
-
низкий уровень экономической
эффективности значительной
- неадекватность возлагаемой на банк кредитной нагрузки его возможностям по самостоятельной мобилизации необходимых для этого ресурсных источников, что приводит к росту зависимости банка от наличия в кредитно-финансовой системе страны временно свободных денежных средств и подверженности повышенному риску утраты ликвидности в случае их изъятия. В результате банк не имеет возможности сформировать необходимый для выполнения нормативов ликвидности запас высоколиквидных активов, а также в условиях повышенного спроса на ресурсы в национальной валюте обеспечить их эффективную трансформацию в доходоприносящие активы;
- рост объемов инвестиционного кредитования, в первую очередь жилищного строительства на селе, при недостатке у банка соответствующих по срокам ресурсных источников, что приводит к несбалансированности обязательств и активов банка, и, как следствие, к сложностям с соблюдением норматива краткосрочной ликвидности;
-
неустойчивое финансовое
Степень влияния перечисленных факторов зависит от дальнейшего изменения макроэкономической ситуации в стране, финансово-экономического состояния организаций агропромышленного комплекса, а также участия государства, как основного собственника, в обеспечении стабильной работы банка.
Для обеспечения на должном уровне банковского сервиса в Банке есть современное оборудование и необходимые технологические решения. Банк работает на рынке ценных бумаг, также оказывает любые услуги по операциям с банковскими векселями и депозитами сертификатами. Район наш - сельскохозяйственный, поэтому Банк вкладывает денежные средства в форме кредита непосредственно в производство, поддерживая село и жителей.
Важнейшей задачей банка на перспективу является дальнейшее развитие и наращивание ресурсного потенциала и совершенствования системы размещения ресурсов с целью выполнения установленных Национальным банком экономических нормативов безопасного ведения банковского дела.
2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности
Регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - это система мер, посредством которых государство через национальный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль
за деятельностью ОАО «
- реальность – зафиксированные операции действительны и подтверждены документально;
-
полнота – все фактически
-
разрешение – операции
- точность;
- классификация;
- учет;
- периодизация. [28, с.98]
Аудитором деятельности ОАО «Белагропромбанк» является ОДО «Владаудит» (специальные разрешения (лицензии), выданные: Министерством финансов Республики Беларусь - №02200/0495306, срок действия 15.02.2009-15.02.2014 (решение №432 от 19.12.2008) и Национального банка Республики Беларусь - №8, срок действия 14.11.2005-14.11.2010 (решение №11 от 14.11.2005)). Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Национальный банк не управляет ОАО «Белагропромбанком», а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Национальный банк не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Банковский кодекс предоставил Национальному банку правомочия осуществлять банковское регулирование: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий банка законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Национального банка Республики Беларусь.
В лицензии ОАО «Белагропромбанк» предусматривается перечень операций, выполняемых банком. Выдана на осуществление следующих банковских операций:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
2.
размещение привлеченных
3.
открытие и ведение банковских
счетов физических и
4. открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
5.
осуществление расчетного и
6. валютно-обменные операции;
7.
купля-продажа драгоценных
8.
привлечение и размещение
9. выдача банковских гарантий;
10. доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
11. инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и иных ценностей;
12. выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
13.
выдача ценных бумаг,
14.
финансирование под уступку
15. предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
16. перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам и небанковских кредитно-финансовых организаций. [8, с.43]
Важное значение в работе ОАО «Белагропромбанк» является инспектирование деятельности Национальным банком Республики Беларусь.
Проверка банка и его филиалов была проведена на основании графика проверок, который до начала планируемого года утвержден Советом Директоров Национального банка Республики Беларусь. Внеплановые проверки могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Национального банка Республики Беларусь или его заместителей, курирующих подразделения.
Проверка ОАО «Белагропромбанка» и его филиалов была проведена комплексно. В результате комплексной проверки банка была установлена достоверность отчетов, представленных Национальному банку; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Национальным банком в соответствии с законом. На основании законодательства Республики Беларусь проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с периодичностью, необходимой для целей банковского регулирования.
По результатам проверки был составлен акт проверки. Акт проверки был составлен не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.
Помимо регулирования деятельности ОАО «Белагропромбанк» Национальным банком Республики Беларусь в банке, с целью саморегулирования своей деятельности и за деятельностью своей филиальной сети, создана служба внутреннего аудита, возглавляемая главным бухгалтером банка.
Рисунок 2.2 Структура органов учета и контроля ОАО «Белагропромбанк»
Главный бухгалтер ОАО «Белагропромбанк» обеспечивает организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно-операционной работы.