Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8
1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13
1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)
2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25
2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32
2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44
3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62
С точки зрения системного подхода, государственный финансовый контроль за деятельностью кредитных организаций является частью проводимого в стране финансового контроля. В этом качестве контроль в банковской сфере подчиняется общим требованиям и процедурам финансового контроля, базирующимся на международном опыте стандартизации контрольно-ревизионной деятельности. При организации и проведении контрольных мероприятий в кредитных организациях органы как внешнего, так и внутреннего финансового контроля используют в своей деятельности основные начала и базовые принципы, присущие всей системе финансового контроля, нашедшие отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля, а также специфический инструментарий, нашедший отражение, к примеру, в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. [27, с.389]
Подходы
ряда стран к организации
Важнейшая функция документарного анализа — предварительная оценка ситуации в банках с выделением в их деятельности всех областей повышенного риска. Существует необходимость в дальнейшем развитии системы оценок финансового состояния кредитных организаций. Возможный путь совершенствования использование подходов, реализованных в рамках так называемых рейтинговых надзорных систем (САМЕL и др.).
С учетом состояния банковской системы Республики Беларусь вопросы совершенствования методики оценки финансового состояния кредитных организаций имеют решающее значение. Системный анализ банковских операций, планирование и прогнозирование банковской деятельности позволит предотвратить возможность развития негативных тенденций, ухудшения платежеспособности внутри отдельного банка; кроме того, провести комплекс мер, направленных на улучшение ситуации в случае попадания банка в неблагоприятную ситуацию, вызванную различными факторами, что позволит избежать различных проблем банковской системы в целом.
Сложившаяся на сегодняшний день система контроля в банковской сфере включает в себя:
Помимо
внедрения Базельских принципов
в государственное
Основными объектами, подлежащими финансовому контролю в банковской сфере, являются Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки. По оценкам некоторых экспертов, в белорусской практике пока не сложилось единого понимания самой концепции внутреннего контроля, а значит, при создании в дальнейшем совершенствовании систем функционирования внутреннего контроля в кредитно-финансовых института; необходимо учитывать как Базельские требования, так и всю надлежащую практику, сложившуюся в результате всестороннего рассмотрения данной проблемы в мировом масштабе.
Таким образом, зарубежный опыт государственного регулирования банков и международное сотрудничество в этой сфере Национального банка Республики Беларусь позволяет эффективно воздействовать на банки второго уровня и вырабатывать направления повышения эффективности государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в целях недопущения существенного ухудшения их финансового состояния и национального банковского сектора Республики Беларусь.
3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
Для успешного реформирования банковской системы необходим четкий механизм правового регулирования банковской деятельности, закрепленный законодательными нормами.
В процессе банковской реформы должны быть сохранены фундаментальные принципы организации белорусской банковской системы.
В частности:
а)
двухуровневая структура
В целях укрепления прямых и обратных связей между субъектами 1-го и 2-го уровней следует законодательно закрепить статус банковских союзов и ассоциаций как саморегулируемых организаций.
б) универсальный характер банков (круг разрешенных операций, сделок и возможность его расширения должен зависеть не от формы собственности, организационно-правовой формы, размеров самого банка или его клиентуры, а от объективных показателей его хозяйственно-экономической деятельности и соблюдения им нормативных предписаний, а также его реноме в банковском сообществе). [36, с.443]
Простое
повышение капитальных
Реализация предложения о выдаче банкам генеральных лицензий на основании размера собственного капитала может привести к монополизации рынка банковских услуг узкой группой банков.
Предложение о повышении капитальных и структурных требований к банкам обоснованно лишь при условии, если критерием выдачи генеральной лицензии будет не абсолютный размер собственных средств банка, а показатели достаточности и, следовательно, ликвидности его капитала.
Система налогообложения кредитных организаций должна стимулировать банки не только к формированию, но и к увеличению своих резервов (созданных под высокорисковые активы, на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных рисков).
Для этого необходимо:
Цель белорусской банковской системы — интеграция в международное банковское сообщество. Исходя из этого, важнейшей задачей является повышение транспарентности белорусских банков. [33, с.243]
Для этого необходимо:
- ввести международные
- детализировать
Для создания в стране благоприятного инвестиционного климата необходимо:
- ввести институт кредитных
- способствовать
- усовершенствовать систему
- организовать современную систему противодействия отмыванию преступных доходов;
- модернизировать системы
Это
в том числе поможет решению
задач предотвращения использования
кредитных организаций для
Для обеспечения нормальной конкурентной среды на рынке банковских услуг необходимо:
-
упростить систему
-
обеспечить равные права
- развивать сеть региональных кредитных организаций, создавая условия для равномерного распределения банковских капиталов и организаций по территории страны. [32, с.267]
Вызывает вопросы предложение об изменении содержания и порядка банковского лицензирования и введении профильного лицензирования для специализированных банков. Это создаст неравные конкурентные условия.
Реформирование универсальных банков в специализированные должно осуществляться по единым понятным для всех принципам и на общих основаниях, исключающих субъективное усмотрение отдельных лиц.
Специализация банка это не принудительное сужение количества выполняемых им банковских операций или ограничение территории, на которой разрешено осуществлять банковскую деятельность, а добровольное сосредоточение банка на обслуживании определенного сегмента экономики или определенной группы клиентов.
В связи с этим, государственное регулирование процесса специализации банков может осуществляться только экономическими методами: снижением размера отдельных резервных требований, введением льготного режима финансового обеспечения отдельных видов деятельности либо иными формами государственной поддержки.
Если
же государство считает
Для укрепления доверия населения и инвесторов к банкам, повышения качества реализации банковской системой функций по аккумуляции денежных ресурсов и их трансформации в кредиты и инвестиции необходимо: