Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и принципы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Сущность государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………..8

1.2 Применение лицензионного и регистрационного права в процессе государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций………………………………………………13

1.3 Пруденциальные стандарты государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……………………19

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»)

2.1 Общая характеристика ОАО «Белагропромбанк» и анализ его деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………..25

2.2 Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности………………………………………….…32

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности Национального банка Республики Беларусь и ОАО «Белагропромбанк»……..37

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси……………...44

3.2 Направления повышения эффективности государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций……50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………62

Файлы: 1 файл

диплом Климантович 4.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

    Членам  Ревизионной комиссии в период исполнения ими своих обязанностей по решению Общего собрания акционеров и в установленных им размерах выплачиваются вознаграждения и компенсируются расходы, связанные с исполнением ими этих обязанностей, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь установлены соответствующие ограничения.

    Для независимого контроля и объективной  оценки адекватности функционирующей системы внутреннего контроля в Банке осуществляемым операциям и принимаемым на себя рискам создается служба внутреннего аудита Банка в виде Управления внутреннего аудита, порядок работы которого устанавливается положением об Управлении внутреннего аудита, утверждаемым Общим собранием акционеров.

    Внутренний контроль в Банке осуществляется Ревизионной комиссией Банка, Наблюдательным советом Банка, Правлением Банка, Финансовым комитетом Банка, Кредитным комитетом Банка (филиала, отделения Банка), Постоянно действующими совещаниями филиалов Банка, структурными подразделениями Банка, включая службу внутреннего аудита, работниками Банка всех уровней, включая должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля, практику и процедуры, разработанные Банком с учетом его организационной структуры и принятые в качестве мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. [30, с.118]

    Цели  и задачи системы внутреннего  контроля, требования к ее организации, функции подразделений Банка по осуществлению внутреннего контроля, роль и место службы внутреннего аудита в данной системе, определяются в локальном нормативном правовом акте Банка, утверждаемом Правлением Банка.

    Для проведения проверки бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов Банка, а при необходимости - и (или) проверки деятельности Банка, его филиалов, отделений, представительств, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, Банк вправе, а в случаях и порядке, установленных законодательством, обязан привлечь аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с Банком или его акционерами (внешний аудит).

    Таким образом, исходя из вышесказанного можно сказать, что ОАО «Белагропромбанк» является одним из лидеров отечественного рынка финансовых услуг. Деятельность банка во многом определяет показатели развития банковского сектора экономики Республики Беларусь. По величине нормативного капитала ОАО "Белагропромбанк" является крупнейшей кредитно-финансовой организацией страны, входит в десятку крупнейших банков Центральной и восточной Европы. Доля ОАО "Белагропромбанк" в формировании основных показателей развития банковской системы Республики Беларусь на 01.01.2011 г.: нормативный капитал: - 31.4% , уставный фонд:  - 40.6%, ресурсная база: - 24,5%, срочные депозиты населения:  - 12,1%, кредитные вложения:  - 27,7%, кредиты юридическим лицам: - 34,7%. Кроме этого в банке на высоком уровне налажена служба внутреннего контроля, которая способствует повышению эффективности государственного регулирования банка в целом.

 

     ГЛАВА 3

      ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

    3.1 Использование передового зарубежного опыта государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в правовой регламентации в этой сфере в Беларуси

 

    Государственное регулирование банковской деятельности в разных странах имело существенные отличия, обусловленные несколькими факторами. Во-первых, исторический фактор: различный уровень и характер экономического развития требовал неодинакового подхода к вопросам регулирования банковской деятельности. Во-вторых, политический фактор: благоприятный режим банковского регулирования использовался как инструмент привлечения иностранных банков в национальную экономику и, как следствие, увеличения притока иностранных капиталовложений. Однако усилившаяся интернационализация банковского бизнеса и ускоренная интеграция финансовых рынков в целом как объективные процессы в развитии международных экономических отношений обнаружили тот факт, что различия в правовом регулировании банковской деятельности могут привести к серьезным потрясениям рынок финансовых услуг. Государства стали осознавать, что угроза их финансовой стабильности исходит не только от потенциального краха крупных банковских институтов внутри страны, но и от возможного краха иностранных банков, функционирующих за пределами национальной юрисдикции. [36, с.157]

    Мировой финансовый кризис актуализировал проблематику эффективного государственного регулирования  банков. Практика показала, что жесткий  подход центрального банка к регулированию банковской деятельности и надзору за ее осуществлением является неотъемлемым элементом финансовой стабильности.

    Исходя  из положений ст. 132, 136 Конституции  Республики Беларусь и ст. 5 Банковского  кодекса Республики Беларусь, банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово-кредитной  системы государства, включающей также бюджетную систему и финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

    Банковская  система неразрывно связана с  другими институтами финансово-кредитной системы, поскольку финансовые средства бюджета, внебюджетных фондов, а также вышеуказанных субъектов размещаются в банках и циркулируют при посредстве банков. В связи с изложенным банковская система является не просто составной частью, а основой финансово-кредитной системы. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.

    В отличие от Российской Федерации, где  в состав банковской системы включены не только банки, но и небанковские кредитные организации, а также  филиалы иностранных банков (ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"), а также законодательства ряда иных государств, в банковскую систему Республики Беларусь не включаются филиалы иностранных банков. Более того, белорусским законодательством не предусмотрена возможность их создания (банки-нерезиденты могут инвестировать средства в уставные фонды белорусских банков, создавать дочерние банки, а также представительства, которые не вправе осуществлять банковскую деятельность). Представляется, что такой подход является оправданным, поскольку повышает финансовую устойчивость национальной банковской системы.

    В белорусском праве положение, согласно которому небанковские кредитно-финансовые организации хотя и могут создаваться, однако не включаются в банковскую систему (к настоящему времени таких организаций в Беларуси не создано). [28, с.343]

    Первый  уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным банком. Между ним и иными элементами системы существуют отношения субординации, поскольку в соответствии со ст. 7 БК Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Решая вопрос о месте Национального банка в системе государственных органов, следует согласиться с мнением, высказанным относительно Банка России, согласно которому он является независимым государственным органом "специальной компетенции, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную)". Определенные законодательством функции данного государственного органа достаточно многочисленны. Так, Национальный банк осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, лицензирование банковской деятельности, регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней, устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля, выполняет ряд иных функций.

    Некоторые российские правоведы включают в  первый уровень банковской системы  Агентство по страхованию вкладов, исходя из того, что оно может  быть отнесено к числу органов  управления такой системой, поскольку, во-первых, является инструментом государственного влияния на банковскую систему, во-вторых, обладает контрольно-надзорными полномочиями над деятельностью организаций второго уровня банковской системы. Данный подход является обоснованным и в состав первого уровня белорусской банковской системы должно включаться также Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, которое в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. N 369-З "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц" является государственным учреждением и обладает властными полномочиями по отношению к банкам второго уровня. [27, с.289]

    В качестве позитивного мы рассматриваем  опыт государств, в которых функции  регистрации банков, регулирования банковской деятельности и надзора за ее осуществлением возложены на различные государственные органы.

    Например, в Казахстане создано Агентство  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций, которое согласно Указу Президента Республики Казахстан является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту, осуществляющим государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций, в том числе банковского сектора.

    Во Франции органы контроля за банковской системой представлены: Национальным кредитным советом (он выступает посредником в процессе функционирования банковской и финансовой систем, может выносить банкам предупреждения); Комитетом по банковской регламентации (вырабатывает общие предписания для кредитных учреждений, например устанавливает размер минимального капитала); Комитетом кредитных учреждений (выдает разрешения на деятельность кредитных учреждений). [35, с.348]

    В Германии создан Федеральный офис банковского надзора, который осуществляет регистрацию банков, выдачу им лицензий, издает административные акты, касающиеся общих вопросов регулирования деятельности финансовых институтов. Полагаем, что с дальнейшим развитием рынка законодательство постсоветских государств воспримет тенденцию к разделению банковских властей, что обеспечит большую сбалансированность отношений в данной сфере.

    Банковское  регулирование как система правил, направленных на ограничение банковской активности в целях обеспечения стабильности банковской системы, осуществляется Национальным банком в следующих основных направлениях: установление требований к порядку вхождения на рынок банковских услуг; установление пруденциальных правил деятельности банков; осуществление непосредственного надзора за соблюдением требований банковского законодательства и применение мер воздействия к субъектам, допустившим нарушения.

    В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы  Национальный банк устанавливает для  банков нормативы безопасного функционирования: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка; минимальный размер нормативного капитала для действующего банка; нормативы достаточности нормативного капитала банка; нормативы ликвидности банка; нормативы ограничения кредитных рисков; нормативы ограничения валютного риска; нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций; иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов. [26, с.354]

    Общая характеристика данных нормативов содержится в Банковском кодексе, детальнее  же эти отношения регламентированы Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 28 сентября 2006 г. N 137, а также Инструкцией о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 24 января 2007 г. N 15. Следует отметить, что в целях осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе и комплексной оценки рисков Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью: банковских групп - совокупности банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица; банковских холдингов - совокупности банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций и иных юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица. [24, с.223]

    Банковский  надзор представляет собой наблюдение (дистанционное и контактное) центрального банка государства за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения.

    Значение  банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе. Действующие в Республике Беларусь нормативные правовые акты в этой сфере основываются на положениях документа Базельского комитета по банковскому надзору "Основные принципы эффективного банковского надзора" (1997 г.).

    Банковская  система Республики Беларусь сегодня  — важная сфера национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она воздействует как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом. Банковская сфера почти во всех странах относится к числу наиболее регулируемых, а также подлежащих контролю как со стороны органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного финансового контроля, так и со стороны негосударственных организаций, осуществляющих независимый финансовый контроль на коммерческой основе. Произошедшая унификация стандартов контрольной деятельности на мировом уровне вызвала необходимость выстроить систему процедур и правил национального финансового контроля, в том числе и в банковской сфере деятельности,

Информация о работе Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь