Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8

1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13

1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25

2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44

3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62

Файлы: 1 файл

диплом Климантович 4.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

    С точки зрения системного подхода, государственный  финансовый контроль за деятельностью кредитных организаций является частью проводимого в стране финансового контроля. В этом качестве контроль в банковской сфере подчиняется общим требованиям и процедурам финансового контроля, базирующимся на международном опыте стандартизации контрольно-ревизионной деятельности. При организации и проведении контрольных мероприятий в кредитных организациях органы как внешнего, так и внутреннего финансового контроля используют в своей деятельности основные начала и базовые принципы, присущие всей системе финансового контроля, нашедшие отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля, а также специфический инструментарий, нашедший отражение, к примеру, в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. [27, с.389]

    Подходы ряда стран к организации банковского  надзора и коллективный опыт (рекомендации Базельского комитета) позволяют  оценить движение белорусской банковской системы к общепринятым стандартам надзора за кредитными организациями. Присоединение Национального банка Республики Беларусь, к Базельским принципам эффективного банковского надзора должно помочь белорусской банковской системе войти в мировое сообщество и завершить создание законченной и эффективной системы банковского регулирования и надзора. Новое направление раскрытия информации о банковском секторе — введение в практику публикации макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры его деятельности. Раскрытие данной информации позволяет кредитным организациям, инвесторам, надзорным органам и другим заинтересованным пользователям осуществлять регулярный мониторинг макроэкономических показателей деятельности российского банковского сектора.

    Важнейшая функция документарного анализа  — предварительная оценка ситуации в банках с выделением в их деятельности всех областей повышенного риска. Существует необходимость в дальнейшем развитии системы оценок финансового состояния кредитных организаций. Возможный путь совершенствования использование подходов, реализованных в рамках так называемых рейтинговых надзорных систем (САМЕL и др.).

    С учетом состояния банковской системы  Республики Беларусь вопросы совершенствования методики оценки финансового состояния кредитных организаций имеют решающее значение. Системный анализ банковских операций, планирование и прогнозирование банковской деятельности позволит предотвратить возможность развития негативных тенденций, ухудшения платежеспособности внутри отдельного банка; кроме того, провести комплекс мер, направленных на улучшение ситуации в случае попадания банка в неблагоприятную ситуацию, вызванную различными факторами, что позволит избежать различных проблем банковской системы в целом.

    Сложившаяся на сегодняшний день система контроля в банковской сфере включает в  себя:

  1. государственные органы, осуществляющие внешний финансовый контроль;
  2. негосударственные организации, осуществляющие независимый внешний финансовый контроль на коммерческой основе (аудит);
  3. службы внутреннего контроля, осуществляющие контроль в целях минимизации рисков, максимизации прибыли и зашить интересов собственников. [34, с.389]

    Помимо  внедрения Базельских принципов  в государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Национальный банк Республики Беларусь активно сотрудничает с зурубежными банками. Так, в Меморандуме Национального банка Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. "Меморандум о взаимопонимании между Национальным банком Республики Беларусь и Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая" говорится, что с целью обеспечения и повышения эффективности и результативности надзора за банковскими организациями и их трансграничными учреждениями органы банковского надзора выражают намерение сотрудничать, в том числе обмениваться информацией, в следующих областях: лицензирование, надзор за текущей деятельностью трансграничных учреждений, проведение проверок на местах, принятие решения о выдаче разрешения (согласия) на приобретение акций (долей) банковской организации. Органы банковского надзора обмениваются информацией о состоянии и развитии банковского сектора, о требованиях национальных законодательств в области банковского надзора, а также об их существенных изменениях.

    Основными объектами, подлежащими финансовому  контролю в банковской сфере, являются Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки. По оценкам некоторых экспертов, в белорусской практике пока не сложилось единого понимания самой концепции внутреннего контроля, а значит, при создании в дальнейшем совершенствовании систем функционирования внутреннего контроля в кредитно-финансовых института; необходимо учитывать как Базельские требования, так и всю надлежащую практику, сложившуюся в результате всестороннего рассмотрения данной проблемы в мировом масштабе.

          Таким образом, зарубежный опыт государственного регулирования  банков и международное сотрудничество в этой сфере Национального банка  Республики Беларусь позволяет эффективно воздействовать на банки второго уровня и вырабатывать направления повышения эффективности государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в целях недопущения существенного ухудшения их финансового состояния и национального банковского сектора Республики Беларусь.

 

    3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

 

    Для успешного реформирования банковской системы необходим четкий механизм правового регулирования банковской деятельности, закрепленный законодательными нормами.

    В процессе банковской реформы должны быть сохранены фундаментальные принципы организации белорусской банковской системы.

    В частности:

    а) двухуровневая структура банковской системы (на 1-ом уровне — органы государственной власти, осуществляющие управление банковской системой, а на 2-ом — равноправные кредитные организации);

    В целях укрепления прямых и обратных связей между субъектами 1-го и 2-го уровней  следует законодательно закрепить статус банковских союзов и ассоциаций как саморегулируемых организаций.

    б) универсальный характер банков (круг разрешенных операций, сделок и возможность  его расширения должен зависеть не от формы собственности, организационно-правовой формы, размеров самого банка или его клиентуры, а от объективных показателей его хозяйственно-экономической деятельности и соблюдения им нормативных предписаний, а также его реноме в банковском сообществе). [36, с.443]

    Простое повышение капитальных требований не ведет к увеличению совокупного капитала банковской системы. Оно лишь отсекает от банковской деятельности подавляющее большинство средних и мелких банков, подталкивая их к самоликвидации либо поспешным слияниям. В результате риск возникновения системных банковских кризисов не снижается, а возрастает.

    Реализация  предложения о выдаче банкам генеральных  лицензий на основании размера собственного капитала может привести к монополизации рынка банковских услуг узкой группой банков.

    Предложение о повышении капитальных и  структурных требований к банкам обоснованно лишь при условии, если критерием выдачи генеральной лицензии будет не абсолютный размер собственных средств банка, а показатели достаточности и, следовательно, ликвидности его капитала.

    Система налогообложения кредитных организаций должна стимулировать банки не только к формированию, но и к увеличению своих резервов (созданных под высокорисковые активы, на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных рисков).

    Для этого необходимо:

  • включить создаваемые банками резервы в состав капитала (собственных средств) кредитных организаций;
  • отменить налогообложение резервов, создаваемых банками в соответствии с законодательством и нормативами Национального банка Республики Беларусь;
  • создать другие условия, обеспечивающие экономическую заинтересованность банков в формировании и увеличении собственных резервов.

    Цель  белорусской банковской системы  — интеграция в международное  банковское сообщество. Исходя из этого, важнейшей задачей является повышение транспарентности белорусских банков. [33, с.243]

    Для этого необходимо:

     - ввести международные стандарты  финансовой отчетности кредитных  организаций. Введение международных  стандартов банковской финансовой  отчетности не может не сопровождаться введением аналогичных стандартов для небанковских кредитно-финансовых организаций.

     - детализировать законодательство  о банковских группах и банковских  холдингах, а также об участии  банков в финансово-промышленных  группах. 

    Для создания в стране благоприятного инвестиционного климата необходимо:

     - ввести институт кредитных историй  всех участников гражданского  оборота, в том числе банков;

     - способствовать преимущественно  экономическими методами репатриации капиталов, вывезенных за рубеж. В отношении криминальных капиталов принять жесткие уголовно-правовые и административные меры;

     - усовершенствовать систему надзора  и контроля за деятельностью  кредитных организаций (в том числе банковского, валютного, антимонопольного, налогового, бюджетного и т.п.);

     - организовать современную систему противодействия отмыванию преступных доходов;

     - модернизировать системы налогообложения  банков.

    Это в том числе поможет решению  задач предотвращения использования  кредитных организаций для целей  недобросовестной банковской деятельности, снижения криминогенности банковской и финансовой деятельности, исключения различных «серых схем» из банковской практики.

    Для обеспечения нормальной конкурентной среды на рынке банковских услуг  необходимо:

    - упростить систему антимонопольного  регулирования деятельности кредитных организаций, в частности исключить множественность регулирующих органов и дублирование их функций и компетенции;

    - обеспечить равные права банкам  по объему лицензии и финансовым  параметрам вне зависимости от форм собственности;

    - развивать сеть региональных кредитных организаций, создавая условия для равномерного распределения банковских капиталов и организаций по территории страны. [32, с.267]

    Вызывает  вопросы предложение об изменении  содержания и порядка банковского лицензирования и введении профильного лицензирования для специализированных банков. Это создаст неравные конкурентные условия.

    Реформирование  универсальных банков в специализированные должно осуществляться по единым понятным для всех принципам и на общих  основаниях, исключающих субъективное усмотрение отдельных лиц.

    Специализация банка это не принудительное сужение  количества выполняемых им банковских операций или ограничение территории, на которой разрешено осуществлять банковскую деятельность, а добровольное сосредоточение банка на обслуживании определенного сегмента экономики или определенной группы клиентов.

    В связи с этим, государственное  регулирование процесса специализации  банков может осуществляться только экономическими методами: снижением  размера отдельных резервных требований, введением льготного режима финансового обеспечения отдельных видов деятельности либо иными формами государственной поддержки.

    Если  же государство считает необходимым  в приоритетном и особом порядке  обслуживать банковскими услугами отдельный сегмент рынка либо отдельную группу клиентов, то оно может создать специализированное учреждение в предусмотренной законодательством форме государственной корпорации. Создание же банков с государственным участием и последующим наделением их эксклюзивными полномочиями не согласуется с конституционными принципами поддержки конкуренции и запрещения монополизации.

    Для укрепления доверия населения и  инвесторов к банкам, повышения качества реализации банковской системой функций по аккумуляции денежных ресурсов и их трансформации в кредиты и инвестиции необходимо:

Информация о работе Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь