Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8
1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25
2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44
3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
Операции на финансовом рынке Республики Беларусь банки осуществляют согласно выданной лицензии с соблюдением пруденциальных стандартов, предъявляющих требования в отношении:
- абсолютного размера и адекватности рискам нормативного капитала, компоненты которого способны абсорбировать финансовые потери;
- ликвидности баланса;
-
диверсификации активов и
- пределов участий прямых инвестиций банка в уставных фондах других юридических сил;
-
системы и процедуры
-
политики и процедур
-
системы корпоративного
Согласно Банковскому Кодексу Республики Беларусь Республики Беларусь пруденциальные стандарты имеют качественную и количественную характеристики. Показатели количественной характеристики установлены Национальным банком в следующих документах: Инструкция и нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (утверждена постановлением Правления от 28.09.2006г. № 137), Инструкция о порядке формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, операциям, не отраженным на балансе (утверждена постановлением Правления от 28.09.2006г. № 138), Инструкция о порядке формирования и использования резервного фонда банка и небанковской кредитно-финансовой организацией (утверждена постановлением Правления от24.05.2001г. № 124). [15, с.67]
Данные нормы определены в виде абсолютных и относительных показателей:
-
суммарной величины –
- в процентах к уставному фонду – резервный фонд;
- в процентах к суммарной величине нормативного капитала банка – максимальные размеры риска, включая валютный; максимальный размер участия в уставных фондах других коммерческих организаций;
- в процентах к активам,
- соотношения различных балансовых статей активов и пассивов – нормативы ликвидности;
- постоянной величины процента,
дифференцированного в
Отчетность о соблюдении пруденциальных норм составляется и предоставляется в Национальный банк для осуществления контроля за выполнением нормативов банками в соответствии с определенным законом графиком.
К пруденциальным стандартам, дающим качественную характеристику банковского дела в Республике Беларусь, отнесены требования о том, чтобы:
Национальный банк в целях осуществления документального надзора и проверок достоверности пруденциальный отчетности вправе на основании письменного запроса получать от банка отчетность на любую дату внутри отчетного периода. Ответственность за достоверность информации о соблюдении пруденциальных стандартов несет руководитель банка.
В настоящее время для банков Республики Беларусь установлены следующие экономические нормативы:
-
минимальный размер
- нормативы ликвидности;
- нормативы достаточности капитала;
-
максимальный размер риска на
одного клиента (группу
- максимальный размер крупных рисков;
- максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;
- максимальный размер рисков по инсайдерам и связанным с ними лицами;
- максимальный размер рисков
по средствам, размещенным в
зарубежных странах, не
- норматив участия банка в инвестиционной деятельности;
- норматив валютного риска (
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- максимальный размер собственных вексельных обязательств;
- максимальный размер привлеченных средств физических лиц.
- норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.
Для
соблюдения экономических нормативов
уполномоченные органы банка должны
разработать и утвердить
Указанные нормативные акты должны содержать системы раннего предупреждения и стресс-тестов, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка, и механизмы минимизации их негативных последствий.
Таким образом, функционирование банков неизбежно приводит к возникновению рисков, что обусловливает осуществление мониторинга за их деятельностью. Мониторинг базируется на сборе информации о деятельности банков, событиях происходящих в их жизни, профессиональных и этических качествах управленческих кадров и направлены на оценку:
Таким образом, в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Национальный банк устанавливает для банков нормативы безопасного функционирования: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка; минимальный размер нормативного капитала для действующего банка; нормативы достаточности нормативного капитала банка; нормативы ликвидности банка; нормативы ограничения кредитных рисков; нормативы ограничения валютного риска; нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций; иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Общая характеристика данных нормативов содержится в Банковском кодексе, детальнее же эти отношения регламентированы Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 28 сентября 2006 г. N 137, а также Инструкцией о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 24 января2007г.,N15.
Подводя
итог вышесказанному, можно сказать,
что государственное
ГЛАВА 2
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год
Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» (далее Банк) преобразовано из Белорусского республиканского банка Агропромбанк СССР учредительской конференцией 11 февраля 1991г. и зарегистрировано Национальным банком Республики Беларусь 3 сентября 1991г., регистрационный № 20. Устав Открытого акционерного общества «Белагропромбанк» утвежден общим собранием акционеров 11 февраля 1991г.
ОАО
«Белагропромбанк» в своей
Банк является универсальным, входит в единую банковскую систему Республики Беларусь и соблюдает государственную денежно-кредитную политику. С 1996г. Банк является агентом Правительства Республики Беларусь по обслуживания государственных программ посредствам выдачи кредитов на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов и строительства жилья.
ОАО «Белагропромбанк» осуществляет комплексное обслуживание предприятий, объединений и организаций агропромышленного комплекса республики, сельскохозяйственных арендаторов, крестьянских хозяйств, их объединений, союзов и ассоциаций, предприятий, объединений, учреждений других отраслей экономики, независимо от форм собственности, совместных предприятий созданных на территории Республики Беларусь с участием иностранных инвестиций, профсоюзных и других общественных организаций, а также граждан, в соответствии с действующим законодательством.