Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8

1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13

1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25

2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44

3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62

Файлы: 1 файл

диплом Климантович 4.doc

— 498.50 Кб (Скачать)
 
 

    1.3 Пруденциальные стандарты  государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

 

    Операции  на финансовом рынке Республики Беларусь банки осуществляют согласно выданной лицензии с соблюдением пруденциальных стандартов, предъявляющих требования в отношении:

    - абсолютного размера и адекватности рискам нормативного капитала, компоненты которого способны абсорбировать финансовые потери;

    - ликвидности баланса;

    - диверсификации активов и привлеченных  средств по установленным верхним  пределам концентрации банковского  портфеля;

    - пределов участий прямых инвестиций банка в уставных фондах других юридических сил;

    - системы и процедуры реализации  принципов внутреннего контроля;

    - политики и процедур управления  рисками;

    - системы корпоративного управления.

    Согласно  Банковскому Кодексу Республики Беларусь Республики Беларусь пруденциальные стандарты имеют качественную и количественную характеристики. Показатели количественной характеристики установлены Национальным банком в следующих документах: Инструкция и нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (утверждена постановлением Правления от 28.09.2006г. № 137), Инструкция о порядке формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, операциям, не отраженным на балансе (утверждена постановлением Правления от 28.09.2006г. № 138), Инструкция о порядке формирования и использования резервного фонда банка и небанковской кредитно-финансовой организацией (утверждена постановлением Правления от24.05.2001г. № 124). [15, с.67]

    Данные  нормы определены в виде абсолютных и относительных показателей:

    - суммарной величины – минимальный  размер нормативного капитала;

     - в процентах к уставному фонду  – резервный фонд;

     - в процентах к суммарной величине нормативного капитала банка – максимальные размеры риска, включая валютный; максимальный размер участия в уставных фондах других коммерческих организаций;

     - в процентах к активам, взвешенных  на риск, - нормативы достаточности  капитала;

     - соотношения различных балансовых статей активов и пассивов – нормативы ликвидности;

     - постоянной величины процента, дифференцированного в зависимости  от отнесения к группе риска, - размер специального резерва  на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, и по операциям, не отраженным на балансе банка. [13, с.89]

    Отчетность  о соблюдении пруденциальных норм составляется и предоставляется в Национальный банк для осуществления контроля за выполнением нормативов банками  в соответствии с определенным законом графиком.

    К пруденциальным стандартам, дающим качественную характеристику банковского дела в  Республике Беларусь, отнесены требования о том, чтобы:

  1. Банки располагали системой внутреннего контроля, что одновременно является нормой реализации корпоративного управления. За функционирование системы внутреннего контроля несет ответственность Совет банка. Система должна охватывать организационную структуру, процедуры учета, меры по компенсации потерь, практику перекрестной проверки, двойного контроля за активами. Аудиторская служба обязана иметь беспрепятственный доступ ко всем направлениям деятельности банка, обладать независимостью и соответствующим статусом, располагать достаточными ресурсами и персоналом с надлежащей подготовкой и опытом, применять методологию, выявляющую основные риски, и иметь контакт со службой банковского надзора;
  2. В банках осуществлялись политика, практика и процедуры, которые способствуют  повышению этических и профессиональных норм менеджеров банка и предотвращают, намеренно или непреднамеренно, использование банка уголовными элементами. Банк должен проводить документально оформленную и обеспеченную правовой санкцией политику идентификации клиента;
  3. В банках был разработан и реализовывался внутренний документ о политике и процедурах управления рисками;
  4. Выполнение работы внешним аудитором осуществлялось качественно. Он должен обладать необходимым опытом, навыками, независимостью.
  5. Каждый банк вел учетно-отчетную документацию, составленную в соответствии с последовательной учетной политикой на консолидированной основе (т.е. банка и его дочерних отделений). Это подразумевает принятие в расчет всех рисков независимо от места их учета, а наличие у надзорного органа полномочий устанавливать и проводить в жизнь стандарты бухгалтерского учета;
  6. Банки осуществляли целевое использование средств прибыли, других средств собственного капитала, привлеченных ресурсов, контроль за соответствием производимых банком затрат на собственные капитальные вложения, материальное поощрение работников (сверх установленных норм оплаты труда).

    Национальный  банк в целях осуществления документального надзора и проверок достоверности пруденциальный отчетности вправе на основании письменного запроса получать от банка отчетность на любую дату внутри отчетного периода. Ответственность за достоверность информации о соблюдении пруденциальных стандартов несет руководитель банка.

    В настоящее время для банков Республики Беларусь установлены следующие экономические нормативы:

    - минимальный размер собственных  средств (капитала) для      действующего банка;

    - нормативы ликвидности;

    - нормативы достаточности капитала;

    - максимальный размер риска на  одного клиента (группу взаимосвязанных  клиентов);

    - максимальный размер крупных  рисков;

    - максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;

    - максимальный размер рисков по  инсайдерам и связанным с ними  лицами;

     - максимальный размер рисков  по средствам, размещенным в  зарубежных странах, не входящих  в группу А;

     - норматив участия банка в  инвестиционной деятельности;

     - норматив валютного риска (открытой  валютной позиции);

     - максимальный размер риска на  одного кредитора (вкладчика);

     - максимальный размер  собственных  вексельных обязательств;

     - максимальный размер  привлеченных  средств физических лиц.

      - норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.

    Для соблюдения экономических нормативов уполномоченные органы банка должны разработать и утвердить локальные  нормативные акты по эффективному управлению и контролю за ликвидностью, кредитными, рыночными, операционными рисками. Локальные акты устанавливают порядок и соответствующие процедуры отслеживания, оценки рисков, контроля за выполнением установленных нормативов, полномочия и другие мероприятия, обеспечивающие управление и ограничение рисков в сочетании с обеспечением прибыльной работы. [17, с.76]

    Указанные нормативные акты должны содержать  системы раннего предупреждения и стресс-тестов, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности  банка, и механизмы минимизации их негативных последствий.

    Таким образом, функционирование банков неизбежно  приводит к возникновению рисков, что обусловливает осуществление мониторинга за их деятельностью. Мониторинг базируется на сборе информации о деятельности банков, событиях происходящих в их жизни, профессиональных и этических качествах управленческих кадров и направлены на оценку:

  • финансового состояния банка, структуры активов и пассивов, существенных изменений в структуре баланса, риска банка;
  • существенных изменений, в составе учредителей (участников) банка, концентрации в их руках пакетов акций, дающих возможность влиять на принятие решений по стратегическим вопросам деятельности банка;
  • изменений в составе органов управления и исполнения;
  • изменений в организационной структуре банка;
  • освоения банком новых рынков и новых банковских услуг;
  • масштабов банка и степени его влияния на развитие экономики страны, региона, отрасли; доли в активах банковской системы, кредитных вложениях, аккумулировании средств населения и т.п.;
  • интенсивности взаимоотношений с другими банками страны и потенциальной возможности повлечь системный банковский кризис в случае банкротства;
  • результатов комплексных и тематических проверок, а также принятых по их итогам мер.

     Таким образом, в целях поддержания  стабильности и устойчивости банковской системы Национальный банк устанавливает для банков нормативы безопасного функционирования: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка; минимальный размер нормативного капитала для действующего банка; нормативы достаточности нормативного капитала банка; нормативы ликвидности банка; нормативы ограничения кредитных рисков; нормативы ограничения валютного риска; нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций; иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

     Общая характеристика данных нормативов содержится в Банковском кодексе, детальнее  же эти отношения регламентированы Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 28 сентября 2006 г. N 137, а также Инструкцией о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 24 января2007г.,N15.

     Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что государственное регулирование  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется инструктивно в несколько этапов, начинаясь с государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, затем посредством установления Национальным банком Республики Беларусь (главный орган, регулирующий банковскую деятельность), нормативов безопасного функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и непосредственно надзора за ними. Механизм банковского регулирования Национальным банком коммерческих банков будет рассмотрен в следующей главе на примере деятельности ОАО «Белагропромбанк».

 

      ГЛАВА 2

     СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

 

    2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год

 

    Открытое  акционерное общество «Белагропромбанк» (далее Банк) преобразовано из Белорусского республиканского банка Агропромбанк СССР учредительской конференцией 11 февраля 1991г. и зарегистрировано Национальным банком Республики Беларусь 3 сентября 1991г., регистрационный № 20. Устав Открытого акционерного общества «Белагропромбанк» утвежден общим собранием акционеров 11 февраля 1991г.

    ОАО «Белагропромбанк» в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь, а также Устав Банка.

    Банк  является универсальным, входит в единую банковскую систему Республики Беларусь и соблюдает государственную денежно-кредитную политику. С 1996г. Банк является агентом Правительства Республики Беларусь по обслуживания государственных программ посредствам выдачи кредитов на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов и строительства жилья.

    ОАО «Белагропромбанк» осуществляет комплексное  обслуживание предприятий, объединений и организаций агропромышленного комплекса республики, сельскохозяйственных арендаторов, крестьянских хозяйств, их объединений, союзов и ассоциаций, предприятий, объединений, учреждений других отраслей экономики, независимо от форм собственности, совместных предприятий созданных на территории Республики Беларусь с участием иностранных инвестиций, профсоюзных и других общественных организаций, а также граждан, в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь